, Андреа (Locatelli, Andrea) 1695, Рим — 1741, Рим. Итальянский живописец. Учился у своего отца Дж. Ф. Локателли, малоизвестного художника. Около 1700 семья переехала в римский квартал Трастевере; с 12 лет А. Локателли обучался у живописца по имени Монсу Альто, после смерти которого в 1712 его мастерская перешла к Б. Ферджиони. В качестве подмастерья Локателли затем работал у Б. Пуччини, в картинах которого писал фигуры людей. В 1715 исполнил в технике гуаши морские пейзажи для украшения палаццо Русполи в Риме. Начал писать виды Рима и Кампаньи с руинами, а также пасторальные сцены в духе Я. Ф. ван Блумена. В свои картины он вводил элемент бамбоччаты, подобно северным мастерам. Его пейзажи имели большой успех у коллекционеров, украшавших ими свои дворцы. Художнику покровительствовали кардиналы Оттобони, А. Альбани, Дж. Колонна (мажордом папы Бенедикта XIV), Барберини. Через архитектора Ф. Ювара Локателли получил заказ на исполнение видов замка Риволи для Витторио Амедео II, короля Пьемонта (Замок Риволи в Турине, 1723—1725, Турин, Кастелло Роспильози). Для украшения замка Риволи в 1730-е были написаны: Тибр с Понте Ротто (Висбаден, Картинная галерея), Вид Рима с замком Св. Ангела (частное собрание), Вид Пьяцца Навона (Вена, Академия художеств), Вид римского Форума (1733, частное собрание). В 1735 Ф. Ювара вновь становится посредником в получении заказа от Филиппа V Испанского на написание двух десюдепортов для Китайской комнаты в его дворце в Сеговии (Палаццо Ильдефонсо). В духе С. Розы на фоне морского побережья и реки, с античными руинами Локателли изобразил две сцены — Христос в пустыне и Христос и самаритянка. В 1730-е Локателли продолжал создавать большие идиллические пейзажи и маленькие полотна на мифологические сюжеты (22 картины для семейства Колонна). Фигуры в последних писали П. Батони, К. Джакуинто, П. Сюблейра и др. римские мастера. К подобному типу работ относятся картины из собрания Гос. Эрмитажа Диана с нимфами на охоте, Нимфы, обрезающие крылья Амуру и Диана и спящий Эндимион. Андреа Локателли был наряду с Г. Ван Виттелем крупным мастером пейзажа в Риме в XVIII столетии. П. Л. Гецци изобразил его в карикатуре и сделал такую подпись: "Локателли, известный художник-пейзажист".
Лит.: Rangoni F. Locatelli Andrea // La Pittura. 1990. Vol. 2. P. 767—768; Michel O. Locatelli Andrea // The Dictionary of Art. London, 1996. Vol. 19. P. 524—525.
Е. Федотова
0.00 байт
Из истории работы итальянской труппы Дж. Локателли в Петербурге и Москве
В статье рассматривается интересная тема, описывающая особенности деятельности итальянской труппы в середине XVIII в.