ЛУК

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лук
метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами. Состояло из древка и тетивы, натягиваемой на древко.

Источник: Словарь холодного оружия и доспехов

ЛУК
ручное оружие для метания стрел. Состоит из пружинящей дуги — деревянной, иногда с костяными и роговыми накладками, — и тетивы. Употреблялся почти повсеместно с эпохи мезолита до XVII в. Как спортивное оружие получил распространение с конца XIX в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Лук
Между египетскими лакомствами, о которых евреи плакали в пустыне (Чис. 11:5), упоминаются лук, репчатый лук и чеснок (евр. шацир, бацаль, шум). Трудно с точностью определить, какие виды лука здесь подразумеваются. Хассельквист упоминает о чрезвычайно нежных и питательных сортах лука в Египте. Один из них, называемый каррат, с незапамятных времен выращивался в Египте. Слово «шацир», собственно, означает траву; вероятно, здесь подразумевается зеленый лук. Остальные 2 слова встречаются только в этом месте Библии.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

лук
а) как оружие в древности имел исключительно важное значение и делался из дерева, рога или металла (Пс 17.35). Натягивать лук и стрелять из него требовало большой силы (2Ц 22.35), поэтому хорошие стрелки из лука славились высоко. У евреев отличались вениамитяне (1Пар 8.40; 12.2), у язычников-мидяне (Ис 13.18), лидяне (Иер 46.9). Во 2Ц 1.18 луком названа плачевная песнь о Сауле и Ионафане (в некоторых других переводах-песня лука);
б) (Чис 11.5)-известный всем овощ. Египетский лук, как пишут историки, был особенно вкусен.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЛУК
(англ. bow, нем. Bogen), наступательное оружие, имеющее длительную историю. Благодаря случайным находкам в торфяниках мы имеем свидетельства применения Л. в период мезолита. В отличие от самого Л. и тетивы наконечники стрел более долговечны. Иногда сохраняются пластинки для защиты запястья. Кремневые наконечники стрел солютре и мадлена показывают, что оружие было известно уже в эпоху верхнего палеолита. Имеются соответствующие изображения в наскальных рисунках Восточной Испании. Культуры, где Л. не встречается, часто характеризуются применением пращи.

Источник: Археологический словарь. 1990

Лук
(греч. toxon, лат. arcus), высоко ценившееся в микенский и гомеровский периоды боевое и охотничье оружие (например, Л. Одиссея). Первоначально считавшийся греками оружием варваров, Л. был принят на вооружение отрядов, поддерживающих порядок (скифские лучники в Афинах), а впоследствии, со времен Персидских войн, все в большей степени стал применяться как боевое тактич. оружие. Славой искусных лучников пользовались жители Крита. Высокие боевые качества Л. были оценены также римлянами в сражениях с германцами и ближневосточ. народами; ими формировались спец. вспомогательные отряды лучников.

