ЛИВАНИЙ

Найдено 1 определение
ЛИВАНИЙ
Либаний, 314 – ок. 393) – уроженец Антиохии, принадлежавший к верхушке муниципальной аристократии, знаменитый ритор, общественный деятель и педагог, убежденный сторонник язычества, являвшегося для него элементом общественнополитических устоев общества и сокровищницей мифологических мотивов. Он получил традиционное для его среды образование: после окончания антиохийской школы он отправился в Афины – «звезду Греции», где обучался философии и риторике (336 – 640), и стал «странствующим софистом», преподававшим и выступавшим с речами в Константинополе (349 – 954), Никее, Никомедии. В Никомедии (на северозападе Малой Азии), которую после приезда Ливания стали называть вифинскими Афинами, на состязании риторов он одержал победу над Гимерием. В одной из речей Ливаний перечислил города и области (Финикия, Фракия, Константинополь, Геллеспонт, Кария, Иония, Пафлагония, Каппадокия, Галатия, Армения), каждая из которых, по его словам, получила от него несколько риторов. До наших дней дошли имена 152 (в других источниках – 134) учеников Ливания, среди которых были Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др. В 354 г. Ливаний возвратился в Антиохию и открыл собственную школу. В учебных целях он составил сборник предварительных упражнений по риторике. После гибели императораязычника Юлиана (363 г.) Ливаний подвергся гонениям, его школа пришла в упадок. В 383/384 г. при императоре Феодосии I он получил титул почетного префекта претория. Около 70 речей, из которых не менее 10 принадлежат к речамобвинениям (инвективам), около 50 декламаций и 1544 письма Ливания дошли до нашего времени в 500 списках – свидетельство его огромной популярности. Большая часть речей, написанных на аттическом диалекте и отличавшихся точностью, четкостью конструкции, периодов и ясностью языка, была произнесена публично. Образцом оратора для него являлся Демосфен, из лексикона которого Ливаний подбирал классические эквиваленты к современным понятиям. Главную задачу ораторского искусства он видел в том, чтобы «делать граждан хорошими людьми и приучать их к добру и полезной деятельности». Ливаний всегда выступал против пустословия, «бессодержательного» красноречия, следуя правилу: «...в немногих словах сосредоточивать побольше содержания». Основной темой речей Ливания (панегирики в честь императоров Констанция и Константы, «К тем, кто не хочет выступать с речами» с призывом совершенствовать искусство красноречия, «За земледельцев, о принудительных работах», «О рабстве», «О патронате» и др.), была общественная и политическая жизнь его времени: взаимодействие императорской власти и городской администрации, роль курий в управлении полисом, «жестокое взимание податей» и бедственное положение крестьян, аграрные отношения города и его округи, обличение монахов, рассуждавших «о небе и небожителях», критика стяжателейкуриалов и представителей военной элиты, занимавшихся «вымогательствами, взятками, спекуляциями». В речах, посвященных Юлиану, он восхвалял императора за объединение империи, за стремление к возрождению римской армии и за поддержку язычников. Ливаний призывал его строго следовать государственным законам, опираться в своей политике на курии, учитывать и защищать их интересы и права. Свое отношение к Юлиану он раскрыл в следующих словах: «... человека я любил, но императору не льстил». В панегирической речи «Похвала Антиохии», произнесенной во время олимпийских празднеств (361 г.), Ливаний призывал к возрождению полиса, способствовавшего «настоящему воспитанию и спокойствию» граждан и обеспечивавшего господство рабовладельцев над рабами. Однако благополучие полиса он связывал с империей и императорской властью, возлагая оборону города не на мобильную армию, создание которой критиковал, а на самих граждан. Речь Ливания, произнесенная перед императором Феодосием I (379 – 995) была посвящена защите языческих святилищ и статуй, которые уничтожались фанатикамихристианами. Глубоким психологизмом, стремлением раскрыть внутреннюю эволюцию человека отличалась автобиографическая речь «Жизнь, или О моей судьбе» – страстный панегирик себе, своим «излияниям души», своим нравственным качествам («… не предавал себя и не менял убеждений»). Речи Ливания с их ясным и четким стилем, вниманием к слушателям, простотой обращения являлись образцом для антиохийских проповедников. Его труды изучались в риторических школах и оказали большое влияние на становление византийской риторики, у истоков которой он стоял.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012