лит. народа, населявшего в I тыс. до н. э. Балканский п-ов, о-ва Эгейского моря, зап. побережье М. Азии (Ионию), а затем Сицилию, юго-зап. и южн. побережье Италии, Сев. Африку и Бл. Восток. Письменному периоду Л. д., к-рый начинается поэмами Гомера, предшествовал длительный этап ее фольклорного бытования. Свед. о нем и более поздн. свид-ва содержатся во мн. памятниках Л. д. У др. греков существовали рабочие песни, сопровождавшие процесс труда, и культовые гимны, посвященные разл. богам (дифирамбы, пеаны, парфении и др.); песни, предназначенные для свадебного обряда (гименей, эпита-ламий), и плачи над усопшими (френы). Из поколения в поколение передавались героич. предания о прошлом, носителями к-рых были аэды - профессиональные певцы-импровизаторы. Облик таких сказителей увековечен в образе слепого певца Демодока («Одиссея», кн. VIII). С переходом эпич. поэзии от аэдов к рапсодам в Ионии оформляются первые письменные памятники Л. д. - приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея» (2-я пол. VIII в.), в к-рых многовековые традиции устной героич. поэзии подчинены неоспоримому худож. и композ. единству. Др. образцы раннего гр. мифолог, эпоса не сохран. К рубежу VIII - VII вв. относятся и первые произв. дидактич. эпоса: беотийский поэт Гесиод систематизирует родословные богов («Теогония») и сводит воедино хоз. предписания, нрав, назидания и свои представления об идеальном обществ, устройстве («Труды и дни»).
Время бурного становления гр. городов-государств, отмеченное борьбой с пережитками родового строя и стремлением личности к высвобождению из устаревших этич. норм (VII - VI вв.) вызывает к жизни появл. ранней лирики в неск. ее разновидностях, к-рые (так же, как и в эпосе) уходили корнями в долит, жанры. Ритуал. поношение в культе богини плодородия Деметры дает нач. ямбо-графии с ее обличительной, часто персональной направленностью (Архилох, Гиппонакт). В Ионии возникает элегия ´ используя гомеровские образы и эпич. ионийский диалект, поэты-элегики ставят перед собой нов. мировоззренческие задачи, призывая сограждан не только к мужественному отпору вражескому нашествию (Каллин), но и к сплочению всего гражд. коллектива и осознанию им нрав, норм, соблюдение к-рых обеспечивает гос-ву благополучие и процветание (Тиртей, Солон). Одновр. с Тиртеем, в последней трети VII в. творит в той же Спарте Алкман, оставивший первые образцы хоровой мелики. Первонач. толчок развитию этого вида лирики дал еще в 1-й пол. VII в. Терпандр, приглашенный спартанцами с о-ва Лесбос, где, судя по всему, существовала длительная и прочная поэтич. традиция. С Лесбоса происходил полулегендарный Арион, придавший лит. форму дифирамбу и тем подготовивший возникновение трагедии; на Лесбосе в 1-е десятилетие VI в. в твор-ве Сапфо и Алкея оформляется сольная мелика, унаследовавшая песенные традиции культовых содружеств. посл. выдающимся представителем сольной мелики был Анакреонт, уступавший, ода., Сапфо в глубине изображения внутр. мира человека. 2-я пол. VI в. - 1-я пол. V в. явл. временем расцвета хоровой мелики. На зап. (в Сицилии и Южн. Италии) она представлена твор-вом Стесихора, внесшего много нового в разработку традиц. эпич. материала, в материковой Греции - поэзией Симонида, Пиндара и Вакхшшда. Особое развитие получают дифирамбы и пеаны, призванные объединить граждан вокруг культа прославляемых богов и поднять знач. общин, к-рым они покровительствуют; видное место занимает эпиникий, поскольку слава победителя на общегр. играх распространяется на его родной город. С сер. V в. значение эпиникия падает вместе с сокращением той роли, к-рую играли в обществ, жизни полисов представители знатных родов. С подъемом в V в. демократических Афин на первый план выходит драма, к-рая в обеих своих разновидностях - в трагедии и в комедии - обращается в дни общенар. празднеств ко всему гражд. коллективу. Афинская трагедия в твор-ве своих лучших представителей ставит перед соотечественниками серьезнейшие нравственные проблемы: соотношение челов. деяния с вечным законом справедливого воздаяния (Эсхил) и личная ответственность человека перед лицом этого закона (Софокл). Кризисные явления в мировоззрении и практике афинской демократии находят отражение в твор-ве Еврипида. С др. ст., эти же явления становятся объектом беспощадного осмеяния в комедии Аристофана, совмещающей политическую злободневность с фантастическим сюжетом. Потребность в осознании обществ, процессов, приведших к возвышению Афин в годы Греко-персидских войн и их острейшему кризису в годы Пелопоннесской войны, порождает во 2-й пол. V в. ист. труды Геродота и Фукидида; если первый мыслит все еще такими архаич. категориями, как гнев и зависть богов, то второй, исключая всякое божественное вмешательство в ход событий, ищет объяснения им в эконом, и полит, интересах воюющих сторон, не оставляя без внимания и субъективные мотивы поведения полит, деятелей. В ист. прозе Ксенофонта роль личного фактора становится определяющей.
