ЛОРРЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛОРРЕН
lorrain) Клод (настоящее имя – Клод Желле) (1600, село Шамань, близ Меркура, Франция – 1682, Рим), французский живописец, представитель классицизма. Учился в Риме у художника А. Тасси (с 1613 г.). В 1630-х гг. стал получать заказы от представителей итальянской и французской знати, в том числе папы Урбана VIII; тогда же был принят в Академию Св. Луки в Риме.
Лоррен известен прежде всего как создатель элегических пейзажей. Он любил изображать влекущие лучезарные дали, виды с руинами и могучими деревьями («Храм в Дельфах», «Очарованный замок», 1664). Помещенные по бокам скалы, деревья, постройки образуют подобие театральных кулис, а в центральной части полотна свободно разворачивается уходящее вдаль пространство, полное света и воздуха. Лоррена привлекали меняющееся в разное время суток освещение, взаимодействие света и пространственной среды, света и цвета (серия «Времена суток», 1651–72). Его манера письма легка и виртуозна, тени светлые и прозрачные, красочная палитра отличается тончайшими оттенками то холодных, то теплых цветов. Лоррен писал свои картины в мастерской, но перед этим много рисовал с натуры, внимательно изучал состояния природы, особенности освещения. В основу своих композиций он клал реальные пейзажи Италии, поэтизируя их и придавая им идеальный, очищенный от всего случайного облик. Его пейзажи, дышащие удивительным покоем и умиротворенностью, зримо воплощают мечту о золотом век – времени гармонии человека и природы. Библейские, исторические и мифологические персонажи органически включены в природные ландшафты («Отплытие св. Урсулы», 1646; «Изгнание Агари», 1668; «Похищение Европы» (1655), «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Лоррен
, Клод (Lorrain, Claude), наст. имя Клод Желле 1600, Шампань — 1682, Рим. Французский живописец. Будучи сиротой, рано оказался в Риме; был сначала слугой, а затем учеником А. Тасси. Про его молодые годы известно мало, он начал получать серьезные заказы лишь с начала 1630-х. Среди заказчиков Лоррена в эти годы — кардинал Бентивольо и папа Урбан VIII, художник быстро становится любимцем в кругу знатных римских и французских ценителей живописи. При всей строгости классицистических пейзажных композиций Лоррена его особенно вдохновляют необычные, интригующие сюжеты и детали — сумрачные башни на обрывистых скалах, бурные водопады и опасные ущелья, загадочные руины и таинственные заливы со сломанными деревьями и замершими в ожидании путешествий кораблями. В целом круг интересов Лоррена вполне вписывается в живописные искания столетия: пространственная глубина пейзажей, реализм природных мотивов, бесконечные смены световых и атмосферных условий занимали многих художников эпохи. Его композиционные приемы также типичны для классицизма — строго ритмичные архитектурные кулисы, умело расставленные фигуры стаффажа, скрупулезно выписанные передние планы и выбеленное прозрачным сиянием небес далекое перспективное пространство. Однако необыкновенное мастерство Лоррена не исчерпывается набором формальных признаков классицистического искусства, его огромное живописное обаяние кроется в удивительном, то золотистом, то холодно-прозрачном колорите, в текучей поверхности, полной множества красочных нюансов, в тончайшем рисунке, легких, незаметных светотеневых переходах, создающих иллюзию живой воздушной среды. Огромная работоспособность Лоррена, тщательная отделка подготовительных рисунков (известно более 1200 законченных рисунков художника) обусловили неизменно ровное качество его картин, он почти не знал неудач. Картины Лоррена могли быть более героическими или более пасторальными, но все они вошли в число шедевров мировой живописи (серия Времена суток, 1651—1672; Храм в Дельфах, Рим, галерея Дориа-Памфили; Очарованный замок, 1664, Лондон, Нац. галерея).
Лит.: К. Лоррен: Альбом / Авт.-сост. Ларионова Э. И. М., 1979; Friedlander W. Claude Lorrain. Berlin, 1921; Rothlisberger M. Lorrain. The Painting. London, 1961. Vol. 1—2; Kitson M. C. Lorrain. London, 1978; Daniel S., Serebriannaia N. Claude Le Lorrain. Peintre de la lumiere. Saint-Petersbourg, 1996.
Н. Золотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
789.39 кб

ПЕЙЗАЖИ КЛОДА ЛОРРЕНА И НИКОЛА ПУССЕНА ВО ДВОРЦЕ БУЭН РЕТИРО

Костыря Максим Алексеевич
Статья посвящена малоизвестным страницам творчества великих французских художников эпохи классицизма — Клода Лоррена и Никола Пуссена. В 1636–1638 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Отсылки к картинам Клода Лоррена в поэзии Вячеслава Иванова: единицы-носители интермедиальной связи

Суханова Ирина Алексеевна
В статье рассматриваются на уровне лексических единиц интермедиальные связи ряда стихотворений Вячеслава Иванова с картинами французского художника эпохи классицизма Клода Лоррена.
Читать PDF
470.47 кб

Своеобразие художественного вкуса Ф. М. Достоевского. Рецепция живописи Клода Лоррена в его творчест

Акелькина Е. А.
Описывается культурный диалог Ф.М. Достоевского и К. Лоррена в связи с использованием писателем цитат картин французского художника-философа в своих произведениях в качестве знака определенной эпохи (классицизма)

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины: