ЛОССКИЙ Владимир Николаевич
Источник: Краткий православный словарь.
[25.05(07.06).1903—07.02.1958] — спец. по средневекой филос., богословию, церковной истории. Род. в Геттингене. Сын Н.О.Лосского. В 1920 поступил в Петроградский ун-т, учился на ист.-филол. ф-те. В 1922 вместе с семьей вынужден был покинуть Россию. Продолжил обучение в Праге. Занимался в семинаре у Н.П.Кондакова, известного византолога и искусствоведа. Затем переехал в Париж. Окончил Сорбонну (1927). Занимался науч.-иссл. работой и преподавал богословие в Париже в Ин-те Св. Дионисия. В 1928 стал членом Православного братства им. св. патриарха Фотия, учрежденного для утверждения православия во Франции. С этого времени Л. становится активным защитником канонического единства Рус. церкви, начинают выходить его богословские труды. Во время Второй мировой войны вступил в ряды Франц. Сопротивления, был в фашистском концлагере. В декабре 1944, после освобождения Франции, в Париже был создан Франц. православный ин-т, в к-ром Л. несколько лет вел курсы догматического богословия и церковной истории. Один из рук. Содружества им. святых Албания (первого англ. мученика) и Сергия Радонежского, созданного для поиска путей к глубокому и плодотворному диалогу между православной и англиканской Церквами. В посл. годы своей жизни преп. на Пасторских курсах при западноевроп. Патриаршем Экзархате, в 1956 посетил СССР. Скончался в Париже. Л. дал глубокий анализ теологич. и филос. учений греч. отцов Церкви, существенные мотивы к-рых были унаследованы рус. филос. (и рус. мировоззрением в целом) благодаря православию. Он реконструирует характерную для греч. патристики онтологию личности, трактовку отношений человека и Бога (в частности, сравнивая роль понятий заслуги в зап. теологии и соработ-ничества, синергии — в вост.); показывает значение идеи обожения человека и мира; раскрывает глубокий смысл апофатического (отрицательного) метода познания, стремящегося "познать Бога не в том, что Он есть (то есть не в соответствии с нашим тварным опытом), а в том, что Он не есть". Перу Л. принадлежит одно из лучших иссл. мистической традиции Вост. Церкви. Только посредством дух.-мистического познания ("гно-сиса"), считает он, возможно "созерцание Божественного света пресвятой Троицы; это — полнота сознания... и вхождение в жизнь вечную" ("Очерк мистического богословия Восточной Церкви"). Для Л. характерна метафиз. неудовлетворенность построениями рус. философов — представителей поколения его отца. В его иссл. выявляются богатые возможности византийской метафизики, отвечающие потребностям рус. мировоззрения.
Соч.
: Спор о Софии. Париж, 1936 (М., 1996); Essai sur la theologie mystique de VEglise d´Onent. Paris, 1944 (Русский перевод: Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. № 8. 1972; Там же перевод франц. лекций по догматике); The meaning of Icons (in collaboration with L.Uspensky). L., 1947; La vision de Dieu. 1961; Св. Иоанн Дамаскин и византийские учения о духовной жизни. Париж, 1968; Апофаза и троическое богословие. Богословие образа. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. 1975. № 14; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Спор о Софии. Статьи разных лет. М.,1996.
И.Ю. Алексеева
Лосский,
Владимир НиколаевичРод. 1903, ум. 1958. Русский православный богослов. Автор сочинений: "Спор о Софии" (1936), "Мистическое богословие Восточной Церкви" (1944), "Смысл икон" (1952, совм. с Л. А. Успенским), "Видение Бога" (1962), "По образу и подобию Бога" (1967). С 1922 г. в эмиграции. Сын Н. О. Лосского (см.).
Занятия были вынужденно прерваны насильственной высылкой в 1922 его отца. Лосские последовали за главой семьи вначале в Берлин, затем в Прагу, где с марта 1923 по июнь 1924 Владимир обучался на философском факультете Карлова университета, сосредоточившись на занятиях медиевистикой, греческим и латинским языками, а также византиноведением у академика Н.Кондакова. Стремясь к получению более основательного образования, Л. уехал в Париж, поступил в ноябре 1924 на филологический факультет Сорбоннского университета, избрав своими научными руководителями известных специалистов по средневековой истории и философии - Ф.Лота и Э.Жильсона. Окончив в июне 1927 Сорбонну, Л. женился на Магдалине Исааковне Шапиро (4.6.1928).