Обществ, практика афинской демократии с публ. обсуждением важнейших вопросов в народном собрании и столкновением сторон в судебных делах дает в V в. мощный толчок развитию публ. и судебного красноречия (Лисий) и формированию риторики как науки. Знач. роль в этом процессе играет софистика, затем Исократ; своей вершины оратор, иск-во достигает уже в IV в. в деятельности Демосфена. Особой отраслью худож. прозы становится филос. диалог (Ксенофонт, Платон). В трудах Платона и Аристотеля закладываются основы теории литературы. Новый этап Л. д. открывается с походами Александра Македонского и оформлением эллин, гос-в. Хотя в самих Афинах в посл. четверти IV в. наступает новый расцвет комедии (Менандр), центрами лит. активности становятся столицы нов. царств, прежде всего - Александрия в Египте. Здесь в III в. наряду с попытками возрождения мифолог, и ист. эпоса (Аполлоний Родосский, Риан) возникают нов. критерии худож. твор-ва, связанные в первую очередь с именами Каллимаха и Феокрита, и нов. поэтич. формы - эпиллий, идиллия, мимиямб. Широко распространяется экспериментирование в обл. жанров и стилей, к-рое приводит подчас к значительным худож. достижениям, но не ставит целью вывести лит. за пределы узкого слоя образован, греков, составляющих окружение царского двора. Вместе с тем вне крупных центров утверждаются в III в. «низовые» жанры: киническая диатриба (Бион Борисфенит), сатир, диалоги Мениппа; несколько позже - любовная новелла (Аристид Милетский). Любовная тематика явл. в эпоху эллинизма едва ли не гл. содержанием эпиграммы, к-рая остается чрезвычайно распространенным жанром вплоть до самого конца античности.
Проникновение гр. культуры на восток, вовлечение в круг ее влияния нов. стран и народов способствует возникновению псевдоист. описаний подвигов царей и героев; гл. роль в таких произв. играют приключения и чудеса (ядро романа о деяниях Александра; первые образцы ареталогии, в к-рой соединяются эллин, и вост., особенно египет., элементы).
Покорение Греции Римом (завершающий акт - взятие Коринфа в 146 до н. э.) и постепенное превращение эллин, гос-в в рим. провинции еще больше сужает мировоззренческий горизонт Л. д. В эпоху рим. владычества складывается довольно пестрая картина противоборствующих лит. направлений и стилей. С одн. ст., в I - II вв. в рамках второй софистики расцветает (преим. в М. Азии) лишенное серьезного содержания парадное красноречие с его декламационными эффектами, с др. - в эпистолографии появл. искусная имитация бесхитростной простоты. Все большее внимание привлекает прошлое. В стшь плане это выражается в распространении аттикизма, в содержательном - в собирании всякого рода свед. о царях и великих полководцах; в рамки этого процесса вписываются «Параллельные жизнеописания» Плутарха с их очевидной морализирующей установкой. Архаизирующие тенденции, как, впрочем, и современность с ее религ. увлечениями и шарлатанством всяких пророков подвергаются осмеянию в твор-ве Лукиана. Особое место в лит. продукции I - III вв. занимает Любовный роман. Истоки его уходят, no-вид., еще в позднеэллин. время, когда ист. или псевдоист. персонажи становятся героями запутанного повеств. с непременной разлукой влюбленных и многочисл. испытаниями их верности. В дошедших до нас образцах гр. романа (само назв. жанра принадлежит к более поздн. вр.) искусно развивается его традиц. схема, содержащая встречи и расставания влюбленных, морские бури и плен у разбойников, мнимую смерть и чудесное воскресение. В последние века античности возрождается интерес к двум жанрам. Появл. новые имена в обл. торжественного красноречия (IV в. н.э.: Либаний, Фемистий), с чем связано, в свою очередь, закрепление правил и норм школьной риторики. С др. ст., делаются попытки «возвращения» к эпосу в твор-ве Квинта Смирнского (с его «Продолжением» Гомера) и Нонна.
В. Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)