Источник: Словарь античности. 1989

ЛУК
ручное оружие для метания стрел. Л. разделяются на два вида: простые и сложные. Простой Л. представлял собой гибкую дерев. палку, согнутую в дугу, концы к-рой стянуты тетивой. Был распростр. у римлян, древ. германцев, норманнов, англо-саксов. Сложный Л. составлялся из дерев. основы (упругое гибкое дерево), усиленной сухожилиями с внешней стороны и роговыми пластинками с внутр. стороны. Рукоять сложного Л. (ср. часть) и концы его иногда имели костяные накладки. Все назв. части Л. прочно склеивались осетровым или др. клеем. Сложный Л., как правило, превосходил простой Л. в долговечности, прочности и дальности по-лета стрел; был в употреблении у народов Др. Востока (шумерийцев, египтян), у скифов и сарматских племен, гуннов Забайкалья и ср.-азиат. народов. Полагают, что он был заимствован древ. персами, греками, даками у скифов-кочевников. Дальность эффективной стрельбы из Л. 100 — 150 м (на состязаниях она доходила до 900 м).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЛУК
ручное метательное оружие для бросания стрел. Применялся с глубокой древности как охотничье и боевое оружие. Состоит из равноплечной пружинящей дуги и тетивы. Дуга простого лука изготавливалась из цельного куска упругого дерева (вяза, тиса, ясеня и других), сложного лука — из нескольких деревянных кусков с роговыми, костяными или металлическими пластинами. Для тетивы использовались сухожилия, сыромятные ремни, шнур, сплетенный из волос, растительных или шелковых волокон. Эффективная дальность стрельбы из лука — около 200 м, скорострельность — 10 - 12 стрел в минуту. В походном положении лук размещался обычно в специальном чехле (налучие или лубье) на левом боку лучника, колчан со стрелами — на правом боку. Значение лука стало постепенно утрачиваться с появлением огнестрельного оружия. В России последние случаи его боевого применения — во время заграничных походов русской армии 1813-1814 иррегулярными войсками, состоявшими из башкир и калмыков. Как спортивное оружие получил распространение с конца XIX в.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Лук
евр. кешет) и стрелы (евр. хец). Лук и стрелы, оружие прежних времен, которым защищались от нападения диких зверей, и от врагов; это оружие и теперь употребляется дикими народами. Луки изготовлялись из дерева, рога или металла; материалом для тетивы служили бычьи или верблюжьи жилы; стрелы — из тростника или полированного дерева (Иер. 51:11; Ис. 49: 2) были оперены, с наконечником из острого камня или железа, который иногда был отравлен или обмотан просмоленною пряжей, которая перед выстрелом зажигалась. Отсюда выражения у Иов. 6:4; Пс. 7:14; Еф. 6:16. Чтобы натянуть тетиву, требовалась часто большая сила; поэтому ее натягивали иногда ногою; отсюда еврейское выражение: «топтать лук» (Пс. 7:13; 17:35; 10:2; 36:14 — евр. текст). Лук носили в налучнике. а стрелы — в колчане (Бытие 27:3: Исайи 49:2) за спиной или на боку. Вениамитяне славились, как хорошие стрелки из лука (1 Пар. 12:2; 2 Пар. 17:17), а из языческих народов — еламитяне (Ис. 22:6), мидяне (Ис. 13:18), измаильтяне (Быт. 21:20; Ис. 21:17), народы Пула и Луда (Ис. 66:19). «Один выстрел из лука» — обозначало известное расстояние (Быт. 21:16). «Неверный лук» (Пс. 77:57; Ос. 7:16) служит символом непостоянства. О луке и стрелах Божиих говорится во многих местах (Пс. 7:13 и дал.; Плач 2:4). «Луком» во 2 Цар. 1:18 называется плачевная песнь Давида по Сауле и Ионафане. В этой песни он восхваляет лук Ионафана и меч Саула.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Лук

