— мистик и археолог; род. 9 марта 1774 или 1775 года, родители его неизвестны, детские годы его протекали при неблагоприятных условиях, — он был певчим. Своим образованием он обязан всецело профессору Московского университета Харитону Андреевичу Чеботареву и его супруге Софье Ивановне, содержавшим благородный пансион, в котором он в 1787 году, будучи 12-ти или 13-ти лет от роду, стал учить нотному пению. На просьбу его о позволении учиться в классах пансиона супруги Чеботаревы ответили предложением совсем перейти к ним на жительство, учиться и быть на их воспитании. Лохвицкий с радостью принял такое предложение. По окончании образования Лохвицкий поступил на службу: сначала был губернским стряпчим, а затем исправлял должность губернского прокурора в Каменец-Подольской губернии. На последней должности он оказал отечеству две важные услуги: уведомил о бунте, зарождающемся в Новороссийской губернии, и сделал представление о прекращении моровой язвы, свирепствовавшей в Каменец-Подольской губернии. В награду за это Лохвицкий получил место в канцелярии С.-Петербургского генерал-губернатора, князя Алексея Борисовича Куракина, но остался недоволен такою наградою, о чем и заявил князю. Последний 25 апреля 1798 года приказал исключить его из службы. Вскоре Лохвицкий определен был форстмейстером, т. е. чиновником по лесному управлению в Московской губернии, но за неосновательный донос был уволен от службы и три года находился под судом. В 1808 году он, будучи советником Кронштадтского счетного отделения, получил чин коллежского советника и в сентябре того же года был взят адмиралом Ханыковым в морской поход. В 1817 году Лохвицкий попал снова под суд за то, что, будучи архивариусом счетной экспедиции, отыскал считавшиеся пропавшими дела и книги по делу о недовозе купцом Косаковским в 1801 и 1802 годах казенного хлеба, но в 1819 году был освобожден от суда с правом просить места, где служить пожелает. Но с этого времени до конца своей жизни он не состоял на государственной службе и, как получивший контузию, пользовался покровительством Комитета о раненных.
В 1823 году Лохвицкий переселился в Киев, где женился и сделался домовладельцем. Как домовладелец, он принимал живейшее участие в общественной жизни и деятельности г. Киева. В 1830 году в Киеве свирепствовала холера, и Лохвицкий был избран попечителем 2 участка 3 части г. Киева, в который входили Братский монастырь, гостиный двор, разные рынки и 113 домов. Благодаря энергичной деятельности Лохвицкого, в участке его была самая незначительная смертность. В 1827 году в Киевском магистрате составлен был проект о миллионном займе из казны под залог недвижимых имуществ киевлян для постройки казарм. Лохвицкий явился решительным противником этого проекта; он написал большую докладную записку с протестом против означенного проекта, которая была доведена до Высочайшего сведения и имела своим последствием отмену проекта. Правительством решено было построить казармы в Киеве на свой счет.
