Лобби лоббизм
Лобби лоббизм
(lobby, lobbysm; от лат. lobium «галерея») термин, обозначающ. сложившуюся в США практику воздействия частн. или обществ. групп на процесс принятия решений органами законодат. и исполнит. власти всех уровней. Целью Л. является утверждение, изменение или отклонение к.-л. законодат. или адм. актов, размещение правит. заказов, назначение на разл. должности и т. п. Возникновение термина Л. связано с назв. двух комнат, примыкавш. к залу заседаний брит. палаты общин, в к-рые проходили члены парламента при голосовании «разделением», т. е. в одну комнату те, кто «за», а в другую те, кто «против». Людей, стремившихся встретиться с законодателями в парламент. кулуарах, стали называть лоббистами. Для осуществления своих целей они прибегали к самым разл. средствам: от убеждения, оказания «давления с мест» до запугивания, шантажа и прямого подкупа. Со временем Л. получил столь шир. распространение, что им занимаются практически все от пром. и торг. компаний до профсоюзов и обществ, объединений. Наиб. распространенными были «ж/д», «нефтяное», «банковское», разл. этнич. Л.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.