ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
Похоронен на кладбище Сент-Жене- вьев-де-Буа с сыном Владимиром. Последователем философских взглядов Л. в рус. эмиграции стал С.А. Левицкий.
С о ч. Мир как органич. целое. М., 1917; Логика. Берлин, 1923; Типы мировоззрений. Париж, 1931; Ценность и бытие. Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция. Париж, 1938; Мемуары. Мюнхен, 1968; Избранное. М., 1991; History ofRussian Philosophy. N.Y., 1951 и М., 1993 и др.
Ист. АМРЦ. Морозова О.А. Биографии, сборник — черновая рукопись: М-73-5. С. 2. 4-2; Лосский Николай Онуфриевич // Незабытые могилы / Сост. В.Н. Чуваков. Т. IV. С. 219.
Л и т. На темы рус. и общие. Сб. ст. и мат-в в честь проф. Н.С. Тимашева. Нью-Йорк, 1965;
Некролог// Часовой (Брюссель). 1965. Март. №465. С. 18; Шалимов П. Лосский Николай Онуфриевич // РЗ. Золотая кн. эм. С. 371-373.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
Лосский, Николай Онуфриевич - философ (родился в 1870 г.), профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приват-доцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский - представитель интуитивизма, в основу которого положено своеобразное учение о сознании. В каждом акте сознавания есть, по крайней мере, три стороны: сознающий субъект, сознаваемое содержание (любой отрезок мира) и отношение координации между субъектом и содержанием. На основе этой координации, благодаря деятельности внимания субъекта, любой отрезок даже и внешнего мира становится предметом созерцания, интуиции и в подлиннике, то есть вступает самолично в кругозор сознания субъекта; иначе говоря, созерцаемый отрезок внешнего мира становится имманентным сознанию субъекта, хотя и остается трансцендентным субъекту сознания. Таким образом субъект способен наблюдать не только свои индивидуальные психические состояния, но и подлинный транс-субъективный мир, не только психические, но и материальные процессы, не только реальное (пространственно-временное), но и идеальное бытие (сверхвременное и сверхпространственное). Для знания о предмете необходим, кроме акта внимания, еще акт сравнивания его с другими предметами, выделяющий из состава мира то, что необходимо связано с предметом. Отсюда получается суждение. Акты знания образуют субъективную, индивидуально-психическую, а то, на что они направлены (предмет и связь его с какою-либо другою стороною мира) - объективную сторону суждения. Опираясь на разграничение субъективной и объективной стороны суждения, а также на различение понятий ""имманентный сознанию"" и ""имманентный субъекту сознания"", Лосский борется против психологизма в гносеологии и логике. Объективная сторона суждения есть система, состоящая из трех элементов: субъекта суждения, предиката суждения и отношения необходимого следования предиката из субъекта, то есть отношения основания и следствия между ними. Системность объективной стороны суждения есть не что иное, как созерцаемая познающим существом системность самого мира. Для того, чтобы предметы даже и реального мира, то есть мира пространственно-временных материальных и психических событий, были системны и потому познаваемы, необходимо, чтобы они были связаны отношениями. Но отношения, формы порядка и т. п. - не события, не процессы, протекающие во времени; это - идеи (в платоновском смысле), сообразно которым совершаются события. Следовательно, реальный мир событий опирается на идеальную основу. Идеальное бытие придает миру характер упорядоченности, осмысленности, то есть разумности во всевозможных значениях этого сова. Когда предмет вступает в кругозор сознания какого-либо индивидуума и становится познаваемым, то есть выраженным в суждении, именно идеальные моменты предмета играют роль логических форм, обусловливающих системность суждения, умозаключения и науки. Итак, интуитивизм Лосского есть попытка примирения эмпиризма и рационализма; он ставит также задачу синтеза положительной науки и метафизики. В противоположность Бергсону, интуитивизм Лосский видит в умозрении, то есть в мышлении, направленном на чисто идеальное бытие; не удаление от жизни, а, наоборот, проникновение в самые глубокие основы ее. Идеальное бытие он понимает как сверхвременный мир не только в платоновском, но и в плотиновском смысле. В психологии Лосский - сторонник волюнтаризма (XI, 601 сл.). Свое метафизическое мировоззрение Лосский называет органическим идеало-реализмом; органическое оно потому, что рассматривает мир, а также организмы и т. п., как целые, составляющие основу осуществления и развития своих частей, а не являющиеся продуктом их суммирования. Главные труды Лосского: ""Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма"" (2-е издание, 1910; на немецком языке изд. А. Barth, 1905); ""Обоснование интуитивизма"" (2-е издание, 1908; на немецком языке изд. M. Niemeyer, 1908); ""Сборник элементарных упражнений по логике"" (2-е изд., 1911); ""Введение в философию"". Ч. I. ""Введение в теорию знания"" (1911); ""Интуитивная философия Бергсона"" (2-е изд., 1914). Много статей напечатано им в ""Вопросах философии и психологии"", в ""Новом Пути"", в ""Логосе"", в сборниках в честь Л.М. Лопатина и П.Ф. Лесгафта , в ""Энциклопедии философских наук"" (т. I), в 3-м сборнике ""Новых идей в философии"" (1912), в настоящем Словаре и в других изданиях.