В то же время Лохвицкий занимался разысканием русских древних памятников и с этою целью производил археологические раскопки в г. Киеве. В 1824-м году им был открыт фундамент Десятинной церкви, построенной равноапостольным князем св. Владимиром, за что Общество Истории и Древностей Российских избрало его своим членом-соревнователем. Снятый с натуры Лохвицким план храма напечатан был в "Отечественных Записках" Свиньина за 1825 год вместе с сочиненным митрополитом Евгением (Болховитиновым) историческим описанием. Другой план в большем масштабе поднесен был киевским комендантом Аракчеевым государю. Князь П. К. Витгенштейн подарил Лохвицкому за это открытие свою шпагу 1812 года. Затем Лохвицкий отыскал место и часть фундамента каменной Ильинской церкви времени великого князя Игоря и "впоследствии представил двойной кирпич, слепленный цементом, и особенно цемент из фундамента в университет Св. Владимира для испытания ученого сословия". 30 марта 1832 года Лохвицкий заявил Киевскому генерал-губернатору В. В. Левашову о своем желании "заняться раскрытием Киевских древностей из недр земли" в более широких размерах. Предложение его было принято и для успешного ведения сего дела путем раскопок открыта была подписка на сбор пожертвований, в которой приняли участие генерал-губернатор и граф Ф. В. фон дер Остен-Сакен. В том же 1832 г. Лохвицкий раскопал то место, где, по его предположению, водружен был св. Владимиром крест и в 1212 году, по мнению митрополита Евгения, построена великим князем Мстиславом Романовичем церковь во имя Воздвижения Животворящего Креста, — на горе между Андреевскою и Трехсвятительскою церквами, но без особых открытий. Зато ему удалось открыть в этом же году Златые врата Ярославовы. Император Николай Павлович, бывший в Киеве 9 сентября 1832 года, прошел сквозь сии врата и сказал: "Памятник, достойный сохранения". Тогда же Высочайше повелено было Лохвицкому продолжать раскрытие древностей под покровительством генерал-губернатора графа Левашова, который исходатайствовал 1500 рублей ежегодного пособия на это дело. В 1833 г. Лохвицкий, произведя на свой счет раскопки в крепостном валу, открыл следы церкви св. Ирины, построенной князем Ярославом, и нашел медные монеты времени царя Алексея Михайловича, которые и пожертвовал в минц-кабинет Его Императорского Величества. В 1836 году он нашел в м. Триполье при береговых возвышенностях Днепра клык, два зуба и суставную кость мамонта. Об этой находке он поместил статью в августовской книжке "Журнала Министерства Нар. Просвещения" за тот же год. Он же составил интересную коллекцию монет и медалей, которая оценена была им около 4000 рублей.
Лохвицкий принадлежал к числу русских мистиков. В дневнике его (извлечения из которого приведены профессором Ф. Терновским в его статье "Материалы для истории мистицизма в России"), "кроме ежедневных приключений, мыслей и чувствований, заключаются огромные выдержки из Библии и мистических сочинений, а в особых тетрадях — перевод 400 изречений св. Максима о любви и наполненная мистическими толкованиями композиция образа Собора св. архистратига Михаила, написанного по мысли Лохвицкого К. Албычевым в сентябре и октябре 1805 года". Он был знаком с мистиками екатерининского и александровского времени, а с главою последних А. Ф. Лабзиным находился в близких отношениях, хотя не был в числе членов состоящего под его управлением общества. 18 ноября 1818 г. Лохвицкий вступил в так называемое общество филадельфийской церкви, но вскоре покинул его. Чтение мистических книг иногда сопровождалось для него моментом духовного восторга, иногда же — страшною внутреннею борьбою, так что друзья Лохвицкого советовали ему, во избежание душевных страданий, оставить такое чтение. Он прочитал шесть раз Библию, но мистическими толкованиями, в которых аллегория букв и чисел имеет значительное место, затемнял прямой и здравый смысл св. Писания. В своем дневнике он излагает разные сновидения, откровения и пророчества, бывшие плодом его мистического экстаза. По временам он занимался и литературными трудами в мистическом духе, — писал стихотворения. Его ода на 28 генваря 1798 года, т. е. на день рождения великого князя Михаила Павловича, была напечатана. Между прочим ему принадлежит русский перевод составленного профессором Х. А. Чеботаревым известного свода четвероевангелия, который, кажется, не напечатан, хотя и был рассмотрен митрополитами Михаилом и Филаретом. Лохвицкий скончался в конце тридцатых годов прошлого века. Свой дневник вместе с планами и видами киевских древностей он завещал Киевской духовной академии, коллекцию же редких минералов, медалей и оружия — Киевскому университету св. Владимира.
Ф. Терновский
, "Материалы для истории мистицизма в России" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1863 г., октябрь, стр. 161—203). — Его же, "К. А. Лохвицкий и его жизнь в Киеве" ("Киевлянин", 1865 г., №№ 144—146). — "Краткое историческое описание первопрестольной соборной Десятинной церкви в Киеве". Полтава. 1849 г., стр. 9. — Николай Сементовский, "Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников", Киев, 1900 г., стр. 49, 116.А. Никольский.
{Половцов}