Литвинова, Мария Александровна

Найдено 1 определение
Литвинова, Мария Александровна

(Литвинова — сцен. псевд.; урожд. Литвин) — арт. оперы (колор. сопрано) и оперетты. Пению обучалась в Моск. муз.-драм. уч-ще. Выступала на оперных сценах Бордо (1884, дебютировала в партии Леоноры — "Трубадур"), Италии (1885), Брюсселя (1886; здесь исп. партии Селики в "Африканке" и Саломеи в "Иродиаде"), Парижа (1890), Москвы (1890, Большой т-р, где с успехом выступила в "Гугенотах" и "Африканке").


Партии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Травиата, Джильда, Микаэла. Выступала также в опереттах — "Веселая вдова" Ф. Легара, "Корнегильские колокола" Р. Планкета, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Гейта" С. Джонса, "Боккаччо" Ф. Зуппе.


ЛОДИЙ, Лоди (наст. фам.; сцен. псевд. Несторов) Андрей Петрович, 1812, Петербург — 20. 12.1870, там же — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог. Отец П. Лодия, дед 3. Лоди и. Окончил историч. ф-т Петерб. ун-та. Пению обучался в Италии, позднее брал уроки пения у М. Глинки (в т. ч. подготовил с ним партию Пол-лиона). В 1837—38 солист петерб. Большого т-ра (дебютировал в партии Поллиона), где выступал также в партии Собинина, чередуясь с Л. Леоновым. Обладал гибким, ровным во всех регистрах голосом красивого тембра и широкого диапазона (две октавы), первоклассной вокальной школой.


Партнеры: С. Гулак-Артемовский, П. Михайлов-Остроумов, О. Петров, А. Петрова-Воробьева, М. Степанова, А. Соловьева.


Вошел в историю рус. вокального исполнительства как камерный певец. По воспоминаниям современников, был ярким исп. романсов А. Варламова, А. Даргомыжского, М. Глинки. В 1846 Глинка посвятил певцу каватину "Давно ли роскошно ты розой цвела". "Лоди в этом романсе превосходил самого композитора. Столько было задушевной тоски и сожаления о минувшей в его andante и столько огня, жизни и неудержимой страсти в allegro, что невольно, как говорится, "мурашки бегали по телу"" (П. С. Николаев)*. В 1871 К. Николаус посвятил Л. романс "Бывают мгновенья".


Голос певца высоко ценили писатели Н. Кукольник, В. Одоевский, поэт Т. Шевченко.


В 1859—61 преподавал пение в муз. классах РМО, позднее давал частные уроки. Считался одним из лучших преподавателей пения. У него, по совету М. Глинки, занималась Д. Леонова. Среди др. его учеников — А. Ляров, П. Николаев.


Л. автор романсов "Серенькие глазки" (сл. А. Попова), "Солнце скрылось" (сл. А. Шаховского) — изд.: Собрание музыкальных пьес / Сост. А. П. Лодий. 1848: "Радость душечка, красна девица" (сл. Л. Кропоткина, посвятил В. Одоевскому; рук. — в ГЦММК), "Где вы, счастливые дни?".


Лит.: Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 148—149: Николаев П. С.* Знакомство с М. И. Глинкой // Глинка в воспоминаниях современников.— М., 1955. С. 245; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки: Очерк.— Л.. 1959. С. 734; Россихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство: Творческий портрет. Зоя Лодий. — М., 1976. С. 29—30.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008