(Litvinne; Литвин — сцен. псевд.; наст. имя и фам. Франсуаза-Жанна Шютц; по мужу Литвинова) [31. 8 (12.9). 1861 (в нек-рых источ. 1863), Петербург — 12.10.1936, Париж] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Музыке и пению обучалась у лучших педагогов Италии. С 15 лет жила в Париже, где по совету певца Ж. Буи в течение трех лет брала уроки пения у Барт-Бандералли, затем у П. Виардо (нач. 1880-х гг.). В 16 лет впервые выступила в париж. зале "Плейель", где исп. арию Леоноры ("Трубадур"). В 1884 дебютировала в партии Амелии Гримальди на сцене париж. Итал. т-ра (эту роль готовила под рук. В. Мореля, а также пользовалась советами братьев Э. и Я. де Решке). Позднее пела в Бордо, Женеве (здесь по приглашению Ж. Массне исп. партию Саломеи в его опере "Иродиада"), Барселоне (где за три дня подготовила под рук. И. Альбениса партию Донны Анны — "Дон Жуан"), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера"). В сезоне 1886/87 выступала в Брюссельском т-ре "Ла Монне" (в партиях лирич., колор. и драм. сопрано, а также впервые исп. партию Брунгильды — "Валькирия"). В 1888 пела в Риме (т-р "Констанци") и Венеции (т-р "Ла Фениче"). В следующем сезоне выступала на сцене париж. т-ра "Гранд-Опера" (по желанию Ш. Гуно исп. партию Маргариты — "Фауст"). Затем была приглашена в Неаполь (т-р "Сан-Карло") и Милан (1890, т-р "Ла Скала", на сцене к-рого пела с М. Баттистини и Э. Кальве). В октябре того же года дебютировала в партии Валентины в моск. Большом т-ре. Особенным мастерством отличался созданный ею на сцене этого т-ра трагедийный образ Юдифи ("Юдифь" А. Серова; по свидетельству современников, она затмила предыдущих исп. роли — В. Бианки, М. Коровину, М. Юневич). С сент. 1891 до февр. 1892 пела в петерб. Мариинском т-ре, где выступала в зарубеж. репертуаре, а также в партиях Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) и Юдифи. В том же году гастролировала в Москве в составе итал. труппы вместе с А. Мазини, А. Котоньи, затем получила приглашение в одесскую Итал. оперу. В 1892 пела в Мадриде, в 1895 — в Марселе ("Аида", "Фауст", "Гугеноты", "Африканка", "Лоэнгрин"), позднее — в Милане (т-р "Ла Скала"; в операх К. Сен-Санса "Генрих VIII" и "Самсон и Далила" в присутствии автора), Монте-Карло (на ее выступлении была известная певица А. Патти). В 1897 после успешных гастролей в "Метрополитен-опера" совершила турне по городам США. В 1898 в составе нем. оперной труппы выступила в Петербурге перед рус. зрителями в операх Р. Вагнера, впервые исполненных в России. В 1899—1904 и 1912 ежегодно гастролировала в петерб. Мариинском т-ре, где пела в операх Р. Вагнера и в "Фаусте". В 1903 получила звание "Солистка Его Имп. Величества". В 1907 принимала участие в первом "Рус. сезоне" С. Дягилева в Париже, где выступила в роли Ярославны ("Князь Игорь", в конц. исп. вместе с Ф. Шаляпиным). В 1908 совершила гастрольную поездку по России (Москва, Киев. Харьков. Одесса). Среди др. многочисленных гастролей певицы следует отметить выступления в Париже, Южн. Америке (Буэнос-Айрес, Сант-Яго, Монтевидео, Рио-де-Жанейро), Лондоне ("Дон Жуан", вместе с Э. Карузо), Милане (т-р "Ла Скала", "Гибель богов" п/у А. Тосканини), Монте-Карло (1909), Австрии, Румынии. В 1915 состоялось последнее выступление певицы на оперной сцене (Монте-Карло, "Аида", вместе с Э. Карузо). В 1917 однажды выступила на сцене париж. т-ра "Гранд-Опера" в поставленной ею опере "Юдифь" А. де Полиньяк. Обладала феноменальным по силе и широте диапазона голосом (две с половиной октавы с контральтовым регистром, от нижнего соль до верхнего ре), первоклассной муз. памятью, позволявшей ей учить партии в короткие сроки (за три дня подготовила партию Донны Анны в "Дон Жуане"), легко преодолевала тесситурные и технические трудности. Голос ("героическое сопрано") отличался драм. выразительностью, исп. — чувством стиля. Являлась представительницей франц. школы сцен. искусства. Репертуар включал св. 40 партий — лирико-драм. сопрано, меццо-сопрановые (Кармен) и контральтовые (Далила). Исполнительской манере Л. была присуща сдержанность; в какой-то мере она была продиктована внешними данными певицы (высокий рост, массивная фигура). Образ создавался ею прежде всего вокальными средствами. Вместе с тем сцен. поведение арт., как писал муз. критик, отличалось "изяществом, гибкостью и пластичностью". Считалась одной из лучших интерпретаторов партий в операх Вагнера, участвовала в вагнеровских сезонах в Байрейте.