Источник: Биографический словарь. 2008
— писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с величайшими препятствиями и лишениями на родину, поступил в СПб. на бухгалтерские курсы и лишь несколько лет спустя вновь попал в гимназию и получил аттестат зрелости. Окончил курс на физико-математическом и историко-филологическом факультетах в спб. университете. Первая крупная работа Л. по философии — его магистерская диссертация: "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903), переведенная на немецкий язык. Особую ценность в этом исследовании представляет новая постановка вопроса о сущности эмоции, о взаимоотношении психических и физических явлений и о классификации характеров. В журнале "Новый Путь" (1904) напечатаны статьи Л.: "О познании конечных целей" (№ 10) и "О народовластии" (№ 12). Демократический принцип Л. считает прямым выражением сверхиндивидуального сознания народа, сознания, содержащего в себе истинную и незаменимую политическую мудрость. Немалую заслугу Л. составляют его безукоризненные переводы немецких философов, напр. Канта — "De mundis sensibilis atque intelligibilis" и Куно-Фишера. Заканчивается печатанием второе крупное исследование Л.: "Обоснование интуитивизма", большая часть которого была помещена предварительно в "Вопросах философии и психологии" под заглавием "Обоснование мистического эмпиризма". Учениям о непосредственном восприятии транссубъективного мира дается здесь своеобразный критический синтез. В 1905 г. Л. был редактором журнала "Вопросы жизни". Преподает Л. в спб. университете, женском педагогическом институте и нескольких частных учебных заведениях.
В. Сперанский.
{Брокгауз}
Лосский, Николай Онуфриевич
[24.11(06.12).1870 — 24.01.1965] — философ, внес вклад в теорию познания, онтологию, историю филос. Род. в местечке Креславка Двинского уезда Витебской губ. Отец был обрусевшим поляком, православным, мать — польского происхождения, католичка. Несмотря на это, семья считала себя рус. и в ней преобладало рус. нац. сознание. Л. исключался из 7-го класса класс. гимназии "за пропаганду социализма и атеизма". Желая получить университетское образование без окончания курса класс. гимназии, выезжал в Швейцарию (слушал лекции по филос. в Бернском ун-те) и Алжир. В конце 1889 возвратился в Петербург. Окончил естественно-науч. отделение физ.-матем. ф-та и ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1903 получил степень магистра филос., в 1907 — степень д-ра филос. Переводит "Критику чистого разума" И.Канта. Проф. филос. на Бестужевских Высших женских курсах и в Петерб. ун-те. Основывает совм. с Э.Л.Радловым непериодическое изд. "Новые идеи в философии" (с 1912). В 1913— 1915 участвует в "Enzyclopedie der Philosophischen Wissenschaften". В 1919—1921 читает курс лекций в Нар. ун-те. В 1922 выслан из России. По приглашению президента Чехословацкой республики философа Т.Г.Масарика приехал в Прагу. Работал проф. Рус. ун-та. Сотрудничал в ж. "Современные записки" (с 1925) и "Der Russische Gedanke" (с 1929). В 20—30-х гг. принимал деятельное участие в работе "Русского психиатрического кружка в Праге", к-рым руководил представитель рос. психоанализа Н.Е.Осипов. В 1942 приглашен в Братиславу проф. филос. В 1945 переехал в Париж. С 1946 — в США (у своего мл. сына — историка). Проф. филос. в Рус. Дух. академии в Нью-Йорке (1947—1950). Переселился в Лос-Анджелес. Скончался во Франции (в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа). Свою теор.-познавательную концепцию Л. называет интуитивизмом. Как пишет о себе Л. в своей "Истории русской философии", "этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешн. мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания" (М., 1991. С.321). Он критиковал учения о познании, созданные Локком, Декартом и Кантом, за то, что все они проводили слишком резкую грань между познающим субъектом и познаваемым объектом. Зная что-либо, считал Л., мы переживаем то, что мы знаем, и объект знания присутствует в процессе этого переживания, включается в него. Однако, как замечает В.В.Зеньковский, "у Лосского мы не находим каких-либо интуиции (в обычном смысле этого слова) — а вместо них он предлагает различные гипотетические конструкции, которые прилагает к объяснению тех или др. тем. Это, если угодно, "интуиции разума", т. е. обычные построения, некие гипотезы" (З. "ИРФ". Т.Н. Ч.1. Л., 1991. С.208). Л. подчеркивает, что познание, восприятие предмета не есть лишь порождение в душе человека образа данного предмета, но вступление в кругозор сознания самого этого предмета "в подлиннике". "Сосредоточение мое на предмете,— пишет он,— есть проявление моей собственной духовной силы, оно осуществляется сообразно моим интересам, потребностям, наклонностям". С этим связана его теория гносеол. координации, согласно к-рой объект познания как целое связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. В обл. онтологии Л. разработал концепцию множественности субстанций, или субстанциальных деятелей. Субстанциями он считает элементы мира, о к-рых мы можем сказать, что они что-то делают, совершают (напр., движутся, познают), с к-рыми что-то происходит. Субстанции находятся в отношении противоположности друг к другу. Теория субстанциальных деятелей Л. имеет сходство с монадологией Лейбница, однако в отличие от последнего, утверждавшего, что монады (субстанции) "не имеют окон", т. е. не связаны друг с другом, Л. считает, что субстанции соединены друг с другом: относительно простые тела входят в состав сложных тел, человек входит в состав какой-либо обществ. группы, гос-ва — в состав человечества, частные системы — в более общие системы, подчиненные, в конце концов, единому мировому целому. Л. считал мир "органическим целым", видел свою задачу в разработке "органического мировоззрения". Согласно Л., характерные отношения между субстанциями отличают Царство гармонии, или Царство духа, от царства вражды, или душевно-материального царства. В Царстве духа, или идеальном царстве, множественность обусловлена только индивидуализирующими противоположностями, здесь нет противоборствующей противоположности, вражды между элементами бытия. Сотворенные Абсолютом субстанциальные деятели, избравшие жизнь в Боге, образуют, по Л., "царство Духа", к-рое есть "живая мудрость", "София"; те же субстанциальные деятели, к-рые "утверждают свою самость", остаются вне "царства Духа"; и среди них возникает склонность к борьбе и взаимному вытеснению. Взаимная борьба приводит к возникновению материального бытия; т. о., материальное бытие несет в себе начало неправды. Л. защищал учение о перевоплощении.
Соч.
