Лот

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛОТ
единица веса - 12,8 г

Источник: История Российской таможни: глоссарий

Лот
от нем. Lot или голл. lood) - прибор для измерения глубины воды с судна. Глубина определяется длинной вытравленного линя, к которому привязан груз.

Источник: Военно-морской исторический справочник

Лот
прибор для измерения глубины с борта судна. Ручной Л.— гиря, подвешенная на размеченном по длине тросе (лотлине). Механический Л. с помощью прибора, опускаемого на тросе лебедкой, регистрирует величину гидростатического давления на дан-нон глубине. Наибольшее распространение получили эхолоты.

Источник: Словарь военных терминов

Лот
Быт 11.27,31; 12.4,5; 13.1,5,7,8,10-12,14; 14.12,16; 19.1,5,6,9,10,12,14,15,18, 23,26,30,36; Вт 2.9,19; Пс 82.9; Лк 17.28,29,32; 2Пет 2.7)-сын Арана, брата Авраама, вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним, но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лот оставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен из Содома Ангелами.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЛОТ
в библейской мифологии племянник Авраама. После гибели г. Содом и превращения жены Л. в соляной столб за то, что она, вопреки запрету Бога, оглянулась при бегстве из Содома, дочери Л., напоив его вином, вступили с ним в кровосмесительную связь, чтобы продолжить человеческий род. Л. также обозначает прибор для измерения глубины воды с борта судна и меру массы, веса, равную 3 золотникам или 12,8 г. В России применялся со второй половины XIX в. до введения метрических мер.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Лот
от голл. lood) - свинцовая гиря конической формы; в основании имеет гаечку, в которую перед опусканием лота кладут сало. К салу пристает песок, ракушка, камень и проч., и таким образом, вместе с глубиной, лотом определяется характер грунта. Для малых глубин употребляется ручной лот, а для больших дип-лот, отличающийся от первого только большим весом. Есть еще Массеев лот, или лен, изобретенный Массеем. Он употребляется для определения больших глубин. Лот-линь - линь, привязываемый к лоту; он размерен или развязан на сажени, которыми принято выражать глубину. Бросать лот - измерять глубину.

Источник: Военно-исторический словарь

Лот
племянник Авраама, ушедший жить в Содом. Он неоднократно близко сходился с местными жителями, которые «были злы и весьма грешны пред Господом» (Бытие, 13, 13). В результате неудачной войны царей Содомского и Гоморского страна была разграблена, а сам Лот попал в плен, из которого освободился только благодаря Аврааму (Бытие, 14, 12–16). После освобождения он снова вернулся жить в Содом и «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (Второе послание апостола Петра, 2, 8). Перед тем как Содом и Гоморра были разрушены небесным огнем, ангелы вывели из города Лота и его семейство, приказав не оглядываться назад. Но вопреки Божьей воле жена Лота обернулась, чтобы в последний раз посмотреть на город и превратилась в соляной столп, а Лот с дочерьми укрылся в пещере.

Источник: Православная энциклопедия.

ЛОТ
герой библейской этиологич. легенды. В книге Бытия Л. - родом из Ура Халдейского, племянник патриарха Авраама, вначале был под его патриархальной властью, затем отделился и занимался скотоводством в р-не Содома. Согласно легенде, только Л., его жена и дочери были пощажены богом Яхве (Йахве) при наказании грешного Содома; во время бегства из Содома жена Л. нарушила запрет глядеть на горящий город и в наказание превратилась в соляной столб (отражение близости Содома к богатому солью Мертвому морю); считая, что только они одни остались живыми на земле, две дочери Л., напоив отца, вступили с ним в кровосмесит. связь, от к-рой родились Моав и Аммон - предки моавитян и аммонитян, называемых в Библии "сынами Лота". Новые сведения о Л. встречаются в кумранском свитке IQ Genesis Apocryphon (см. Рукописи Мертвого моря).