Знакомство с М.Ковалевским и его братом Евграфом привело молодоженов в Братство Св. Фотия, главная задача которого состояла в утверждении православия и, конкретно, распространении Истин Православия во Франции. С 1931 по 1940 Л. возглавлял Братство. Отстаивая некоторые догмы православия и сохраняя верность московскому патриаршему престолу, Л. развернул в 1935-36 «спор о Софии», осудив софиологию о.Сергия Булгакова. Экуменическая деятельность Л., помимо диспутов и проповедей, была отмечена активным вкладом в дело основания на территории Франции в 1937 общины «православных западного обряда», существующей ныне под названием «Eglise Orthodoxe de France».
Начиная с 1927 и до конца жизни Л. вел углубленный научный анализ учения немецкого мистика XIII-XIV вв. Майстера Экхарта. Оставшись незавершенным, это исследование, тем не менее, вошло в число лучших трудов по истории средневековой философии и религии. Научная деятельность, однако, не приносила какого-либо дохода семье Лосских, пополнившейся четырьмя детьми. Заработок был найден у профессора ф.Лота, поручившего своему выпускнику подготовку переиздания словаря средневековой латыни «Glossaire Ducange».
Перед началом 2-й мировой войны Л. принял французское гражданство.
Считая своим долгом гражданина и христианина не оставаться в стороне от происходящих событий, он в октябре 1940 вступил в ряды движения Сопротивления. Антифашистская борьба в группе Б.Вильде сочеталась с интенсивной творческой, богословской работой; в 1944 вышла в свет одна из главных книг Л.-теолога «Очерки мистического богословия восточной церкви». Совсем не случайно книга была написана на французском языке. Полагая, что именно он призван свидетельствовать об Истине православия во Франции, Л. читал лекции и писал по-французски, за исключением тех случаев, когда его непосредственным адресатом была русскоязычная аудитория.
В декабре 1944 по инициативе о.Евграфа Ковалевского организовался Французский православный институт им. Св.Дионисия, куда Л. привлекли читать курс догматического богословия и церковной истории. С 1945 он стал членом редколлегии журнала «Живой Бог», а с 1947 - постоянным участником ежегодных конференций англо-русского Братства им.
Св.Албания и преподобного Сергия в Абингдоне, главной задачей которых являлось сближение христианских вероисповеданий, в частности, англиканства с православием. После разрыва о.Евграфа Ковалевского с московской патриархией в 1953 Л. ушел из Института Св. Дионисия и преподавал догматическое и сравнительное богословие на Пастырских курсах, учрежденных при Русском западноевропейском патриаршем экзархате. В сентябре 1954 он участвовал в Августиновском конгрессе, а в сентябре 1955 -во 2-й Оксфордской конференции по патрологии.
В период эмиграции Л. опубликовал многочисленные книги и статьи на богословские темы, которые в совокупности составили новый этап в развитии православного учения. Согласно взглядам Л" богословие и мистика не исключают друг друга, а взаимно поддерживают. Богословие должно становиться опытным, к нему следует относиться как к живой боговдохновенной истине, а не как к набору умозрительных понятий и схоластических догматов.Л. утверждал жизненное познание Бога, т.е.
единение людей с Богом, их обожение. Единение с Богом в его энергии (несотворенном свете) позволяет нам участвовать в естестве Бога.
Обожение личности достигается взаимодействием двух воль - воли Св.Духа, дарующего благодать, и воли человека, на которого благодать нисходит и который к ней устремлен.Л. доказывал своими трудами, что, несмотря на известный консерватизм догматической части христианского вероучения, в православной традиции содержится значительный неортодоксальный потенциал. Созерцательная теология, ведущая Дух к сверхразумным реальностям, предполагающая, однако, участие в божественной жизни Св.Троицы, возрождение святоотеческих и исихастских традиций, разработка «православного энергетизма» - все это внесло освежающую творческую струю в современное православное богословие и в мировую христианскую мысль. Творчество Л. приобрело широкую известность и имело большое влияние в теологических кругах Запада.
Совершив в 1956 паломничество к православным святыням России (паломники посетили Богоявленский собор, Троице-Сергиеву, КиевоПечерскую и Александро-Невскую Лавры и др. храмы), Л. по возвращении написал: «Теперь, «из моего прекрасного далека», вспоминаю о встрече с русским народом как о драгоценном духовном опыте, который довелось иметь».
Раздумья о горнем не были оторваны от земного. По свидетельству друзей, Л. был необыкновенно добрым человеком, умел слушать других, понимать и помогать. Его жизнь в кругу семьи и отношения с окружающими являли образец человека и христианина. Его душа была раскрыта всему живому - красоте, молодости, искусству, что сочеталось, однако, с особой мистической отрешенностью при чтении молитв, Библии.Л. похоронен на кладбище СентЖеневьев-де-Буа.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции