Лонги, Алессандро

Найдено 1 определение
Лонги, Алессандро
Longhi, Alessandro) 1732, Венеция — 1813, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Сын Пьетро Лонги, он сформировался под влиянием отца. Как считают итальянские исследователи, интерес к портрету возник у него в большей степени под влиянием Б. Наццари, у которого он учился. Лонги младший был разносторонне одаренным человеком, автором жизнеописаний художников. К составленному им Conpendio (1762) он награвировал 33 портрета. В предисловии к своему монументальному труду он писал: "Желание, которое я всегда имел в душе, — выразить каким-либо знаком благодарность современным художникам, и оно было естественным мотивом, побудившим меня к созданию этого произведения и портретов, которые кроме того, что были написаны на холстах в живописи, я захотел также награвировать". В этих словах Лонги выразил присущую художнику века Просвещения программность в осуществлении своего благородного замысла. Одна из первых датированных работ мастера — групповой портрет сенаторов Альвизе Ренье, Просперо Вальмарана и Винченцо Дона (1759, Венеция, Дворец дожей) задуман как парадный. Изображенные погрудно фигуры трех сановников рельефно моделированы светом и тенью и смотрятся как три разобщенных скульптурных изваяния на фоне архитектурной кулисы слева. Торжественностью поз и статикой они напоминают портреты известных адвокатов и нотариусов Венето, исполненные известным венецианским портретистом XVIII в. С. Бомбелли для Дворца дожей. Подобно отцу, А. Лонги писал семейные портреты в интерьере. Самым значительным среди них является Портрет семейства прокуратора Пизани (ок. 1758, Венеция, галереи Академии). Следуя приему П. Лонги, художник объединяет всех членов семейства повторами ракурсов, жестов рук, полунаклонов голов, а также живой мимикой лиц. В этом портрете-аллегории века Просвещения все выглядит более торжественно, чем в камерных семейных портретах П. Лонги. Алессандро писал и парадные портреты. Прокуратор Пьетро Витторе Пизани (Венеция, частное собрание), патриций Анджело Меммо в форме морского капитана (Венеция, Музей Коррер), главный инспектор по морским делам Венецианской республики Якопо Градениго (Падуя, Гор. музей), дож Альвизе Мочениго (1767, Венеция, Музей Коррер) изображены стоящими на фоне величественных архитектурных построек или морского пейзажа, символизирующих политическую и экономическую мощь республики. Указующий жест раскрытой ладони, старые фолианты у ног, шпаги, ниспадающие на атласные мантии локоны седых париков подчеркивают высокое социальное положение моделей, их деятельность на благо процветания отечества. Но и в этих парадных портретах столь мимически точно передан характер портретируемых, что лица диссонируют со статичными позами этих театрально смотрящихся костюмированных фигур. К лучшему, что было создано в итальянской портретной живописи XVIII столетия, относятся портреты деятелей венецианского Просвещения, созданные А. Лонги. Портрет музыканта (Вадуц, собрание Лихтенштейн) принято считать изображением композитора Доменико Чимарозы. Его комические оперы (l’opera-buffa), соперничавшие с классической оперой (l’opera-seria), с успехом шли на сценах венецианских театров. Мелодии Чимарозы распевали уличные музыканты Венеции. Колористически портрет строится на сочетании яркого голубого фона и градациях коричневого цвета. Чимароза изображен как бы в момент прерванного действия, перелистывающим партитуру. Плавному изгибу страницы огромной папки с нотами вторит волнообразный ритм движения складок плаща. Портрет великолепен в живописном отношении, весь образ полон внутренней творческой энергии, вдохновенного порыва, изысканной грации. Большую известность художнику принесли и портреты Карло Гольдони (ок. 1757, Венеция, Дом Гольдони, ранее находился в Музее Коррер; до 1771, Венеция, галереи Академии). На полотне из Академии парик оттеняет приятное лицо писателя с умным и острым взглядом карих глаз. Светлому пятну парика на темном фоне вторит белизна воротничка рубашки из тончайшего венецианского