Литература американская
Литература американская
одна из значительнейш. лит-р англоязыч. мира. (Лит-ра негров США считается обычно сост. частью Л. а.; лит-ры индейцев, французов Луиз., чиканос рассматриваются отдельно.) Колонии Нов. Англии создавались пуританами, чья религ. практика требовала постоян. чтения Библии всеми прихожанами. Вплоть до 20 в. использовалась «Библия короля Якова», пер. нач. 17 в., яз. к-рого оказал огромное влияние на всю амер. словесность. В 17 в. читались гл. обр. ввозимые из Англии книги классиков англ. лит-ры (Дж. Чосер, У. Рели, У. Шекспир, Дж. Мильтон), антич. авторы (уже в 1621-28 в Вирг. выполнен первый пер. «Метаморфоз» Овидия, позже громадной популярностью пользовался Тацит), богослов. соч. Пуритане считали обязанностью каждого человека, обладающего лит. даром, содействовать построению сильного и добродет. гос-ва, т. е. проповедовать. При составлении проповедей (и суд. речей) осн. внимание уделялось логич. последовательности и точности выражений (в 1727 К. Мэзер посвятил спец. очерк стилистике проповеди). Первая издан. в Америке на англ. яз. кн. (Кембридж, Масс., 1640) была пер. псалмов. В дальнейшем печатались также проповеди, духов. стихи и даже покаян. речи преступников, произносившиеся перед казнью. Стихи крупн. поэтессы колон. Нов. Англии-Анны Брэдстрит (1613-72, жила в Масс. с 1630) посвящены, помимо религ. переживаний, умершему внуку, королеве Елизавете I, друзьям; их отличает эрудиция, скромная, но точная образность. В той же колонии пастор Э. Тейлор (16451729) писал стихи, передающ. потаен. эмоции человека через яркие образы, запретные для пуритан: пышные алтари, драгоцен. камни, фимиам. На протяжении 18 в. в Нов. Англии сложилось представление о самоценности худож. слова. Иначе обстояло дело в англикан. Вирг., где авторы геогр. описаний, делов. и документ. прозы не боялись вводить элементы худож. вымысла, оттенки, выражающ. личн. восприятие и отношение. Так, «Истинный рассказ о событиях в Виргинии», издан. Дж. Смитом в Англии в 1608, был документ. и кратким сообщением об обстоятельствах основания колонии, однако в изд. 1624 появились рассказ о Покахонтас, живописн. подробности скитаний по лесам и описание индейск. обычаев. Крупн. писателем колон. Юга был У. Бирд мл. Для квакеров Пенс. и сосед. колоний типичным был жанр дневника или духов. автобиографии; сами их авторы, как правило, ничего, кроме Библии, не читали, свою жизнь изображали стандартно (детство, первые религ. переживания, отроч. вольности, угрызения совести, обращение в квакерство), но лучшие образцы этой лит-ры «Некоторые годы одиночества» У. Пенна (1693), дневники Томаса Чокли (1749) и Джона Вулмена (1774) отличаются искренностью и ясностью яз. Худож. лит-ра в Америке не печаталась до 1744, когда Б. Франклин издал роман англ. писателя С. Ричардсона «Памела». Период борьбы за независимость, ознаменовался расцветом памфлетной лит-ры (ок. 9 тыс. брошюр); хотя она представляет гл. обр. ист. интерес, статьи Т. Пейна содержат образцы мужеств. и вдохновен. патриотич. патетики, повлиявшей на последующ. поколения американцев. Худож. творчество этого периода стимулировалось патриотич. чувствами, мечтами о грядущ. величии Америки, но грешило дидактизмом, копированием антич. образцов (Ф. М. Френо) и было быстро забыто. В 1783 Н. Уэбстер в «Блюбэкт спеллер» поставил перед литераторами задачу сделать страну такой же независимой в лит-ре, как и в политике; но попытка одного из «хартфордских остроумцев» Дж. Барлоу