Лук стал первым оружием, позволявшим аккумулировать энергию мышц человека и затем мгновенно ее высвобождать, отправляя стрелу на большое расстояние. Первые луки представляли собой согнутую палку, к концам которой была привязана веревка – тетива. Применение луков позволило увеличить дистанцию, с которой можно поразить дичь на охоте. Простой лук применялся римлянами, германцами, англосаксами, африканскими и южно?американскими племенами, обитателями островов Тихого океана.
Со временем стали изготавливать сложные луки. При их изготовлении на деревянную основу наклеивали сухожилия, а с внутренней стороны лук покрывали роговыми пластинками. Такой лук был на вооружении народов Востока, скифов, сарматов, гуннов. Его использовали в Древней Руси.
Наконечники стрелы первоначально изготавливались из кости или из твердого дерева. Позже, с развитием кузнечного искусства, их стали делать из бронзы или стали. Сначала наконечники были плоскими или листовидными, повторяющими форму кремниевых наконечников. Затем скифы изобрели более совершенный граненый наконечник, получивший распространение в Азии, а потом и в Европе.
Стрелы могли быть оперенными и неоперенными. Англичане еще в XIV в. использовали как те, так и другие. В целом, хорошая стрела, пригодная для дальней и точной стрельбы, была довольно сложным технологичным изделием, ее изготовление было достаточно трудоемким.
Постепенно лук стал применяться не только на охоте, но и на войне. Была разработана тактика, при которой лучники становились перед войсками, выстраивались в несколько рядов и выпускали стрелы в противника. Пока одни ряды вели стрельбу, другие перезаряжали луки. Стрелы пускались по навесной траектории, огибая фронтальную защиту обороняющихся. Обычно лучники начинали бой до того, как воюющие стороны сходились в рукопашном бою.
При стрельбе из лука тетиву натягивали на длину вытянутой руки, а выше плеча. Это исключало прицеливание, в том значении, как мы это понимаем. Для того чтобы научиться не просто стрелять, а попадать в цель, необходимо было регулярно и долго тренироваться с самого детства. При соблюдении этого условия к совершеннолетию лучник мог выпускать до десяти стрел в минуту на расстояние 200 шагов. Услуги таких профессиональных стрелков были очень дороги.
В Средние века хорошие стрелки, имея мощные луки, пробивали рыцарские латы на расстоянии 80–100 шагов. Так, в 1346 г. во время Столетней войны в битве при Креси английские лучники, вооруженные луками, стрелявшими на расстояние до 300 шагов, решили успех сражения.
В IX в. на основе лука был создан арбалет. Он представлял собой ложе из крепкого дерева (обычно тиса), на одном конце которого укреплялась дуга лука, сделанная из стали. Тетиву из крученого сухожилия или пенькового шнура натягивали при помощи специального устройства, вращая зубчатое колесо. Арбалет стрелял короткими железными стрелами или свинцовыми и каменными пулями (болтами) на расстояние 150 шагов.
Широкое распространение арбалет получил в XII в. С его появлением любой человек, обладавший элементарными навыками стрельбы, мог соревноваться с профессиональным лучником в меткости, даже превосходил его по поражающему действию. По некоторым данным, арбалетный болт поражал латника на расстоянии 150 метров и сбивал всадника с коня на расстоянии 200 метров.
Теперь лучники перестали быть отдельной высокооплачиваемой кастой. Их стали серьезно теснить отряды арбалетчиков. Из?за своей доступности арбалет долго считался «низким» оружием, недостойным благородного рыцаря. В 1139 г.
Второй Латеранский собор запретил использование арбалетов как смертоносного оружия против христиан и разрешил применять их исключительно против неверных. Однако в 1190 г. арбалеты были приняты на вооружении в армии Ричарда I Английского и Филиппа Августа Французского. Папа Иннокентий III вспомнил о запрете собора, но это не дало особых результатов.
Началось бурное развитие арбалетов. Их расцвет пришелся на XV–XVI века. Они применялись наряду с еще несовершенным ручным огнестрельным оружием.
Вместе с улучшением самой конструкции арбалета появлялись и новые типы конструкций. В XIV в. изобрели натяжной крюк, крепившийся к поясу арбалетчика. Для натяжения нога упиралась в стремя, стрелок приседал, зацеплял тетиву за крюк и, выпрямляясь, натягивал тетиву.
В 1500 г. по приказу императора Священной Римской империи Максимилиана было разработано устройство, предотвращавшее случайный выстрел. Причиной этого стал неожиданный спуск стрелы, едва не убившей императора.
Примерно в 1530 г. в Италии появились арбалеты, которые помещались под одеждой. Несмотря на все запреты и штрафы за их ношение, они получили широкую популярность, особенно среди горожан. Позже появились модификации для стрельбы глиняными или металлическими пулями.
В конце XVI в. появились арбалеты, комбинированные с огнестрельным оружием. Но постепенно арбалет перестал использоваться в военном деле.
После снятия с вооружения арбалет долго применяли охотники, ценя его за бесшумность. Но с совершенствованием огнестрельного оружия, повышением дальности боя бесшумность отошла на второй план, и от арбалета отказались. Хотя еще в начале XX в. сибирские охотники?промысловики натягивали на звериных тропах тросики с подведенным к ним подобием арбалета.
Во второй половине XX в. арбалеты возродились вновь. С появлением новых композитных материалов, позволивших уменьшить их массу, мощное и бесшумное оружие взяли на вооружение войска специального назначения.
Старший брат арбалета – лук – применялся дольше младшего собрата. Более легкий и простой в обращении лук любили кавалеристы. Луками были вооружены башкирские кавалеристы еще во время Отечественной войны 1812 г., за что получили у наполеоновских солдат прозвище «амуры».
В XV в. в Швейцарии, на родине легендарного Вильгельма Телля, зародилась спортивная стрельба из лука. В конце XIX в. были оформлены современные правила этого вида спорта. Стрельба из лука входила в программу Олимпийских игр начиная с 1900 до 1920 года. И была включена вновь в олимпийскую программу в 1972 году.
Звенящая тетива лука натолкнула людей на создание струнных инструментов – кифары, лютни, скрипки, гитары и многих других.
Лук послужил основой для создания лучкового токарного станка – прародителя всех современных станков. В нем гибкая жердь, соединенная веревкой с педалью, на которую нажимал рабочий, служила накопителем энергии. Затем она отдавала эту энергию на вращение обрабатываемой детали, делая процесс обработки непрерывным.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Лук
евр. кешет. Лук в руках древних был ужасным орудием. Ииуй натянул лук рукою своей и поразил Иорама между плеч его и прошла стрела сквозь сердце его (4 Цар. 9:24). Луки пехотинцев были 11,5 и более метров длины, иногда из двойного дерева, металла или рога; тетива изготовлялась из бычачьих или верблюжьих кишок. Стрелы делали из дерева или тростника с металлическим наконечником и пером на другом конце; иногда их отравляли или обвертывали горючим материалом, который зажигали перед выстрелом. «Свои стрелы делает палящими» (Пс. 7:14). Срав. также Иов. 6:4; Ефес. 6:16. Не менее опасна была праща с камнями, особенно в таких руках, как Давид и вениаминитян (Суд. 20:16; 1 Цар. 17: 48 и дал.; 1 Пар. 12:2). К военным колесницам, согласно памятникам, иногда приделывали длинные острые ножи, на подобие кос (Наум. 2:3 и дал.). Эти колесницы имели почти полукруглую форму и были открыты сзади; в них запрягали по две лошади. В повозке стоял воин, вооруженный луком и копьем, рядом с ним возница (3Цар. 22-34). Изредка там помещался третий человек, державший щит своего господина и помогавший ему в случае нужды (4 Цар. 9:25; евр. шалиш, т.е. третий человек). Колесницы упоминаются часто в В. Завете. Фараон преследовал Израиля с 600 колесницами (Исх. 14:7); у хананеев были железные колесницы (И. Нав. 17:18; Суд. 1:19); Иавин располагал 900 железными колесницами (Суд. 4:3); Филистимляне во времена Саула имели 30.000 колесниц (1 Цар. 13:5). Закон запрещал Израилю держать много лошадей (Втор. 17:16), но царская власть стала выше закона (1 Цар. 8:11) и Соломон имел до 1400 колесниц и 12.000 всадников (3Цар. 10:26 и дал.). Лошадей покупали, большей частью, в Египте. Срав. обличительную речь пророка (Ис. 2:7; 31:1 и дал.). Средством защиты, которое после изобретения пороха утратило прежнее значение, служил шлем для головы (2 Пар. 26:14; Еф. 6:17), сделанный из кожи, металла и т. п.; по форме круглый, продолговатый или остроконечный, украшенный сверху пером или султаном. Грудь и туловище защищались броней из металлических пластинок или чешуек, нашитых на кожу, или же панцирем из железных колец (1 Цар. 17:5). Саул одел Давида в медный шлем и броню (1 Цар. 17:38), Поверх этого вооружения опоясывались поясом. Ноги защищались латами. У Голиафа были медные латы (1 Цар. 17:6). Особенно важное значение имел щит, о котором очень много говорится в Св. Писании. Воин носил щит на левой руке, или же щит нес его оруженосец. «И перед ним шел его оруженосец», сказано о Голиафе (1 Цар. 17:7). Древние пользовались большими продолговатыми щитами, которые прикрывали все тело, а также маленькими круглыми для защиты верхней части тела. Евреи также отличали большие щиты, «цина», от маленьких, — «маген». Оба вида щита упоминаются в молитве Давида (Пс. 34:2, евр. текст). Щиты делались из дерева или плелись из прутьев и обтягивались кожей или металлической пластинкой. Были также щиты из толстой кожи, пропитанной маслом (2 Цар. 1:21). Приблизительно таково было вооружение еврейских воинов. Воины Давида были люди «мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные — лица их, и они быстры, как серны на горах» (1 Пар. 12:8). «Озия