область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе, литературоведения Занимается истолкованием и оценкой произведении литературы с точки зрения художественного значения и общественной роли в ряду других.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Литературная критика
В эпоху античности Л. к. развивалась в гесной связи с риторикой и поэтикой. Ее возникновение связано с деятельностью софистов, изучением жанров др.-греч. поэзии, в первую очередь гомеровской эпохи, по законам риторики, морали и педагогики. Существуют различные точки зрения относительно того, насколько здесь играли роль эстетич. оценка произведения и стремление восстановить его подлинный текст. В творчестве представителей др. аттич. комедии (Аристофан) содержится значительный элемент Л. к (анализ проблем трагедийною искусства в комедии «Лягушки»). Развитие Л. к. достигло своей кульминации в период эллинизма. Это нашло выражение в занятиях филолоюв Александрийской школы, в соответствии с нормами «эстетической критики» создававших каноны «образцовых» авторов в каждом из родов литературы и занимавшихся восстановлением и толкованием текстов (Аристофан Византийский, Аристарх). Это было также характерным признаком Л. к. в Др. Риме (комментирование Элием Стилоном и Варроном комедий Плавта). Позднее предмсюм др.-рим. Л. к. стал анализ стиля и художеств, средств произведений (Квинтилиан, Фронтон, Геллий).
Источник: Словарь античности. 1989
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ
особая часть словесности, как бы пограничная между собственно художественной литературой и наукой о литературе. В отличие от науки о литературе (литературоведения), критика анализирует только современные произведения. Одна из задач литературной критики – истолкование, разъяснение смысла произведения. Критик показывает, каков замысел писателя и насколько удачно он воплощен в тексте, какова основная мысль произведения, как решает автор ту или иную проблему и относится к своим персонажам. Истолковывая художественное произведение, критик помогает читателю понять его. Такое стремление неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла произведения, ведь любой художественный текст многозначен, критик же пишет лишь о некоторых смыслах, идеях, мотивах произведения, которые он считает главными, наиболее важными.
Другая цель критики – сопоставление анализируемого произведения и современной автору действительности: критик решает, насколько полно и точно автор воссоздал в произведении действительный мир, передал мироощущение, мировидение времени. Результатом критического анализа является оценка произведения: совершенно оно или слабо в художественном отношении. Оценивая произведение, критик часто сравнивает его с другими произведениями писателя или с сочинениями иных авторов. На основании такого анализа критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приемы будут в ней преобладать.
Критика обращена к широкому читателю, и еще одна ее задача – информировать читателя о литературных новинках, о том, что стоит прочитать и что читать не обязательно.
Литературная критика – это самосознание художественной литературы. Идеи и советы критиков влияют на развитие литературы, а представления об образцовых произведениях, о средствах (критериях) оценки критика заимствует из художественной словесности.
Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Так, предисловие французского писателя В. Гюго к написанной им драме «Кромвель» (1827) было не только критическим разбором предшествующей французской литературы, следовавшей строгим художественным правилам (этот период в литературе принято называть классицизмом), но и манифестом нового направления (романтизма), провозгласившим право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. Художественные принципы нового литературного течения, детально изображающего типичные случаи и ситуации повседневной, «некрасивой» жизни, – натуральной школы – излагал и отстаивал в своих критических статьях 1840-х гг. В. Г. Белинский. Он стал своеобразным «теоретиком» натуральной школы. Созданию нового течения в русской литературе 1890-х гг. – символизма – предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены черты будущих произведений.
Литературная критика как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в. В это время появилась и стала господствующей новая форма бытования литературы – журнал, возросло число публикуемых произведений, обострились споры между литераторами различных направлений, расширился круг читателей. Как литературные критики выступали известнейшие западноевропейские и рус. писатели 18 – нач. 19 в.: Ф. Шиллер, И. В. Гете, Н. М. Карамзин. С формой журнала связаны жанры литературной критики: рецензия и статья. Рецензия – это краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки. Статья – развернутый анализ одного произведения или, чаще, творчества одного автора или произведений, вышедших в свет в течение одного уходящего года.
Другая цель критики – сопоставление анализируемого произведения и современной автору действительности: критик решает, насколько полно и точно автор воссоздал в произведении действительный мир, передал мироощущение, мировидение времени. Результатом критического анализа является оценка произведения: совершенно оно или слабо в художественном отношении. Оценивая произведение, критик часто сравнивает его с другими произведениями писателя или с сочинениями иных авторов. На основании такого анализа критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приемы будут в ней преобладать.
Критика обращена к широкому читателю, и еще одна ее задача – информировать читателя о литературных новинках, о том, что стоит прочитать и что читать не обязательно.
Литературная критика – это самосознание художественной литературы. Идеи и советы критиков влияют на развитие литературы, а представления об образцовых произведениях, о средствах (критериях) оценки критика заимствует из художественной словесности.
Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Так, предисловие французского писателя В. Гюго к написанной им драме «Кромвель» (1827) было не только критическим разбором предшествующей французской литературы, следовавшей строгим художественным правилам (этот период в литературе принято называть классицизмом), но и манифестом нового направления (романтизма), провозгласившим право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. Художественные принципы нового литературного течения, детально изображающего типичные случаи и ситуации повседневной, «некрасивой» жизни, – натуральной школы – излагал и отстаивал в своих критических статьях 1840-х гг. В. Г. Белинский. Он стал своеобразным «теоретиком» натуральной школы. Созданию нового течения в русской литературе 1890-х гг. – символизма – предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены черты будущих произведений.
Литературная критика как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в. В это время появилась и стала господствующей новая форма бытования литературы – журнал, возросло число публикуемых произведений, обострились споры между литераторами различных направлений, расширился круг читателей. Как литературные критики выступали известнейшие западноевропейские и рус. писатели 18 – нач. 19 в.: Ф. Шиллер, И. В. Гете, Н. М. Карамзин. С формой журнала связаны жанры литературной критики: рецензия и статья. Рецензия – это краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки. Статья – развернутый анализ одного произведения или, чаще, творчества одного автора или произведений, вышедших в свет в течение одного уходящего года.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006