1-я исп. партий: на рус. сцене — Изольды ("Тристан и Изольда" — одна из лучших в ее репертуаре), Кундри ("Парсифаль"), Брунгильды ("Гибель богов"); в России — Сантуццы ("Сельская честь", на итал. яз., Москва, Итал. опера, Большой т-р, п/у Э. Бевиньяни 17 марта 1891), Брунгильды ("Валькирия", Москва, Немецкая опера, Большой т-р, март 1902); в Мариинском т-ре — Брунгильды ("Зигфрид"); в Монте-Карло — Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского, на итал. яз., 12 марта 1909); в Париже — Юдифи ("Юдифь" А. Серова, конц. исп., совместно с Ф. Шаляпиным; т-р "Шатле", антр. С. Дягилева, 7 июня 1909). Постановки вагнеровских опер с участием Л. и И. Ершовым стали выдающимся событием рус. муз. культуры. На сценах Франции и Бельгии выступала в операх К. В. Глюка "Альцеста" (1904) и "Армида" (1907). Др. партии: Леонора ("Фаворитка"), Маргарита ("Фауст"), Рахиль ("Жидовка"), Королева ("Гамлет"), Леонора ("Трубадур"), Эльвира ("Эрнани"), Амелия, Джильда, Аида, Лукреция Борджа, Селика, Джоконда, Катерина Арагонская, Тоска. Партне-ры: Н. Большаков, Б. Корсов, А. Мазини, Н. Мельба, Т. Руффо, Д. Смирнов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин. Пела п/у Т. Бичема, Ф. Блуменфельда. Л. Жеэна, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Купера, Э. Направника, X. Рихтера, К. Сен-Санса.
Л. была также выдающейся камерной певицей. Принимала участие в концертах РМО, концертах А. Зилоти и С. Кусевицкого, в Берлине — в концертах п/у А. Ни киша, в Варшаве с большим мастерством исп. песни Ф. Шопена на польском яз. Последнее выступление певицы на конц. эстраде состоялось в 1924 в париж. зале "Гаво". Камерный репертуар включал произв. Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана (цикл "Любовь поэта" и др.), И. Брамса, Р. Вагнера (5 песен), М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова. Впервые в России исп. произв. франц. композиторов А. Дюпарка, Г. Форе и др. В концертах выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами А. Корто, М. Лонг, К. Сен-Сансом, Дж. Энеску, С. Танеевым, Антоном Рубинштейном, Артуром Рубинштейном. С. Рахманинов посвятил певице романс "Диссонанс" (ор. 34, 1912).
Искусство певицы высоко ценили И. Альбенис, Ш. Гуно, К. Дебюсси, Ж. Массне, Г. Форе, Т. Шепкина-Куперник.
Преподавала в конс. в Фонтенбло (проф.). У нее совершенствовались в вокальном мастерстве рус. певцы И. Алчевский, Н. Кошиц, Н. Куклин, В. Павловская-Боровик, франц. певицы Ж. Любен, Р. Феар, амер. певица Л. Гренвилл.
Награждена франц. орденом Почетного легиона (1927).
Имеются портреты Л. художников А. Харламова и Ю. Лемана.
Записывалась на грампластинки (39 произв.) в Париже ("Граммофон", 1902, 1903; "Пате", 1904; "Фонотипия", 1905) и Петербурге ("Пате", 1904; "Одеон", 1908).
Соч.: Ma vie et mon art (Paris, 1933; в рус. пер. — Моя жизннь и мое искусство. — Л., 1967).
Лит.: Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 172—174; Волконский С. Мои воспоминания. — 1923. С. 111 — 112;Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 42—50; Шепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. — М., Л., 1948. С. 87—89; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 170—172, 175—176; Леви к С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Его же. Фелия Литвин // Сов. музыка. 1960. № 6; К. Дебюсси: Статьи. Рецензии. Беседы. — М.; Л., 1964. С. 114—115; Гозенпуд A. A. Фелия Литвин. Предисл. к кн.: Литвин Ф. Моя жизнь и мое искусство. — Л., 1967. С. 3—26; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974; Д. П. Мемуары оперной артистки // Муз. жизнь. 1968. С. 24.