: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903; Обоснование интуитивизма. СПб., 1906 (3-е изд. — Берлин, 1924); Нравственная личность Толстого. М., 1911; Введение в философию. Ч.1. СПб., 1911 (2-е изд — Пг., 1918); Недостатки гносеологии Бергсона и влияние их на его метафизику // Вопросы философии и психологии. 1913. Кн.118; Интуитивная философия Бергсона. М., 1914 (3-е изд. — Пг., 1922); Материя в системе органического мировоззрения. М., 1916 (3-е изд. — Пг., 1922); Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм // Мысль 1922. № 1, 2; Современный витализм. Пг., 1922; Логика. Ч.I—II. 2-е изд. Берлин, 1923; О единстве церкви. Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, 1924; Сборник задач по логике. Прага, 1924; Органическое строение общества и демократия // Современные записки. Кн.25. Париж, 1925; Свобода воли. Париж, 1927; Принцип наибольшей полноты бытия // Научные труды Русского народного ун-та в Праге. T.I. Прага, 1928; Русская философия в XX веке // Записки русского научного ин-та в Белграде. Вып.3. Белград, 1931; Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств // Там же. Вып.5; Ценность и бытие. Париж, 1931; Типы мировоззрений. Введение в метафизику. Париж, 1931; Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938 (М., 1995); Условия абсолютного добра (основы этики). Париж, 1949; History of Russian philosophy. N.Y., 1951 (изд. на рус. языке в 1991); Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Общедоступное введение в философию. Франкфурт-на-Майне, 1956; Характер русского народа. Франкфурт-на-Майне, 1957; Воспоминания. Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968; Условия абсолютного добра. М., 1991 (в кн. вошла также работа "Характер русского народа"); Избр. М., 1991 ("Обоснование интуитивизма", "Мир как органическое целое", "Свобода воли"); Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое зло. М., 1994 ("Достоевский и его христианское миропонимание", "Ценность и бытие", "Бог и мировое зло"); Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. В кн. вошли: "Типы мировоззрений. Введение в метафизику", "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция", "Идеал-реализм" (главы из кн. "Общедоступное введение в философию"). М., 1995; Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.,1998.
А.П.Алексеев
Лосский,
Николай ОнуфриевичРод. 1870, ум. 1965. Философ-интуитивист и персоналист. Автор трудов по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др. В 1922 г. выслан из России.
Витебской губ. 1965, Париж) - философ, историк философии. Отец, Онуфрий Иванович, был обрусевшим поляком, православным. Мать, Аделаида Антоновна, польского происхождения, католичка. Несмотря на преобладание польской крови, семья считала себя русской, и воспитание 15 детей было проникнуто русским национальным сознанием. В 1872 отец Л., служивший до этого лесничим, получил должность станового пристава, и семья переехала в Дагду. После скоропостижной смерти отца в 1881 Николая отправили на учебу в витебскую гимназию, где он познакомился с сочинениями Д.Писарева, Н.До6ролюбова, Н.Михайловского. Под влиянием революционных идей Л. стал материалистом, социалистом и атеистом. В 1887 был исключен из гимназии «за пропаганду социализма и атеизма» с «волчьим билетом», т.е. без права поступления в другие учебные заведения.
Л. нелегально перебрался за границу, желая продолжить образование в Цюрихе и в Берне. Здесь его революционно-материалистическое мировоззрение получило дальнейшее развитие: он познакомился с сочинениями К.Фогга, Г.Плеханова, присутствовал на публичных лекциях последнего, участвовал в демонстрации в честь приезда В.Либкнехта.
Испытывая материальную нужду, Л. решил перебраться в Алжир и продолжить там учебу. Обманным путем он был завербован в Иностранный легион и, только прикинувшись душевнобольным, сумел покинуть Алжир.
В 1889 Л. возвратился в Россию и поступил на курсы бухгалтеров, но вскоре оставил их, т.к. влиятельные родственники через министра просвещения добились для него права обучения в петербургской гимназии. В 1891 он получил аттестат и осенью того же года поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Проявляя повышенный интерес к ботанике, химии и особенно к анатомии, которую преподавал П.Лесгафт, Л.
продолжал самостоятельно изучать философию: знакомился с трудами Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Спенсера, читал «Историю философии» Куно Фишера, но его не удовлетворяли попытки объяснить мир, исходя из позиций механистического материализма. Большое влияние на Л. оказало знакомство с С.Алексеевым (Аскольдовым), сыном известного русского философа-неолейбницианца А.Козлова. С 1894 посещал лекции А.Введенского, философский кружок А.Козлова. В 1898 занятия философского кружка, членами которого были также С.Метальников и Я.Колубовский, проходили в доме известного русского педагога В.Стоюнина: его дочь, Л.В.Стоюнина, стала вскоре женой Л.
После окончания естественно-научного отделения в 1896 Л. стал вольнослушателем историко-философского факультета. На жизнь зарабатывал частными уроками и переводами философских текстов (перевел некоторые работы И.Канта, 4, 7 и 8 тома «Истории новой философии» Куно Фишера, «Основы логики» Т.Липпса и ряд др.). В 1898 Л. защитил дипломную работу «Рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница» и был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1900 приват-доцент кафедры философии Петербургского университета. Осенью 1901 и весной 1902 находился в научной командировке за границей, вначале у В.Виндельбанда и Л.Циглера в Страсбурге, затем у В.Вундта в Лейпциге. В 1903 уехал в Геттинген, где проходил практику по экспериментальной психологии у Г.Мюллера.
Осенью 1903 Л. защитил магистерскую диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», в которой попытался соединить волюнтаризм в психологии с интуитивизмом в гносеологии.
С 1904 Л. активно занимался общественнополитической деятельностью; был избран председателем Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов, работал в секции разработки новых уставов университетов в Академическом союзе. В этот период он отошел от идей социализма, ближе ему оказались либеральные позиции, верность которым он сохранял на протяжении всей жизни. В 1905 вступил в только что образованную кадетскую партию, принадлежал к ее левому крылу.Л. являлся решительным сторонником демократического представительного образа правления, независимо от того, будет ли это конституционная монархия или республика, разделял идеи «фабианского социализма», отрицательно относился к большевикам и марксистской идеологии, 1-ю русскую революцию встретил настороженно; во время слушания рассказа о разгоне одной из демонстраций с ним случился сердечный припадок психоневротического характера. Эти припадки будут периодически мучать его вплоть до революции 1917.. Но ни революция, ни болезнь не отвлекали Л. от главного - разработки нового гносеологического направления - интуитивизма. В 1904-5 в журнале «Вопросы философии и психологии» была напечатана его докторская диссертация «Обоснование мистического эмпиризма», которую в 1907 он защитил в Московском университете. В 1 908-9 Л. вел преподавательскую деятельность в Петербургском университете, Женском педагогическом институте, Бестужевских Высших женских курсах и др. учебных заведениях.
С 1909 Л. начал занятия метафизикой и приступил к подготовке книги «Мир как органическое целое» (опубл. в 1917). В ходе работы над книгой сформировались исходные принципы его оригинальной гносеологии и онтологии. Главную свою задачу он видел в преодолении кризиса новейшей философии путем синтеза эмпиризма с рационализмом и персоналистического индивидуализма с идеалистическим универсализмом.Л. перевел «Критику чистого разума» Канта и подверг критике ряд его идей. Вместо включения объекта в субъект Л. предложил предсознательную «гносеологическую координацию» субъекта и объекта, которые в его философской системе являются самостоятельными, но в то же время органично спаянными «отвлеченным единосущием». Это частичное единосущие позволяет субъекту наблюдать внутренний и внешний мир таким, какой он есть. Субъект не творит содержание восприятия и мышления, а лишь выбирает, какие предметы, данные в подсознании, следует подвергнуть опознанию. Наше познание несовершенно, фрагментарно, но мы познаем действительные, объективные истины, являющиеся частичками абсолютной истины, полностью достижимой в царстве Духа. Онтологическое строение мира Л. представлял как взаимодействие «субстанциональных деятелей» (преобразование монады Лейбница), творящих свои действия (реальные события) сообразно носимым ими отвлеченным идеям (в платоновском смысле).
Субстанциональные деятели есть начала творящие, объединяющие физическое и психическое. Они являются потенциальными или реальными (персонами), абсолютно свободными в своих действиях (свободны даже от Бога), но связанными друг с другом отвлеченным единосущием, которое позволяет организовать им общение между собой по типу интуиции, т.е.
непосредственно. Соответственно разным аспектам бытия Л. выделяет 3 типа интуиции: чувственную, интеллектуальную, мистическую. В целом же философская система Л. характеризуется такими чертами как гносеологический реализм и интуитивизм в теории познания и конкретный органический персоналистический идеал-реализм в онтологии.
1-я мировая война застала семью Лосских на отдыхе в Швеции, откуда они спешно эвакуировались на родину, В 1915-16 в связи с занятиями метафизикой начался медленный процесс возвращения Л. к религии. Как и многие другие русские философы, он совершил поездку в Оптину Пустынь.