кружева. Гольдони изображен сидящим у стола, рядом с ним — старый том с надписью Фасты. Лонги словно сравнивает писателя с их автором Овидием, подобно Гольдони занимавшимся переводом на литературный язык судебных хроник своего времени. Поза и жест, однако, не придают торжественности всему образу, как в парадных портретах, а подчеркивают лишь род занятий и воспринимаются как аллюзия художника на склонность писателя к дидактике в своих "моральных и обличительных" пьесах с "добродетельными сюжетами". А. Лонги подчеркивает собранность и волевое начало в портрете писателя, мужественно отстаивающего свои идеи в борьбе с литературными соперниками. Лонги принадлежит и портрет известного просветителя своего времени — фра Карло Лодоли (1770, Венеция, галереи Академии). Сделанная художником надпись на портрете: "Следует объединять постройку и разум, чтобы выразить функциональность" — взята из высказываний Лодоли, дошедших в изложении последователей его рационалистических идей — Ф. Альгаротти и А. Меммо. "Сократ архитектуры" или "ходячая библиотека", как его называли современники, изображен в темном одеянии аббата. Профессор теологии и поклонник идей Бэкона, Лодоли читал молодым патрициям лекции по физике, математике, астрономии, экономике, истории в колледже Вероны. Он мечтал "привить в кровь" своим ученикам интерес к знаниям. Подобную школу он создал и в Венеции. На род занятий и универсализм Лодоли указывают тома книг на столике, циркуль в руках. Лонги акцентирует некрасивость скуластого лица аббата. Волевой и проницательный взгляд темных глаз свидетельствует об энергии характера человека, привыкшего к полемической борьбе за идеалы Просвещения. Портрет необычен по композиции. Фигура аббата изображена в трехчетвертном развороте справа налево, что было характерно не для барочного, а для ренессансного портрета. Излюбленный в эпоху рококо овальный формат указывает на влияние К. Джакуинто, часто прибегавшего к подобному решению композиции. К серии образов деятелей эпохи Просвещения принадлежат портреты врача Джан Пьетро Пеллегрини (1770-е, Венеция, галереи Академии), священника Сандро Бонетти (Турин, Гор. музей старого искусства), прелата (1780—1800, Флоренция, галерея Уффици). Они исполнены не только с высоким колористическим мастерством, в этих произведениях покоряют тонкий психологизм, ирония, лиризм, сложная гамма чувств, которые стремится передать художник. По-видимому подражая работам отца, А. Лонги написал полотно Автопортрет (кон. 1770-х, Венеция, собрание Росси), изобразив себя в интерьере мастерской. На это указывает и колорит портрета, строящийся на сочетаниях желтого, зеленого и коричневого цветов, которые любил П. Лонги. Великолепный, как и в портретах отца, ансамбль аксессуаров, не заслоняет главного, что интересует художника, — рассказа о творческом процессе, полном высокого вдохновения. Полотно П. Лонги В мастерской художника (Венеция, Ка’Реццонико), которое побудило, по-видимому, Лонги Младшего обратиться к этой теме, кажется в большей степени сценкой в интерьере. Превращение аллегорического сюжета в изображение фрагмента действительности все более сближало этот жанр в век Просвещения c бытовой живописью и портретом. Словно эпизод из жизни трактована картина А. Лонги Живопись и Достоинство (1759, Венеция, галереи Академии), исполненная по заказу Академии художеств Венеции. Обращаясь к аллегорическим сюжетам, художники XVIII столетия часто избирали тему прославления изобразительного искусства, его связи с поэзией, историей, политикой. Подобные аллегории писали в Риме А. Р. Менгс и П. Батони, многие другие мастера. Склонность к жанризации сюжета была свойственна таланту А. Лонги, унаследовавшего эту черту от отца. За это полотно А. Лонги был удостоен звания почетного члена Академии.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Bassi E. Un ritratto di Alessandro Longhi // Arte Veneta. 1949. P. 166—167; Pilo G. M. Per la datazione di tre ritratti di Allessandro Longhi // Paragone. 1957. № 91. Anno VIII.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006