Лонги, Пьетро

Найдено 1 определение
Лонги, Пьетро
Longhi, Pietro), наст. имя Фалька, Пьетро (Falca, Pietro) 1702, Венеция — 1785, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Сначала учился у отца — А. Фалька, известного в Венеции серебряных дел мастера. Увлекшись живописью, изменил фамилию на Лонги. Обучался живописи в Венеции у А. Балестры. В 1734 посетил Болонью, где, познакомившись с живописью Креспи, стал работать в его манере. В 1720—1730-х главным образом писал алтарные образы в традициях позднего барокко для церквей Венеции и других городов Северной Италии (Св. Пеллегрино, ведомый на казнь, ок. 1729, Бергамо, церковь Св. Пеллегрино; Поклонение волхвов, 1733, Венеция, церковь Санта Мария Матер Домини). Попытка молодого художника работать в монументальной живописи потерпела неудачу. В единственной фреске Падение гигантов (1734, Венеция, палаццо Ка’Сагредо) обнаружилась его несостоятельность в усвоении стилистики декоративной живописи "большого стиля". С середины 1730-х Лонги начал писать сцены из народной жизни. Картины Спящий пастушок (ок. 1740), Пастушка с цветами, Прачка (все — Бассано, Гор. музей), Прядильщица (Венеция, Ка’Реццонико), Пьяный, Полента (Биелла, частное собрание) созданы под влиянием Дж. М. Креспи. Коренастые фигуры крестьян прорисованы четко, но выглядят гораздо более миловидными, чем у болонского художника. Унаследованный от Креспи интерес к правдивой передаче характерного Лонги сохранит на протяжении всей своей жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные рисунки (Венеция, Ка’Реццонико). В середине 1740-х Лонги обращается к сценам из жизни современного венецианского общества, его небольшие полотна повествуют о времяпрепровождении представителей высшего света, курьезных событиях, происходящих на улицах города. Они отвечали вкусам буржуазного итальянского общества, высоко ценились иностранными коллекционерами и любителями искусств. Профессионалы же считали его искусство "низким жанром". Этим объясняется позднее (1766) присвоение художнику титула почетного члена венецианской Академии художеств, хотя имя его среди гильдии венецианских живописцев упоминается с 1737. Картины Лонги 1740—1750-х — Новый свет (1752—1762), Урок географии (ок. 1752, обе — Венеция, галерея Кверини-Стампалья), Урок танцев (1757, Венеция, галереи Академии), Обморок (1740-е, Вашингтон, Нац. галерея искусства), Визит (1746, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Концерт (1741, Венеция, галереи Академии) — написаны в новой живописной манере. Палитра художника становится более светлой. Ее неброская декоративность соответствует стремлению Лонги показать изысканный блеск украшающих интерьеры венецианских буржуа мебели, тканей, костюмов, зеркал будуаров и драпировок гостиных. Среди этого антуража живо и весело смотрятся фигурки персонажей, напоминающие актеров венецианских трупп, разыгрывающих "комедии нравов" К. Гольдони. Художник "века насмешливого разума", Лонги проницательно умел подметить смешное, но делал это без морализаторства. В его искусстве ощутима более тонкая интонация, чем в сатирах Хогарта. С легкой иронией Лонги взирает на нравы современного общества, делая себя как бы сопричастным ритму его жизни. Не случайно Гольдони выразил художнику в поэтической форме признание близости его живописного искусства к созданной писателем новой современной комедии. В полотнах Носорог (ок. 1751), Гадалка (1753, обе — Венеция, Ка’Реццонико), Новый мир (1756, Венеция, галерея Кверини-Стампалья), Шарлатан (1757, Венеция, Ка’Реццонико), Слон (1774, Венеция, Католический банк), Ридотто (ок. 1780, Бергамо, галерея Академии Каррара) художник расширяет круг тем, и его внимание привлекают забавные сценки в бедных кварталах города, посетители игорных домов, в масках сидящие за столиками, дурачащие зрителей шарлатаны и гадалки, публичный показ экзотических животных, выступления театральных трупп. С юмором Лонги повествует в них о фактах действительности, представляя их, подобно венецианскому газетному хроникеру, на суд зрителей. Работы 1760-х занимают особое место в творчестве Лонги — Прогулка верхом (Венеция, Ка’Реццонико), Охота на уток в Лагуне, Приготовление к охоте (обе — Венеция, галерея Кверини-Стампалья). В них доминируют свет и воздух, смягчающие очертания пейзажа и придающие изящную легкость фигуркам персонажей, смотрящихся в работах Лонги 1740—1750-х более статично. Написанные в иной живописной манере, чем произведения Гварди, эти работы Лонги также предвосхищают достижения пленэрной живописи XIX в. Лонги был известен и как портретист. В портретах венецианской знати — Мария Франческа Пикарди (1747), Молодая дама в треуголке (1750-е, оба — Милан, частные собрания), строящихся по схеме барочного парадного изображения, покоряет по-венециански изысканное и декоративное разнообразие цвета, рокайльная грация поз и костюмов. Как и бытовые сценки, документально правдивы и чуть ироничны парные и групповые портреты: Чета Кверини (1760-е, Париж, частное собрание), Семейство патрициев (1760-е, Венеция, Ка’Реццонико), Семейство Сагредо (1783, Венеция, галерея Кверини-Стампалья). В своих лучших работах — Франческо Гварди (1764, Венеция, Ка’Роццонико) и Молодой человек с астролябией (1760-е, Милан, частное собрание) — Лонги предстает не только великолепным колористом, но и портретистом века Просвещения, создавшим образы представителей итальянской интеллигенции XVIII столетия. Талант портретиста был присущ и сыну художника Алессандро Лонги, который сформировался как живописец под влиянием отца, а в 1762 стал издателем написанной П. Лонги автобиографии и своего собственного труда о живописцах Венеции XVIII в. В созданном П. Лонги новом типе бытовой живописи на современную тему, тонком "просветительском" объективизме его лучших портретных образов полно раскрылся комплекс эстетических проблем культуры итальянского Просвещения. Творчество этого мастера сыграло свою роль в продвижении европейского искусства к веризму XIX в.
Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Rava A. Pietro Longhi. Firenze, 1923; Moschini V. Pietro Longhi. Milano, 1957; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Pignatti T. Pietro Longhi. Venezia, 1968.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006