составить амер. нац. эпос «Колумбиада» (1807) оказалась неудачной. Более удачными были первые амер. романы: «семейный» («Власть чувства» У. Ч. Брауна, 1789), сатирический («Современное рыцарство» X. Г. Брекенриджа, печатался отд. выпусками 1792-1815), «готический» («Виланд» Ч. Б. Брауна, 1798). В 1790 принят закон об авторск. праве, к-рый защищал только права амер. авторов. В результате амер. книжн. рынок был заполнен пиратск. перепечатками англ. писателей. Дж. Ф. Купер писал книготорговцу М. Кэри: «Какой издатель захочет платить отечественному автору за мысли, которые он может ввезти даром?». В 1830 У. Э. Чаннинг призвал создать «подлинную американскую литературу», в 1836 такую цель поставила перед собой нью-йорк. группа «Молодая Америка», а 31.08.37 Р. У. Эмерсон в изв. речи перед об-вом Фи Бета Каппа провозглашал «духовную независимость» США от Англии. (Амер. авторы завоевали отеч. книжн. рынок в 1840-е; в 1850-57 их доходы достигли максимума 1/3 от цены продан. книг, к нач. 20 в. понизились до 10-15%. В 1891 США присоединились к междунар. конвенции по охране авторск. права.) Все же в нач. 19 в. в США возникла отеч. изящ. словесность как самостоят. сфера творчества. Первым классиком Л. а. стал В. Ирвинг, к-рого в Англии долго считали англ. автором, не веря, что в Америке могут так писать. Дж. Ф. Купер, создатель амер. ист. романа, и Т. М. Рид, изображая индейцев, следовали нормам эстетики романтизма, но Рид был заметно реалистичнее. В 1-й пол. 19 в. проповедь как осн. уст. лит. жанр утратила прежнее значение, зато полит. речи Д. Уэбстера, Г. Клея, Дж. К. Кэлхуна стали классикой оратор. искусства, мн. американцы заучивали наизусть целые пассажи и подражали им. В кон. 1820-х начала формироваться система масс. просвещения для взрослых, и практически все писатели 19 в., начиная с Эмерсона, были одновременно лекторами. (В культуре индейцев американцы также ценили прежде всего оратор. мастерство. Особой известностью пользовалась речь Логана, вождя минго (1774), полностью приведенная Т. Джефферсоном в «Заметках о штате Виргиния».) Примерно в 1830 южане выдвинули идею «южной нации», и лит. процесс на Севере и Юге стал действительно протекать различно. В Нов. Англии плеяда писателей, живших гл. обр. в городке Конкорд близ Бостона, Эмерсон, Г. Д. Торо, Н. Готорн, Г. Мелвилл, противостоя господствующ. «духу торгашества», в книгах, отличавш. совершенством стиля и филос. глубиной, подвергли пристальному анализу отношения человека с природой и об-вом. Торо первый эколог и автор самого слова «экология» удивительно изящно передавал гармонию жизни человека и жизни природы, особенно в «Уолдене» (1854) эта кн. произвела громадное впечатление на Л. Толстого. Готорн, чьи отмеч. мрачноватым колоритом рассказы посвящены жизни Нов. Англии 17 в., стал основоположником амер. психол. романа («Алая буква», 1850). Мелвилл крупн. амер. маринист. Начало регионал. лит-ре Юга положил Гилмор Симс (1806-70), поэт, автор ист. романов «Партизан» и «Ямасси» (1835). Крупн. литератор Юга-Э. А. По-стал писателем мир. значения. Хотя По был автором стихотв. шедевра «Ворон» (1845), Эмерсон объявил первыми «подлинно американскими стихами» «Листья травы» (1854) У. Уитмена. Накануне Гражданской войны в США пользовалась популярностью аболиционист. лит-ра, (см. Аболиционизм), в к-рой негры изображались идеализированно, чтобы вызвать безоговор. читат. сочувствие. Это характерно и для знаменитейшей кн. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852), немедленно переведен. на мн. языки мира, в т. ч. русский; южане (Дж. Фитцхью, У. Грейсон) не смогли столь же убедительно выступить в защиту рабства, хотя во время Гражд. войны творчество поэта Генри Тимрода пользовалось популярностью на Юге. Заселение амер. Запада в 1840-50-е привело к расцвету там фолькл. жанров: «шанти» (chanty) песен с хоров. припевом, ритм к-рого совпадал с ритмом выполняемой работы; ковбойских баллад (впервые собраны и изданы Дж. Ломэксом, 1910); тогда на Западе печатались почти исключит. сб-ки анекдотов и комич. баллад. Накануне и после Гражд. войны в Нов. Англии, на Юге и Западе возникла лит-ра «местного колорита», в целом следовавш. канонам критич. реализма. О. У. Холмс (1809-94) посвятил разным сторонам жизни Нов. Англии серию остроумных очерков «Самодержец обеденного стола» (1857-58); Бичер-Стоу подвергла анализу пури-танск. характер («Сватовство священника», 1859, «Олдтаунские старожилы», 1869); основатель амер. реализма Джон Уильям Дефорест в романе «Мисс Равенел уходит к северянам» (1867) дал одно из лучших описаний событий Гражд. войны, а Т. У. Хиггинсон опубл. в 1870 «Военные будни в черном полку» первый амер. лит. репортаж. Характерной для «позолоченного века» всеобщей погоне за богатством, порче яз. и стиля пытались противостоять «бостон-ские брамины» поэт и прозаик Р. Г. Стоддард (1825-1903) и крупн. лит. критик Э. К. Стедмен (1833-1908); позицию самоизоляции выбрала «затворница из Амхерста» Э. Дикинсон, в чьих стихах очень интересно сочетались мистич. и лирич. мотивы. Исчезающее культур. своеобразие Юга по-своему увековечили: фольклористы, издавшие в 1867 первый сб. негр. духов. песен спиричуэлс («Песни рабов Соединенных штатов», 1867); Дж. Ч. Харрис в «Сказках дядюшки Римуса» (1880); Томас Нелсон Пейдж (заявивший, что на Юге «добродетели намного превосходили пороки, а достоинства ни с чем не сравнимы... То была... самая чистая и сладкая жизнь, к-рая когда-либо существовала» сб. повестей «В старой Виргинии», 1887); поэт Ирвинг Рассел (1853-79) и Джордж Кейбл, автор сб. рассказов «Старые креольские времена» (1879). Наиб. популяр. писателем Запада долго был Гарт Ф. Брет. Столь же колоритно, но гораздо достовернее изобразил жизнь ковбоев Оуэн Уистер в романе «Виргинец» (1902). Общеамер. значение во 2-й пол. 19 в. имело поэт. творчество Г. У. Лонгфелло. А. Линкольн, чьи речи и др. произведения отличаются выс. лит. достоинствами, был посл. амер. вел. оратором 19 в. Всемирно изв. писателем стал Марк Твен. Классик амер. новеллы О. Генри, чьи произведения долго считались юмористическими и развлекательными, остро чувствовал трагизм жизн. ситуаций и мастерски, но без малейшей навязчивости давал точную морал. оценку действиям своих героев. От «нежного реализма» У. Д. Хоуэлса, холодноватого психологизма Г. Джеймса соч. писателей-натуралистов (Ф. Норрис и др.) отличались не только выраж. вниманием к негатив. сторонам амер. действительности, но и убеждением, что человек не способен противостоять злу, что его поступки фатально детерминированы и он по совести не может за них отвечать (кн. X. X. Гарленда «Разрушающиеся идолы»,1894). Но мн. писатели, начинавшие как натуралисты, в дальнейшем преодолевали этот фатализм (макрейкеры, Дж. Лондон). Литераторы, группировавш. с 1911 вокруг ж. «Masses»,-Дж. Рид, К. Сэндберг, Ю. О'Нил, а также Т. Драйзер, Р. Фрост, С. Льюиснаписали свои осн. произведения после Первой мировой войны.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.