Литература римская

Найдено 1 определение
Литература римская
лит, на лат. языке III в. до н. э. - VI в. н. э., носителями к-рой (по мере распространения лат. яз.) было население сперва Лация, потом всей Италии, еще позднее - всех обл. зап. и отчасти вост. Средиземноморья.
   Долит, период рим. лит. (V - IV вв.) известен лишь по поздним свид-вам: памятники его не сохран. Лирика была представлена в это вр. обрядовыми песнями (молитв., свад., похоронными); эпос - «пиршественными песнями» о подвигах рим. героев; драма - ателланами и муз. представлениями, развившимися из фесценнин; проза - оратор, речами, текстами законов, анналами. Первый шаг к письм. лит. сделал Аппий Клавдий (цензор 312), записавший свои речи и составивший под своим им. сб. нрав, сентенций в стихах. В период расцвета и кризиса Республики (III - II вв.) Рим, расширяя владения, все больше попадает под влияние гр. культуры; традиц. идеология переосмысляется в духе гр. философии, индивидуализма, духовного самосовершенствования (кружок Сципиона Млад­шего); сопротивление эллинизации, напротив, борется за «нравы предков» (Катон Старший). Постепенно осваиваются все осн. жанры гр. поэзии с их метрикой и стилистикой. Является эпос - сперва переводной («Одиссея» Ливия Андроника), потом национальный (ист. поэмы Невия и Энния). Переработки гр. «новой» комедии делают Плавт (в духе шутовского народ, театра) и Теренций (ближе держась изящного психологизма подлинников), потом начинают сочиняться тогаты и лит. ателланы из рим. быта. Трагедию разрабатывают по гр. образцам Пакувий и Акций. Специф. римский жанр сатуры создает в подражание эллин, сб. Луцилий; к к. II в. появились первые произв. рим. лирики (кружок Лутация Катула). В период падения Республики (1-я пол. I в. до н. э., «золотой век прозы») гр. культура окончательно освоена Римом: она выходит за пределы аристократ, кружков и распространяется в ср. слоях населения через посредство ритор, школ и популярных филос. трактатов и диалогов (Цицерон, Варрон). Цицерон сформулировал новый культ, идеал человека, соединяющего образованность филос. (как средство индивидуального совершенствования) и риторич. (как средство обществ, воздействия). В обстановке соц. противоречий и гражд. войн теряют значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получают развитие, с одн. ст., красноречие- как главное средство обществ, борьбы, с др. - поэзия как средство ухода из обществ, кризиса в личную жизнь. Центр, фигура в иск-ве красноречия - Цицерон: именно он, упорядочив выразительные средства лат. яз., больше всего сделал для выработки всех оттенков лат. прозаич. стиля - высокого (в речах), среднего (в трактатах), простого (в письмах). С красноречием смыкается историография, описывающая полит, события современности или недавнего прошлого (Цезарь, Саллюстий). Поэзия представлена дидактич. поэмой Лукреция (познание мира и примирение со смертью как спасение от жизненных бурь) и лирикой Катулла и неотериков (уход в мир любви, дружбы и ученого эстетства по александрийским образцам).
   В период становления империи (2-я пол. I в. до н. э., «золотой век поэзии») Август, стремясь привлечь на свою сторону обществ, мнение, поддерживает «кружок Мецената», в к-рый входили Вергилий, Гораций и др. Они видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с ее доблестями; поэтому, несмотря на хвалы Августу, их твор-во явл. скорее завершением эпохи Республики, чем началом эпохи Империи. Вергилий движется от ностальгии о безмятежном «золотом веке» («Буколики», первый образец идиллич. жанра) к эпосу об ист. миссии Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир («Энеида»); Гораций - от резких «Эподов» и «Сатир» к величавым «Одам» и успокоенным «Посланиям». Они вырабатывают нормы поэтич. языка, их эстет, идеал - монументальность, гармония, ясность; «Наука поэзии» Горация стала знаменита как программа уравновешенного классицизма. В след, поколении Тибулл и Проперций, давшие первые образцы элегич. жанра, хоть и продолжают традицию Катулла, но прославляют и мир, и рим. старину. Поэзия господствовала в лит. эпохи: если для Цицерона идеал соединения философии и словесного иск-ва воплощался в ораторе, то для Горация - в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в нов. условиях теряет значение, ист. жанр сближается с эпосом в огромной «Истории» Тита Ливия, 169
   В период расцвета и кризиса Империи (I - III вв. н. э., «серебряный век») рим. культура развивалась параллельно с гр., но уже независимо, соперничая с ней и формируя основы, заложенные в I в. до н. э. Распространение культуры захватывает провинции (Испанию, потом Африку), давшие многих видных писателей. Однако в нов. обществ, условиях идеолог, содержание лит. или питалось оппозиц. настроениями (в лучших произв.), или сводилось к офиц. панегиричности. Последний великий поэт эпохи Августа, Овидий, принимавший новую действительность радостно, но без преклонения перед стариной и без подчеркутой гражданственности, попадает в ссылку за аполитизм своих любовных элегий и поэм («Наука любви»). Наступает эпоха стал, экспериментов. Первый ее этап (1-я пол. и сер. I в.) - господство «нового стиля», выработанного в ритор, школах, патетического, сентенциозного, эффектного и броского, взятого на вооружение сенатской стоической оппозицией. В прозе он находит самое полн. выражение в трактатах и письмах Сенеки Младшего; в драме - в его же декламационных трагедиях; в эпосе - в «Фарсалии» Лукана; в сатире - у Персия. Как оттеняющая часть он входит и в полистил. роман Петрония «Сатирикон» с его эпикурейским ироническим скепсисом. Чужды ему лишь стихотв. басни Федра, рассчитанные на более низкие круги читателей. Второй этагъ (к. I - нач. II в.) - это реакция на «новый стиль», неоклассицистическое возрождение стиля «золотого века», отвечающее компромиссу между имН. властью и сенатской оппозицией. Квинтилиан в «Воспитании оратора» перерабатывает гуманистический идеал Цицерона применительно к новой обстановке, его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремится подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в своих эпопеях - Вергилию. Иначе - сохраняя, но монументализируя черты «нового стиля» - откликаются на запросы времени Ювенал в своих сатирах и Тацит в ист. соч.; наоборот, из большой формы в малую дробится петрониевская ирония у Марциала в его эпиграммах. Третий этап (II в.) - господство архаизма: бурное возрождение гр. лит. в Рим. империи оттесняет лат. лит. на второй план, многие рим. писатели (Элиан, Марк Аврелий) пишут свои соч. по-гр., а по аналогии с гр. аттикизмом и в Риме начинают предпочитать Вергилию Энния и Цицерону Катона Ст. (Фронтон). Крупнейший писатель этого вр. - Апулей, полистилистикой своего романа, речей и трактатов вновь напоминающий Петрония; но эстетская ирония уже оттенена у него патетическим мистицизмом.
   В период падения Империи (III - VI вв.) на первый план постепенно выходит христианская лит.: ограниченная ранее догматическими и полемическими соч. (Тертуллиан, Киприан, Лак-танций), теперь она усваивает технику рим. риторики и поэзии (проповеди- и гимны Амвросия, письма «цицеронианца» Иеронима и особ. «Исповедь» Августина, открывающая для лит. психол. глубину, недоступную античности). По ср. с ними отступают на второй план авторы, продолж. антич. традиции: поэт малых жанров Авсоний, 170 эпик и панегирист Клавдиан, подражатель Тацита Аммиан Марцеллин и др. Растет культ, разобщенность между частями Империи, лит. замыкается в пределах провинций, а потом варварских королевств: Галлия дала Рутилия Намациана и Аполлинария Сидония (V в.), Италия - Боэтия (VI в.), Африка - поэтов т.н. латинской антологии (VI в.). К кон. VI в. традиции антич. лит. форм быстро слабеют и сходят на нет, начинаются «темные века» - переход к лат. средневековой лит. На протяжении послед, тысячи лет уцелевшие памятники лат. лит. были единств, источником знакомства Зап. Европы с античной культурой. В эпоху Возрождения открылся доступ к др.-гр. лит., выработался ист. взгляд на античность, но влияние рим. лит. на лит. Возрождения и классицизма все же было больше, чем греческой. Только предромантизм XVIII в. и нем. классика (Винкельман, Гете) сдвинули интерес с рим. культуры на греческую: филология XIX в. стала считать рим. лит., подражательной и худож. слабой. Лишь в XX в. европ. культура осознает свое сходство не с дробным полисным миром, а с миром больших держав эллинской и римской эпохи; происх. переоценка рим. лит., становится ясно, что рим. «отклонения» от гр. образцов складываются в связную систему и представляют самостоят, филолог, и общекульт. интерес.
   М.Г.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997