Литургические цвета

Найдено 1 определение
Литургические цвета
Литургическими цветами в христианском богослужении называют цвета литургических облачений священнослужителей. В римском обряде Католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов имеет давнюю историю. В богослужении римского обряда литургические цвета меняются, главным образом, в соответствии с годичным циклом литургического года; а также при служении особых месс и во время совершения некоторых таинств. В настоящее время используется пять основных цветов — фиолетовый, белый, зеленый, красный и черный, и несколько дополнительных — розовый, голубой; а также белый с золотым и серебряным шитьем. В прошлом также использовались желтый и «пепельный» цвета.
История
Примеры связи между цветом и христианскими понятиями встречаются уже в ранней Церкви. Святой Амвросий Медиоланский писал, что фиолетовый цвет характеризует исповедников, красный — мучеников, а белый — дев. [1]. Однако, использование облачений различных цветов для богослужений в зависимости от текущего литургического периода или праздника, возникло, как представляется, не раньше IX столетия [2].
Многочисленные монастырские уставы, созданные в X—XII веках, уже содержат указания на богослужебный цвет, главным образом, белый или черный. Однако устав монастыря Клюни уже в XI веке предписывает золотой и серебряный цвет облачений для праздников Рождества и Пятидесятницы. [3]
В начале XIII века в понтификат папы Иннокентия III в Риме сложились правила, регулировавшие цвет используемых облачений. Иннокентий III в своем трактате «О святом таинстве алтаря», написанном еще до своего избрания на папский престол, говорит об использовании белого цвета для праздников, красного — в дни мучеников, Святого Креста и на Пятидесятницу, черного — в периоды постов и для заупокойных месс, а зеленого — в обычные дни. Наряду с основными цветами использовались фиолетовый, алый и шафраново-желтый. Однако эти правила носили местный характер и очень многие монастыри и епархии имели собственные традиции, касающиеся цвета в литургическом облачении.
Общие для всей Католической церкви римского обряда правила, базирующиеся на использовании пяти основных цветов, установил папа Пий V во второй половине XVI века. Цвета литургических одежд, предписанные миссалом Пия V, употреблялись вплоть до реформы папы Павла VI середины XX века, в ходе которой в правила было внесено несколько изменений. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный и черный цвет службы Страстной пятницы также на красный.
Символика
Использование в литургии одеяний разного цвета имеет глубоко символический характер. Белый цвет традиционно воспринимается как цвет чистоты, невинности; а также радости и триумфа. Красный цвет — цвет крови, с древних времен Церковь считала красный — цветом мучеников. Фиолетовый цвет в латинском обряде символизирует покаяние. Черный цвет символизирует траур и скорбь; зеленый — цвет жизни и надежды.
Таблица литургических цветов
Цвет Обязательно Факультативно
Зеленый
* Рядовое время
Фиолетовый
* Адвент
* Великий пост
* Великая суббота
* В таинстве исповеди
* Третье воскресенье Адвента
* Четвертое воскресенье Великого поста
* День поминовения усопших (2 ноября)
* Месса за усопших
Белый
* Рождество
* Пасха
* Великий четверг
* Праздники, посвященные Спасителю
* Праздники, посвященные Богоматери
* Праздники, посвященные ангелам
* Рождество Иоанна Крестителя (24 июня)
* День всех святых (1 ноября)
* Праздники святых (за исключением мучеников)
* В таинстве брака
Красный
* Пятидесятница
* Вход Господень в Иерусалим
* Великая пятница
* Праздник Святого Креста
* Память апостолов
* Память евангелистов
* Память мучеников
* День Святого Духа
* В таинстве миропомазания
Черный
* День поминовения усопших (2 ноября)
* Месса за усопших
Розовый
* Третье воскресенье Адвента
* Четвертое воскресенье Великого поста
Голубой
* Праздники, посвященные Богоматери в некоторых епархиях
Дополнительными цветами, используемыми в римском обряде являются розовый и голубой.
* Розовый цвет может факультативно использоваться для литургического облачения третьего воскресенья Адвента и четвертого воскресенья Великого поста
* Голубой цвет, в виде исключения, разрешен для епархий Испании и Латинской Америки на праздники, посвященные Деве Марии (вместо белого).
Облачения белого цвета разрешается заменять облачениями с золотым и серебряным шитьем по белому фону.
В отдельных епархиях допускаются небольшие исключения из общих правил. Так в США на мессах за усопших может использоваться белый цвет, а не черный или фиолетовый. В данном случае белое одеяние символизирует надежду на воскресение мертвых.
Литература
* Legg, J. W. Notes on History of Liturgical Colours (London, 1882)
* Ткаченко А. А. Эмблематика литургических цветов в трактате Джованни Лотарио (папы Иннокентия III) «О святом таинстве алтаря» // SIGNUM. М., 2005. № 3.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002