— известный русский оперный певец-тенор; род. в 1855 г.; учился пению в спб. консерватории, у Корси и Эверарди. С 1878 по 1880 и с 1882 по 1884 гг. пел в Мариинском театре, затем участвовал в провинциальных труппах и выступал в концертах, с большим успехом. Репертуар Л. весьма разнообразен, обнимая собою, напр., роли Фауста, Фра-Дьяволо, Сабинина в "Жизни за Царя", князя в "Русалке", Лоэнгрина, Баяна в "Руслане", Дон-Жуана в "Каменном госте", Ленского в "Евгении Онегине", Канио в "Паяцах", шута в "Рогнеде".
Н. С.
{Брокгауз}
Лодий, Петр Андреевич
(иногда сцен. псевд. Лидий) [3(15).8.1855 (в нек-рых источ. 1852), Петербург — 20.5.1920, Ростов-н/Д] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), драмы и оперетты, камерный певец, режиссер и педагог. Сын А. Лодия, отец З. Лодий. Пению обучался сначала у отца, в 1874—78 — в Петерб. конс. (два года в кл. Дж. Кореи, затем у К. Эверарди). Сцен. деят-сть начал как водевильный актер (выступал под псевд. Лидии в летних т-рах Петербурга). В 1878 дебютировал в партии Фауста ("Фауст") на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступал до 1880 и в 1882—84. Пел на оперных сценах Тифлиса (1880—82, 1885—89, 1896—1901; здесь также выступал в оперетте и на драм. сцене), Одессы (1881—82 и летом 1892), Москвы (1882, 1884— 85, 1886, 1892—93), Петербурга (1885, т-р "Аркадия"; 1890—91 и 1894—95, Панаевский т-р, здесь работал также режиссером). Гастролировал во многих городах: в 1881 — Вильно, Гродно, Рыбинске, Казани, в 1882 — Киеве, Варшаве, в 1886 — Баку, Кутаиси, Батуми, Кисловодске, в 1892 — Ярославле, Казани, Самаре, в 1893 — Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, здесь пел в "Messe solemnes" Л. Бетховена). Обладал небольшим по силе и диапазону голосом нежного тембра, имел привлекательную внешность. В начале творческого пути Л. критики отмечали в его пении некоторую слащавость, позднее исп. стало отличаться изяществом и худож. вкусом, репертуар певца включал ок. 40 партий.
1-й исп. партий: Мури ("Сын мандарина"), Левко ("Майская ночь"), Вяземского ("Купец Калашников"); в Москве — Дон Жуана ("Каменный гость", осн. ред.); в Тифлисе — Андрея ("Мазепа" П. Чайковского, композитор высоко оценил исп. певца); на рус. сцене — Дервиша ("Попугай"), Гофмана ("Сказки Гофмана"), Нурредина ("Лалла-Рук"). Лучшие партии: Собинин, Финн, Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Дон Жуан ("Каменный гость"), Левко ("Майская ночь"), Герцог ("Риголетто"), Фра-Дьяволо, Лоэнгрин. Др. партии: Шут ("Рогнеда"), Берендей, Яромир (в конц. исп.), Паисий, Ленский; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Хозе ("Кармен"), Радамес, Канио, Йонтек, Вальтер ("Тангейзер"). Партнеры: А. Бичурина, В. Зарудная, Б. Корсов, Е. Лавровская, Т. Любатович, М. Максаков, И. Прянишников, Н. Салина, М. Славина, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, А. Рубинштейна, И. Труффи. Исп. 25 ролей в опереттах: "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха, "Кор-невильские колокола" Р. Планкета, "Птички певчие" и "Синяя борода" Ж. Оффенбаха.
Л. был выдающимся камерным певцом. С 1875 выступал в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в ораториях Ф. Мендельсона ("Илья" и "Павел"), А. Рубинштейна ("Потерянный рай", 1876), в "Stabat mater" Дж. Россини, "Торжественной мессе" Л. Бетховена (п/у Э. Направника, 1880), 9-й симфонии Бетховена (в ансамбле с М. Каменской, М. Климентовой, В. Майбородой, 1884), Реквиеме Дж. Верди (1-й исп. в Pоссии; Павловский вокзал, 25 июля 1881). Л. — 1-й исп. ряда романсов Э. Направника, М. Балакирева, П. Чайковского, М. Мусоргского, к-рые исп. под аккомпанемент авторов. 15 авг. 1877 Мусоргский писал А. Голенищеву-Кутузову об исп. певцом баллады "Полководец": "Ты не можешь достаточно ясно представить себе, милый друг, поразительной особенности... картины, когда она передается тенором! Какая-то пригвождающая к месту, какая-то неумолимая, смертельная любовь слышится! Это, как бы сказать точнее — смерть, холодно-страстная влюбленная в смерть, наслаждается смертью. Новизна впечатления неслыханная! И как талантливо умел осязать П. А. Лодий твою чудесную картину! Совсем художник-певец"*.
Л. дружил с М. Мусоргским, М. Балакиревым, П. Чайковским.
С 1882 вел пед. работу в Петербурге, в 1887— 90 — в Тифлисе. В 1890 организовал в Петербурге собственные курсы (с оперным кл.), а также преподавал в Придв. певческой капелле. Среди учеников — Е. Карри, З. Лодий, Н. Спасский.
Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1904. Вып. 13; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930. — Л., 1936. С. 118, 123, 124; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 359, 360; Качий Ю. Солист русской оперы // Крымская правда (Симферополь). 1965. 23 янв.; Его же. Андрей из оперы Чайковского // Закарпатская правда (Ужгород). 1973. 2 сент.; М. Мусоргский. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы. — М., 1971. С. 233; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889.— Л., 1973. С. 38—39; Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии.— М., 1971. С. 82—83.