[18(30). 6.1874, Киев — 6.7.1946, Москва] — арт. оперы (бас) и оперетты, камерный певец, режиссер и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Отец — инженер путей сообщения, мать — пианистка. В 1899 окончил Киев. ун-т. Пению обучался в Киеве у К. Эверарди (в 1890-х гг., два года брал частные уроки, в 1897—99 учился у него же в местном муз. уч-ще), позднее совершенствовался в Италии; будучи солистом моск. Большого т-ра, четыре мес. занимался в Париже у Бертрами. В 1899 по совету муз. критика С. Кругликова поступил в Моск. частную рус. оперу, где выступал до 1900 и в 1905—06 (здесь подготовил партию Мефистофеля — "Фауст" под рук. С. Мамонтова). В 1900—05 (в нек-рых источ. с 1901) пел в Киев. опере (антр. С. Брыкина и М. Бородая); в составе этой труппы гастролировал в Одессе (1902). В 1905 выступал в Н. Новгороде (антр. Н. Фигнера). В 1906—18 и 1920—28 выступал в Большом т-ре (исп. характерные партии), в 1918—20 — в Одесской опере, в 1928—30 и 1931 — 34 — в Свердлов. опере, в 1930—31 — в Тбилис. опере. Обладал от природы небольшим голосом. Однако благодаря музыкальности, постоянному совершенствованию вокала и ярким сцен. способностям стал выдающимся мастером оперной сцены. Как отмечал сам арт., в его исп. доминировала "актерская, а не вокальная сторона", вследствие чего он стал специализироваться "в области характерных партий-ролей". Уделял большое внимание гриму и сцен. движению. В 1908 выступил в конц. исп. оперы "Женитьба" (в костюмах, гриме и условном декоративном оформлении), на сцене моск. Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов). Об исп. роли Подколесина Ю. Энгель писал: "Этот даровитый артист Большого театра всегда хорош в характерных ролях, но Подколесин, кажется, его лучшее создание. Каждое движение, каждая интонация — живы, естественны, выразительны. И в то же время ни малейшей натяжки в музыкальном исполнении; не пение, не разговор, а что-то среднее, по-своему яркое и сильное"*. Оперный репертуар включал 36 партий, в т. ч. в 20 рус. операх.
1-й исп. партий: Лепорелло ("Каменный гость", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Подколесина ("Женитьба", конц. исп.); в Москве — Зай-Санга ("Сын мандарина"); в Большом т-ре — Дуды ("Садко"), Писаря ("Майская ночь"), Гильо де Морфонтена ("Манон"); на рус. сцене — Санчо Пансо ("Дон Кихот"), Валентина ("Зимняя сказка"). Лучшие партии: Фарлаф, Варлаам, Подколесин, Скула, Скоморох, Дуда, Писарь ("Майская ночь"), Заседатель; Дон Бартоло и Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Цунига, Санчо Пансо. Др. партии: Сусанин ("Иван Сусанин" М. Глинки), Рангони, Пимен, Владимир Галицкий, Иван Грозный ("Купец Калашников"), Голова ("Майская ночь"), Рене ("Иоланта"), Бес ("Черевички"), Мамыров, Гремин; Лепорелло ("Дон Жуан"), Папагено, Сен-Бри, Шонар ("Богема"). Партнеры: Л. Балановская, М. Баттистини (в "Дон Жуане"), М. Гукова, А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Маргуляна, И. Палицына, Д. Похитонова, В. Сука.
В 1920—26 исп. партий в опереттах, поставленных Муз. студией МХАТ (позднее преобразованной в Муз. т-р им. Вл. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского): Лариводьера ("Дочь мадам Анго" Ш. Лекока), Вице-короля ("Перикола" Ж. Оффенбаха). В сезоне 1925/26 гастролировал с этой студией по Зап. Европе (Лейпциг. Прага, Бремен) и США (Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Вашингтон, Чикаго, Детройт).
Принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки и "Муз. выставок" (последние организованы М. Дейшей-Сионицкой). После 1917 часто выступал перед рабочими и красноармейцами. Камерный репертуар включал произв. П. Чайковского, Р. Шумана. С особенным мастерством исп. романсы А. Даргомыжского ("Старый капрал", "Червяк", "Мельник", "Титулярный советник"), М. Мусоргского ("Семинарист", "Блоха", "Раек", "Козел", "Спесь", "Сиротка"), Ц. Кюи ("Молодые", "Как чудесно хороши вы"), А. Гречанинова (4 детские песни). В 1905 в Киеве исп. сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта (в ансамбле с Е. Ковельковой, О. Бахуташвили-Шульгиной, Б. Махиным). Композитор П. Ренчицкий посвятил певцу ряд романсов — "Приезжайте", "Афоризмы Козьмы Пруткова", к-рые он исп. в ансамбле с автором.
Талант Л. высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Гречанинов.
В 1909 дебютировал в качестве оперного режиссера, поставив впервые на сцене моск. Большого т-ра "Кавказского пленника". Критики отмечали, что в своей первой работе проявил "глубокое знание оперной сцены и большой художественный вкус". В 1910—18, в 1934—36 и 1943—46 режиссер-постановщик, в 1920—28 гл. режиссер и с 1927 рук. худож. части оперной труппы Большого т-ра, на.сцене к-рого поставил 24 оперы. В 1917—18, 1920—28 зав. оперой Большого т-ра. В качестве режиссера и актера работал также в оперных т-рах Одессы (1918—20, в 1937—40 гл. режиссер), Петрограда (Мариинский т-р, 1915—16), Свердловска (1928—30, гл. режиссер; 1931—34, худож. рук., режиссер-постановщик), Тбилиси (1930—31, гл. режиссер), Ленинграда (Т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936—37, 1941—43, режиссер-постановщик). Всего поставил 50 опер, из к-рых 24 — рус. композиторов, заребеж. — 17, сов. — 9.
1-й постановщик опер: "Фленго" (1918), "Овод" В. Трамбицкого (1929), "Прорыв" С. Потоцкого (1929); в моск. Большом т-ре — "Кавказский пленник" (1909), "Франческа да Римини" Э. Направника (1918); в Свердловске — "Фленго" (1928), "Декабристы" В. Золотарева (1930); в Одессе — "Шоре" Б. Лятошинского (1939). Среди наиболее значительных пост.: "Сказка о царе Салтане" (1913), "Князь Игорь" (1914), "Снегурочка" (1916), "Аида" (1922), "Лоэнгрин" (1923), "Фауст" (1924), "Борис Годунов" (1927), "Руслан и Людмила" (1929), "Садко" (1935). В 1927 осуществил постановку в Большом т-ре спектакля (сюжет, посвященный Октябрьской революции) — "Героическое действо" с музыкой В. Небольсина. В своих пост. Л. искал новые формы и средства сцен. выразительности. Уделял большое внимание хору и композиции массовых сцен. Его постановки отличались зрелищностью и монументальностью.
Преподавал в Киев. муз. уч-ще (1902—06), позднее в Киев. и Одесской консерваториях. С 1943 был режиссером оперного кл. Моск. конс.
Соч.: Краткая автобиография. Оперные мемуары. Ч. 1, 2. Статьи // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959.
Лит.: В. А. Лосский. (Некролог) // Сов. искусство. 12 июля 1946; Голованов Н. Крупнейший оперный режиссер. Памяти В. А. Лосского // Там же. 10 июля. 1951; Голованов Н. С.
B. А. Лосский // Н. С. Голованов. Литературное наследство: Переписка. Воспоминания современников. — М., 1982. С. 54—55; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Гозенпуд А. А. Русский советский оперный театр. 1917—1941: Очерк истории. — Л., 1963; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971; Келлер И. Минувшее проходит предо мною // Урал (Свердловск). 1972. № 4. С. 131 — 133; Pацеp E. Жизнь — в опере // Муз. жизнь. 1974. № 16; Pоссихина В. П. Оперный театр C. Мамонтова. — М., 1985.