И. Д. Амусин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЛОТ
в ветхозавет. предании племянник Авраама, переселивш. вместе с ним из Месопотамии в Ханаан. Однако эта местность за неправедность жителей Содома и Гоморры обречена богом на истребление. После явления Аврааму бога у дубравы Мамре в Содом направляются ангелы, чтобы убедиться, действит. ли столь грешны содомляне, и истребить город; Авраам, однако, умоляет бога пощадить город, если в нем найдется хотя бы десять праведников. Л. оказывает гостеприимство ангелам и приглашает их в свой дом. Содомляне же окружают дом Л. и требуют вывести пришельцев, чтобы «познать их». Л. просит их не делать пришельцам зла и даже предлагает взамен двух своих дочерей, не познавших мужа. Но ангелы поражают осаждающих дом слепотой, а Л. с женой и дочерьми выводят из обречен. города, запретив к.-л. из них оглядываться. Бог пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба и уничтожил эти города, все их окрестности и все живое вокруг. Жена Лота, нарушив запрет, оглянулась и за это стала соляным столпом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Лот
, Иоганн Карл (Loth, Johann Karl) 1632, Мюнхен — 1698, Венеция. Немецкий живописец. Подобно Лиссу, много переезжал с места на место, сформировавшись как художник в Германии. Ок. 1650 уехал в Италию, где провел основную часть жизни; много путешествовал (побывал в Венеции, Риме и др. городах), оказав влияние на местных мастеров. Получил в Италии уменьшительное имя "Карлотто". Как и Лисс, в полотнах на религиозные и мифологические сюжеты (Добрый самаритянин, ок. 1676, Поммерсфельден, собрание Шонборн; Младенца Моисея опускают в Нил; Возвращение блудного сына, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды, до 1659, Вена, Музей истории искусства) изображал крупные полнокровные фигуры, привносил элементы жанровости в духе фламандских мастеров. Богатство колористического решения, динамичный мазок в традиции мастеров Северной Италии, мягкое, но эффектное освещение, свобода фантазии сделали имя Лота известным среди европейских коллекционеров, его произведения удовлетворяли вкусам аристократических заказчиков.
Лит.: Barocco. Architecture. Sculpture. Painting. Cologne, 1998.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Лот
сын Арана, племянник Авраама, вышел со своим дядей сначала из Ура Халдейского, а потом из Харрана для того, чтобы поселиться в Ханаане (Быт. 11:31; 12:4 и дал.; 13:1). Когда они не могли более жить вместе в Ханаане из-за того, что пастухи их ссорились (Быт. 13:5 и дал.), то мирно разошлись. Лот поселился в плодоносной долине, близ самого Содома. Здесь он жил до гибели Содома и окружающих его городов (Быт. 19). Он потерял свое имущество при гибели города. Зятья и его жена также погибли, но Господь «спас праведного Лота» (2 Пет. 2:7 и дал.). Жена Лота, которая уже вышла из города, обернулась, несмотря на Божие предупреждение и обратилась в соляной столп (Быт. 19:26). Событие это приводится Христом, как предупреждающий пример (Лук. 17:32). Народная фантазия в последующие времена указывала на этот столп, возвышавшийся на соленой горе, имеющей в высоту около 50 метров, при юго-западной части Мертвого моря. В Премудр. Солом, (апокрифы) 10:7 сказано, что соляной столп стоит там до сих пор, напоминая о неверной душе. Иосиф Флавий говорит, что он видел его. Климент Римский и Ириней также упоминают о нем. Ленч говорит о круглом столбе в 13 метров вышиною из кристаллической соли, покрытом известью. На восточном берегу Мертвого моря остроконечная вершина одной скалы удивительно напоминает арабскую женщину, несущую на спине ребенка; арабами эта фигура названа «Бинт шейх Лут», т. е. дочь старейшины Лота.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ЛОТ
покров, покрывало; Быт 11:27, 2Пет 2:7-8, Лк 17:28-29) — сын Харрана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течении некоторого времени он жил вместе с своим дядею, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться с своим племянником, Авраам с благородные бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: “Не вся ли земля пред тобою, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты на право, то я налево” (13:9). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность Иорданскую, которая вся до Си-гора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). “Я разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель и Лот раскинул свои шатры до Содома” (ст. 11-12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, “которые были злы и весьма грешны пред Господом” (ст. 13), по сему когда шесть союзных царей, в том числе Содомский и Гоморский, выступившие войною против Кедорлаомера. царя Еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен, и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного (Быт 14:12-16). Впрочем Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излился на него грозный суд Божественного гнева. “Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные” (2Пет 2:8). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов, от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его вопреки воле Божией, оглянувшись назад обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близ лежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору, и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник Моавитян, а от младшей Аммон), родоначальник Аммонитян. Затем об Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990