Литургический год

Найдено 1 определение
Литургический год
Литурги?ческий или церко?вный год — совокупность различных событий, воспоминаемых Церковью в течение года. В современной Католической Церкви (латинского обряда) церковный год определяется новым церковным календарем, введенным Папой Павлом VI в motu proprio Mysterii paschalis, опубликованном 14 февраля 1969 года. Основным документом, описывающим правила построения церковного календаря, являются «Общие нормы для литургического года и календаря». В дальнейшем в статье пойдет речь именно о современном календаре, со ссылками, при необходимости, также на старый, дореформенный календарь.
Богослужебные циклы
В Римском обряде, как и во многих других, богослужебный год можно представить в виде ряда вложенных циклов, включающих воспоминания определенных праздников или святых. В частности, в Римском обряде можно выделить следующие циклы:
Суточный цикл, то есть, последовательность богослужений, совершаемых в течение суток. Рассмотрение этого цикла выходит за рамки данной статьи, подробнее об этом см. Литургия часов.
Недельный цикл. Согласно древней традиции, каждый день недели посвящен какому-либо святому или событию. В традиции Римского обряда сформировались следующие посвящения:
* Воскресенье — Христову Воскресению и Святой Троице
* Понедельник — Святому Духу и душам в чистилище
* Вторник — Святым ангелам
* Среда — Святому Иосифу
* Четверг — Святым Дарам
* Пятница — Страстям Христовым и Его Святому Сердцу
* Суббота — Пресвятой Богородице и ее Непорочному Сердцу
В современной практике из этих посвящений сохранились преимущественно два: пятница, как день воспоминания крестных страданий Господа (в этот день предписывается воздержание от мяса), и воскресенье, как день Воскресения Христа из мертвых. Также может совершаться богослужение в честь Пресвятой Богородицы в субботу.
Месячный цикл. Каждый месяц года также имеет в традиционном календаре свои посвящения:
* Январь — имени Иисуса
* Февраль — Святому Семейству
* Март — Святому Иосифу Обручнику
* Апрель — Святым Дарам
* Май — Пресвятой Богородице
* Июнь — Святому Сердцу Иисуса
* Июль — Пречистой Крови Христовой
* Август — Непорочному Сердцу Богородицы
* Сентябрь — Семи скорбям Марии
* Октябрь — Розарию Пресвятой Богородицы
* Ноябрь — Поминовению усопших
* Декабрь — Непорочному Зачатию
В современной практике сохранились в основном три из них. Май и октябрь посвящены Пресвятой Богородице (в мае обычно читается Лоретанская литания, а в октябре — розарий), а ноябрь посвящен поминовению усопших
Годичный цикл. Годичный цикл, то есть, последовательность событий, воспоминаемых в течение года, складывается из двух циклов праздников — подвижных и неподвижных. Подробнее о них будет сказано далее. Говоря обобщенно, годичный цикл складывается из нескольких частей (которые в литургических книгах именуются «время» (tempus)) следующим образом:
* Адвент — начинается за 4 воскресенья до Рождества
* Рождественский период — от Рождества до воскресенья после Богоявления
* Рядовой период (tempus per annum) — до начала Великого Поста
* Великий пост — от Пепельной среды до Страстной среды
* Пасхальное Триденствие — три последних дня Страстной недели и первый день Пасхи выделяются в особое время, именуемое Священное Пасхальное Триденствие
* Пасхальный период — от Пасхи до Пятидесятницы
* Рядовой период — Рядовой период возобновляется после Пятидесятницы с той недели, на которой он был прерван началом Великого поста.
Помимо этого, можно назвать еще несколько циклов, связанных с богослужебным чтением Писания. Так, чтение Писания на мессе в будние дни определяется двухлетним циклом (четные и нечетные годы), а в воскресные дни — трехлетним (годы A, B, C). Чтения на Часе чтений могут совершаться по одно- или двухлетнему циклу. Псалтирь на Литургии часов прочитывается в течение 4-х недель.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
899.31 кб

ОТРАЖЕНИЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ГОДА В ЦЕРКОВНО-МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЁВА

Карманов Константин Леонидович
Статья посвящена обзору проблематики начала возрождения русской духовной музыки и нового этапа ее развития в конце XX века.
Читать PDF
280.54 кб

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ДРАМАТУРГИИ И ТЕМАТИЗМЕ ОРАТОРИЙ А. ОНЕГГЕРА КОНЦА 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Калошина Галина Евгеньевна
В данной статье внимание автора сосредоточено на религиозных аспектах драматургии трёх наиболее значительных монументальных сочинений А.