Обе революции 1917 Л. встретил отрицательно, считая, что революция есть величайшее бедствие для народа, однако весной 1917 участвовал в популяризации идей кадетской партии, из которой вышел лишь после ее официального запрета в ноябре 1917.
В трудные послереволюционные годы Л. продолжал активную философскую деятельность. В ряде своих работ он обосновывал динамистическое и виталистическое понимание материи, разработал собственную систему интуитивистической логики, в которой все суждения имеют в одном отношении аналитический (субъективная сторона знания), а в другом синтетический (объективная сторона знания) характер. Одновременно он продолжал работать в Петроградском университете в должности профессора (с 1916), С 1 920 Л. читал лекции в Народном университете.
Будучи принципиальным противником революционно-социалистического мировоззрения, Л. не счел возможным стать членом Вольной Философской Академии (Вольфила), однако на одном из ее заседаний выступил с лекцией «Бог и органическое миропонимание». Попытка Л. организовать журнал «Мысль» закончилась неудачей (запрещен с 4-го номера). В 1921 за защиту догмата троичности Л. уволили из Петербургского университета. Сильное нервное расстройство, последовавшее за отставкой, послужило причиной тяжелой болезни. По совету врачей Л.
намеревался отправиться в Карлсбад и уже через президента Чехословакии Т.Масарика добился получения визы, однако оказался в Чехословакии совсем по другой причине. В ноябре 1922 его вместе с группой известных ученых и общественных деятелей выдворили за пределы Советской России.
По совету П.Струве Л. решил обосноваться в Праге, где продолжил преподавательскую и научную работу. Он читал лекции в Русском университете, организовал лекторат в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Париж, Лондон, Белград, посетил США, Швейцарию; в 1942 получил кафедру философии в Братиславском университете. До 1930 Л.
получал профессорскую стипендию из фонда «Русской акции», а также единовременные пособия из канцелярии президента. Чехословацкие президенты Т.Масарик и Э.Бенеш были не чужды философии, а имя Л. к тому времени приобретало международную известность.
В эмигрантский период Л. продолжал работать над развитием своей философской системы. Главную задачу он видел в переходе от теоретической философии к практической, а с 1923 занимался историей русской философии. Сочинения Л. этого времени глубоко религиозны, направлены на поиск идеала абсолютного добра и красоты. В понимании Л. «субстанциональные деятели» абсолютно свободны и тем самым абсолютно ответственны за свои поступки. В природе и обществе одновременно действуют прогресс и регресс, в зависимости от свободного выбора «субстанциональных деятелей». Вследствие своего эгоизма многие «субстанциональные деятели» вступают в противоборство друг с другом и образуют наш грешный мир, или царство вражды. Те же, кто вступают друг с другом в отношения любви и гармонии, достигают «конкретного единосущия» и образуют Царство Божие, в котором нет разобщенности и материальности. Царство Божие и пути его достижения - важнейшая тема книг философа.Л. не создал самостоятельной апологетики, но он рассматривал свою книгу «Достоевский и его христианское миропонимание» (Нью-Йорк, 1953) как апологию христианства в преломлении через творчество великого писателя.
Мировоззрение Л. наложило существенный отпечаток на его послевоенные сочинения. В работе «History of Russian Philosophy» (НьюЙорк, 1951; M., 1993) он особенно подчеркивает реализм и интуитивизм русских философов, утверждает обязательность и прогрессивность христианских принципов в философии. В книге «Характер русского народа» (Франкфурт-на-Майне, 1957) выделяет в качестве определяющих такие черты русского характера как повышенная религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра.
После 2-й мировой войны Л. переехал в США, где с 1947 по 1950 преподавал философию и историю русской философии в СвятоВладимирской Духовной академии в Нью-Йорке, удостоился почетного членства в «Международном обществе Марка Твена». В 1952 получил американское гражданство. В 50-е жил у своих сыновей то в США, то во Франции.
После скоропостижной кончины сына Владимира в 1958 состояние его здоровья резко ухудшилось. С 1960 Л. находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном Владимиром.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции