ЛОСЕНКО Антон Павлович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Лосенко, Антон Павлович - исторический живописец и портретист (1737 - 1773). Происходил из крестьян. В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств ""подмастерьем"" живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и Де-Вельи; затем работал в Париже в мастерской Ж. Рету (Restout) и написал, под его наблюдением, картину ""Чудесный лов рыбы"" (в музее Александра III ); позднее в Риме копировал старых итальянских мастеров и антики. По возвращении в Россию за работы ""Каин"" (в академическом музее) и ""Авель"" (в музее Александра III), признан ""назначенным в академики"", а за картину ""Владимир и Рогнеда"" (1765, в академии) получил звание академика и профессора. Недолго был директором академии. Лосенко был выдающимся - в пределах академико-эклектического направления его времени - художником, в особенности прекрасным рисовальщиком, образовавшим многих даровитых учеников; он вместе с ними писал этюды, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела (""Изъяснение краткой пропорции человека и т.д.""). Этими чертежами начинающие художники пользовались долго по смерти Лосенко. Из числа его картин известны еще: ""Товия с ангелом"", ""Венера оплакивает Адониса"", ""Жертвоприношение Авраамово"", ""Апостол Андрей Первозванный"", ""Прощание Гектора с Андромахой"", портреты Сумарокова и актера Волкова (все - в музее академии), ""В мастерской живописца"" (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н.В. Хлюстиной (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III), автопортрет и портрет Л. Геннигера (в Московском Румянцевском музее). Ряд этюдов и рисунков Лосенко находится в собрании Е.Г. Швартца, в Петрограде. - Ср. С. Эрнст ""А.П. Лосенко"" (""Старые Годы"", 1914, январь).
Источник: Биографический словарь. 2008
— портретист; род. 30 июля 1737 г. в гор. Глухове, Черниговской губ., в зажиточной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, семилетним ребенком, он попадает какими-то судьбами в придворные певчие. В 1753 г. мальчик "спал с голоса" и был отдан в обучение живописи к крепостному гр. Шереметева — И. Аргунову, известному нашему портретисту. У него Лосенко пробыл 5 лет и пять месяцев; в конце же 1759 г. повелением императрицы Елизаветы он был отдан в Академию Художеств. Здесь он работал недолго, так как уже в сентябре 1760 г. был отправлен "для усовершенствования" в Париж, где занимался под руководством Рету. Зимою 1762 г. Лосенко возвратился в Петербург, пробыл здесь полгода, а затем был вторично командирован в Париж. В этот приезд он занимался у Диена. В Париже он пробыл до конца 1765 г., когда для завершения своего художественного образования был отправлен в Рим. Здесь Лосенко работал уже самостоятельно, много копировал "антиков" и старых итальянских мастеров. В 1769 г. он возвратился в Россию, был произведен из назначенных в академики, адъюнкт-профессора, а затем в профессора и сделался одним из самых дельных членов Академии. Скончался Лосенко 23 ноября 1773 г.
Как художник Лосенко когда-то очень чтился, считался "славнейшим", "гением" и т. п. Потом пришла пора, когда он казался слабейшим эпигоном, жалким копиистом. В настоящее же время художественная ценность творений Лосенко рисуется в таком виде: самое живое и ценное из созданного им — это портреты и небольшой жанр "В мастерской живописца". В этих произведениях художник свободно отдавался своему вдохновению, творил свободно, вне всяких теорий, и поэтому они до сих пор "живут" и не бледнеют перед такими сильными соперниками, как холсты Левицкого, Боровиковского и Рокотова. Далее идет группа умелых "академий": "Каин", "Авель", этюды натурщиков. В этой области большую услугу оказало художнику внимательное изучение античных статуй и анатомии. Остаются еще академические композиции, столь известные и восхваляемые в старые годы — "Жертвоприношение Авраама", "Владимир и Рогнеда" и др. Ныне они не представляют никакой художественной ценности, так как являются не всегда удачным пересказом полотен французов и итальянцев XVII—ХVІІІ вв.; но зато за ними большое историческое значение — они являются первыми вехами когда-то сильного, имевшего огромное влияние на судьбы русского искусства, академизма.
Кроме названных произведений, Лосенко принадлежат еще следующие: "Прощание Гектора с Андромахою", "Товия с Ангелом", "Св. Апостол Андрей Первозванный", "Сумароков" и "Волков" (находится в Имп. Академии Художеств), "Шумский", "Г-жа Хлюстина", "Чудесный улов рыбы" (в Русском Музее имп. Александра III), этюд с натурщика, "Скорбящим Помощница", "В мастерской живописца", второй этюд с натурщика (в Третьяковской галерее), "Л. Геннингер", "Волков" (второй экземпляр), "Автопортрет" (в Румянцевском музее), третий этюд с натурщика, "Явление ангелов пастухам" (собр. И. Е. Цветкова, в Москве).
Чекалевский
, "Рассуждение о свободных художествах", 1792. — "Северный Вестник", 1804, ч. I. — Reimers, "L´Académie Impériale des Beaux Arts en 1807". — "Северные цветы", 1826 г. — "Краткое описание предметов, составляющих русский музеум Павла Свиньина", 1829 г. — А. Оленин, "Краткое историческое сведение о состоянии Имп. Акад. Художеств", 1829. — "Художественная Газета", 1838 г., № 12. — Андреев, "Живопись и живописцы главнейших европейских школ", 1857. — "Северное сияние", ч. III. — "Сборник материалов для истории Имп. Акад. Художеств", указатель к ним Юндолова. — Сочинения Державина и Сочинения В. И. Майкова, 1867. — А. И. Сомов, Каталог соб. Имп. Академии Художеств, 1874. — Бар. Н. Н. Врангель, "Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Академии Художеств", 1908. — И. Остроухов и С. Глаголь, "Третьяковская галерея", изд. Кнебель. — А. Бенуа., "Русский музей имп. Александра III", изд. Кнебель. — Бар. Н. Н. Врангель, Каталог Русского музея имп. Александра III. — Романов, Румянцевский музей, изд. Кнебель. — Петров, Каталог портретов выст. 1870, альбом снимков с этой выставки Лушева. — "Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв., фотографированы и изданы художником А. М. Лушевым", СПб., 1870. — Бар. Н. Н. Врангель, Каталог портретов выст. 1902 г., каталог портретов выст. 1905 г. — "Сборник Имп. Русского Истор. Общ.", т. 17. — Новицкий, "История русского искусства" — А. Бенуа, "Русская школа живописи". — Его же, "История русской живописи".С. Эрнст.
{Половцов}
Лосенко, Антон Павлович
— исторический живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика; родился в городе Глухове Черниговской губернии 30 июля 1737 г. В 1744 г. привезен в С.-Петербург и определен в придворные певчие. Рано обнаружившаяся в нем способность к рисованию была причиной, что, когда 16 лет от роду он спал с голоса, его отдали в ученье к живописцу Я. Аргунову. В 1759 г. он поступил в только что основанную Имп. акд. худ. подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и гр. П. Ротари, из которых последнему и подражал вначале. В 1760 г. отправился за границу в качестве пенсионера акд. В Париже пользовался руководством Рету и написал картину "Чудесный улов рыбы" (наход. в Имп. Эрмитаже), доставившую ему звание адъюнкт-профессора исторической живописи. Будучи в 1763 г. вторично послан в чужие края, занимался до 1766 г. в Париже у Л. Давида и Ж. Вьена, а затем жил в Риме до 1769 г. По возвращении своем в этом году в С.-Петербург за представленные в акд. работы "Каин" и "Авель" (находятся в музее акд.) признан назначенным в академики, а в следующем году за картину "Владимир и Рогнеда" (нах. в акд.) получил разом, по новому регламенту, звания академика и адъюнкт-профессора. С 1772 г. по конец своей жизни был директором акд. Умер в С.-Петербурге 23 ноября 1773 г. Деятельность Л. имеет важное значение в истории русского искусства как отличного по своему времени художника, в особенности рисовальщика, образовавшего многих даровитых учеников, которым он помогал и словом, и делом, подавая им советы; вместе с ними Л. писал этюды, рисуя для них оригиналы, и издал серию чертежей по анатомии и пропорции человеческого тела. Этими чертежами пользовались начинающие художники еще долго по смерти Л. Усердные педагогические труды помешали ему написать много картин, из числа которых, кроме выше упомянутых, известны еще: "Товий с рыбою", "Венера оплакивает Адониса", "Авраам приносит Исаака в жертву", "Св. ап. Андрей Первозванный", "Прощание Гектора с Андромахой", "Портрет актера Ф. Волкова" (все — в музее акд.) и несколько др. портретов.
А. С—в.
{Брокгауз}
Лосенко, Антон Павлович
живописец, директор И. А. Худ. в СПб.; род. 30 июля 1737 г.; † 1773 г. 23 ноября.
{Половцов}