[18(30).6.1886, Тифлис 24.12.1957, Ленинград] — камерная певица (лирич. сопрано), педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1957). Дочь П. Лодия и пианистки Е. М. Лодий-Елисеевой, внучка А. Лодия. Пению обучалась под рук. отца, затем у И. Тартакова, в 1906—09 в Петерб. конс. (кв. Н. Ирецкой), брала также уроки у А. Жеребцовой-Андреевой, к 1908 совершенствовалась в Милане у В. Ванцо. В юности принимала участие в благотворительных концертах. В 1906 впервые выступила с концертами в Новороссийске, и 1910 дебютировала на конц. эстраде в Ницце и Париже. Затем с большим успехом концертировала в Петербурге (здесь вошла в состав первого петерб. Камерного кружка под рук. В. Каратыгина) и Москве (с 1916). После революции активно участвовала в концертах для красноармейцев и рабочих, гастролировала по стране (Ростов-н/Д, Воронеж. Киев. Одесса, Харьков. Москва, в Крыму и на Кавказе). Выезжала также на гастроли за границу: Италию, (в Сорренто встретилась с М. Горьким, к-рый высоко оценил ее талант), Францию, Германию и Скандинавию. В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде выступала перед бойцами, занималась с учениками. Обладала гибким, ровным голосом мягкого "ласкающего" тембра, небольшим по диапазону и силе, музыкальностью. Исп. отличалось выразительной фразировкой, худож. вкусом, глубоким проникновением в замысел. произв.
Л. — одна из выдающихся камерных певиц XX в., по определению муз. критики "возвышенно-романтического, эмоционально-лирического склада". Программы ее концертов были выдержаны в единой стилистике. Подобно М. Олениной-д´Альгейм, составляла также программы, посвященные творчеству одного композитора — Ф. Шуберта (циклы "Прекрасная мельничиха" и "Любовь поэта"), Л. Бетховена (цикл "К далекой возлюбленной"), М. Мусоргского ("Детская"). В репертуаре певицы были представлены произв. разных эпох и стилей: А. Алябьев, А. Гурилев, П. Булахов, А. Варламов, М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский, А. Аренский, С. Рахманинов, И. Стравинский; И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Перселл, Дж. Перголези, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Дж. Россини, X. Вольф, И. Брамс, Ж. Векерлен, Э. Григ, Я. Сибелиус. (Произв. исп. на яз. оригинала.) Особенным успехом пользовался у слушателей в исп. Л. романс, написанный ее дедом А. Ло-дием "Где вы, счастливые дни". "Это — одна из тех артисток, которые умеют не только вызвать к бытию потенциальную жизнь песни, но и претворить ее в своем личном воссоздании до чего-то неповторяемо индивидуального, до паки творчества" (Ю. Энгель)*.
В концертах выступала в ансамбле с пианистами В. Горовицем (Киев. 1923), М. Бихтером, певцами И. Миклашевской, Н. Голубовской, Т. Салтыковой, О. Дунович; с. Б. Асафьевым подготовила неск. конц. программ. Л. была дружна с К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко, артистами МХАТа.
В 1929—35 преподавала в Моск. конс. (здесь по ее инициативе были созданы классы камерного пения), в 1932—57 — в Ленингр. конс. (с 1939 проф.). Ученик и: Л. Борисова-Морозова, О. Павлищева, Т. Салтыкова, Е. Тропина, А. Халилеева, И. Алексеев, Н. Бутягин, Н. Гришанов, П. Киричек, А. Малюта, Э. Хиль.
В 1940 принимала участие в работе Всесоюзной конференции по вокальному образованию.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Концерт с участием композитора // Муз. кадры (Л.). 1941. № 2; Идейно-художественное воспитание советского концертного певца // Сов. музыка. 1951. № 12. С. 65—66.
Лит.: [Alegro]. Вечер русской песни Зои Лодий // Новая петрогр. газета. 1918. 19(6) февр. С. 4: Ник. Концерт Зои Лодий / Петрогр. эхо. Веч. вып. 1918. 19(6) февр. С. 4; [Зигфрид] 1-й концерт Зои Лодий // Экран. 1921. № 2. С. 7: Углов А. Вечера Зои Лодий // Известия. 1924. 19 февр.; Дэм. Концерты Зои Лодий // Ленингр. правда. 1927. 6 февр.; Б.-Б. З. Лодий Жизнь искусства. 1927. № 7. С. 7; Волжина Н. Вечер песни Зои Лодий // Там же. 1928. № 51. С. 14; Филенко Г. Юбилей певицы // Ленингр. правда. 1956. 21 ноября; Доливо А, Зоя Лодий // Сов. музыка. 1956. № 12. С. 72 — 73; Его же. Выдающаяся камерная певица // Сов. культура. 1956. № 143. С. 3; Зоя Лодий. (К 50-летию артистической и педагогической деятельности). — Л.. 1956; Памяти 3. П. Лодий. (Некролог) // Сов. культура. 1958. № 12. С. 4; Долуханова З. Памяти Зои Лодий // Сов. музыка. 1958. № 3. С. 160; Салтыкова Т. С. З. П. Лодий и камерная музыка: К 75-летию со дня рождения // Муз. кадры (Л.). 1961. № 10; Ее же. Зоя Лодий // Ленинградская консереррватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962. С. 343—346; Ее же. Класс имени З. П. Лодий // Муз. кадры (Л.). 1966. № 11: Из дневника Зои Лодий. (К 20-летию великой победы) // Там же. 1967. № 6; Коган П. Вместе с музыкантами. — М., 1964. С. 41—48; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 446—447; Крюков А. Н. Музыка в кольце блокады. Очерки. — М., 1973. С. 21—28; Филиппов Б. М. Театральные встречи // Театр. 1973. № 11. С. 110— 111; Россихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство: Творческие портреты. Зоя Лодий. Михаил Бихтер. Вера Духовская. Анатолий Доливо. — М., 1976. С. 25—39; Цветаева Анастасия. Из раскопок памяти: Певица Зоя Лодий // Муз. жизнь. 1989. № 8. С. 8.
Лодий,
Зоя ПетровнаРод. 1886, ум. 1957. Камерная певица (лирическое сопрано). С 1939 г. профессор Ленинградской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).