ЛОНГ
• Longus,
??????, сочинитель пастушеского романа, жил, может быть, в 5 в. от Р. X. Его сочинение ?????????? ??? ????? ?´????? ???? ?????, в 4 книгах, изображает любовь пастуха Дафниса к Хлое и содержит несколько прелестных описаний и сцен, написанных простым и чистым языком. Это самый лучший из древних романов; он служил часто образцом для новейших писателей, напр., для Геснера. Текст, дополненный Курье (Courier, 1810); издание по флорентийской рукописи Зейлера (1842); текст пересмотренный помещен в Script, erot. Герхера (Hercher), I т. (1858).
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Лонг
II - III вв.)
др.-гр. писатель, автор романа «Дафнис и Хлоя» в 4 кн. Действие в нем происходит на о-ве Лесбос. Юные Дафнис и Хлоя пасут коз и овец в прекрасных лугах и рощах.
Между тем пираты пытаются увезти Дафниса, но он благополучно избегает продажи в рабство. Во вр. вспыхнувшей войны между Митиленой и Метимной жители Метимны похищают Дафниса, потом Хлою, но героям удается спастись. Весной Дафнис просит у приемного отца Хлои ее руки, тот соглашается, одн. необходимо дождаться приезда хозяина поместья, чтобы получить разрешение на брак. По приезде господина выясняется, что Дафнис - его сын, а Хлоя - дочь также богатого человека. История заканчивается счастливым браком. Соч. Л. занимает особое место среди антич. романов. Гл. героями явл. не отпрыски знатных семейств, а представители обездоленных слоев населения. Хотя у Л. присутствуют нек-рые традиц. для гр. романа мотивы (пираты, похищения), одн. эти события происходят так быстро, что не явл. предметом длительных переживаний влюбленных. Гл., что интересует Л., - возникновение и развитие взаимного чувства любви, к-рое изменяет психологию героев. Дафнис и Хлоя, жизнь к-рых проходит на фоне мирного пейзажа, как бы слиты с природой, чисты, наивны и непосредственно соприкасаются с божеством (с Паном, нимфами). Все это позволяет называть роман Л. романом-идиллией, или буколическим. Идеализация сел. жизни проявляется также в том, что после обретения богатых родителей герои остаются жить в деревне, в привычной и милой для них среде. Стиль романа, выразительный и изысканный, адекватен содержанию. Написано произв. ритмизованной, а местами и рифмованной прозой.
Я. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
Лонг
II (или начало III) в. н. э. Автор идиллического романа Дафнис и Хлоя (Ta kata Dafnin kai Chloen) в 4 книгах. Исполненное простоты и очарования действие происходит на острове Лесбос, вблизи Митилены, среди полей и лесов, на фоне которых разворачивается история двух подброшенных детей, воспитанных пастухами: их пробуждающаяся любовь, разлука, страдания и разочарования, обретение родителей и свадьба, явившаяся исполнением желаний и наградой верности. Это повествование существенно отличается от шести других сохранившихся греческих романов. Его автор, знаток литературы, ученый грамматик, возможно, происходящий с Лесбоса, очевидно читал произведения своих предшественников, многое из них почерпнул, однако смог создать полностью оригинальное и единственное в своем роде произведение. Он порвал с традицией странствований героев по дальним краям и морям - действие происходит только на Лесбосе, ограничил число сопутствующих мотивов, концентрируя внимание на любовной сюжетной линии; он избегал также характерных для других греческих романов развернутых декламаций и монологов. Быть может, самим замыслом описания совместной жизни двух детей и расцветающей в них любви Л. был обязан известному из папирусных фрагментов Роману о Нине. Но вместо дворца Л. поместил своих героев в лесбосской деревне, отсылая таким образом к буколической поэзии Феокрита, что прослеживается также в выборе имени главного героя, которого он называет Дафнисом. У Феокрита искал он и красок для своего полотна. Хотя описания природы у Л. несколько манерны, в них чувствуется, однако, искренняя любовь автора к деревне и ее очарованию, а возможно, и тоска по всему этому живущего в городе писателя. Дафнис и Хлоя нашли родителей и могут теперь жить вместе с ними в Митилене, но возвращаются в село, ибо предпочитают мир пастухов, в котором они выросли. Это окончание романа напоминает Эвбейскую речь Диона, славящего простоту и чистоту жизни людей на лоне природы. Поэтому жизнь Л., вероятно, нужно датировать II в. В пользу того же свидетельствует стиль, отмеченный симметричностью и гладкостью. Перед глазами читателя в романе Л. проходит целая галерея различных человеческих типов: пастухи, крестьяне, рыбаки, воины, пираты, а также городские жители - большие господа, паразиты и женщины легкого поведения. Все эти образы представлены чрезвычайно пластично, несмотря на изысканную лаконичность. Л.-стилиста отличает искусная простота. Тщательно подобранные со всем писательским искусством выражения производят впечатление спонтанности и непосредственности. Описывая любовь Дафниса и Хлои, умело маневрирует между невинностью и натурализмом, а порой и нарочитой фривольностью. Это действительно прекраснейший из греческих романов. Он оказал большое влияние на литературу. Л. читали и любили уже в Византии. Западная Европа познакомилась с ним благодаря французскому переводу Амио (1559 г.). Знаменитыми последователями Л. были Т. Тассо (драма Аминта), Бернарден де Сен-Пьер (роман Поль и Виргиния) и прежде всего Гесснер.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999