вооружил своих 307.500 воинов щитами, и копьями, и шлемами, и луками, и пращными камнями» (2 Пар. 26:14). В древние времена, обыкновенно, не начинали войны, «не вопросив Господа» (Суд. 1:1) через первосвященника (Суд. 20:18; 1 Цар. 28:6) или чрез кого-нибудь из пророков (3Цар. 22:6 и дал.; 2 Пар. 18:4 и дал.). Израильтяне охотно брали на войну ковчег завета (Чис. 10:35; 1 Цар. 4:3 и дал.; 2Цар. 11:11). Иногда они приносили Богу жертву до начала сражения (1 Цар. 7:9; 13:9). Походы начинались обыкновенно весною и оканчивались до наступления зимы (2Цар. 11:1; 3Цар. 20:22). Относительно ведения воины в законе было дано несколько замечательных правил. Перед началом сражения священник должен был ободрять солдат и укреплять их в мужестве и уповании на Бога. Затем военачальники должны были освободить от военной службы тех, кто построил себе новой дом, но еще не жил в нем, или тех, кто посадил виноградник, но еще не ел от его плодов; также тех, кто обручился с невестой, но еще не вступил в брак; или только что женившегося и не прожившего с женой года (Втор 24:5); и, наконец, начальники должны были предложить всем трусливым или малодушным возвратиться домой, чтобы братья их не заразились от них трусостью (Втор. 20:1 и дал.). Выступали на врага по сигналу данному священными трубами (Чис. 10:9; 2 Пар. 13:12 и дал.), иногда с песнями славословия (2 Пар. 20:21). Сражение, вероятно, начинал легкий отряд, за которым следовали тяжело вооруженные войска. С воинским криком, громом и шумом они устремлялись в бой (Суд. 7:18 и дал.) и дикая рукопашная схватка уносила массу человеческих жизней (2 Пар. 28:6). Мы читаем о некоторых замечательных примерах личной храбрости, об Ионафане и его оруженосце, обративших в бегство филистимский отряд (1 Цар. 14), о единоборстве Давида с Голиафом (1 Цар. 17) и о подвиге тех героев, которые, пробившись сквозь неприятельский стан, принесли воды из Вифлеемского источника (2 Цар. 23: 14 и дал.). Из некоторых мест Писания видно, что нападали с трех сторон: — в центре и обоих флангов (Суд. 7:16,20; 1 Цар. 11:11; 2 Цар. 18: 2). Название «крылья» обозначающее фланговые части войска, встречается у Ис. 8:8. Нередко устраивали засады, ловушки, ночные нападения и т. п. (И. Нав. 8:2,12; 2 Пар. 13:13; Суд. 7:16 и дал.). Бегущего врага преследовали до тех пор, пока трубный звук не давал сигнала для прекращения боя (2 Цар. 2:28; 18:16).
Для взятия укрепленных городов или крепостей, а также для защиты их, существовали особые приспособления. В древности все значительные города были окружены стенами, нередко весьма высокими, с воротами и засовами из железа или меди. Местами на стенах возвышались башни, с которых защитникам было легче поражать врагов. Иногда стены были окружены рвом с водой, который в значительной мере затруднял приступ. Осаждаемый город должен был прежде всего усилить укрепления и запастись водой и провиантом. Если источники воды были расположены вне города, то их засыпали или, если это было возможно, отводили воду. Так сделал Езекия во время осады Иерусалима (2 Пар. 32:3,4,30). Кроме обычного оружия защитники запасали на стенах большие камни, которые сбрасывали на врагов, а также устанавливали метательные орудия, так называемые катапульты и баллисты, т. е. огромные луки, которые натягивались при помощи особого приспособления; из такого орудия метали в неприятеля большие стрелы, копья, бревна, камни и свинцовые ядра. Так царь Озия «сделал в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней» (2 Пар. 26:15). Осаждающие, со своей стороны, также пользовались подобными машинами, особенно для того, чтобы бросать на город горючие вещества; кроме того, они возводили земляные валы вокруг города, иногда настоящие стены с укреплениями и башнями, с которых стреляли в город. Были также подвижные башни на колесах, которые по мере надобности перевозились с места на место. Орудием разрушения служил также большой крюк, которым стаскивали камни, людей или разрушали стены города. Посредством штурмовых лестниц взбирались на стены, при этом происходили кровавые рукопашные схватки, сопровождавшиеся большими потерями. Ассирийские памятники часто показывают нам подобного рода картины. Самой ужасной из всех осадных машин был так называемый таран или стенобитная машина. Таран представлял длинное тяжелое бревно, имевшее с одного конца железное изображение бараньей головы. Это бревно висело горизонтально на канате или цепи и могло раскачиваться. Часто его привешивали в подвижной башне, которая охраняла работавших тараном. Раскачивая таран, били железной головой в стену до тех пор, пока та не проламывалась или не рушилась. Иезекииль живописно рисует осаду Иерусалима: «ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и расставь кругом против него стенобитные машины» (Иез. 4: 1 и дал.). Осада могла продолжаться очень долго. Часто голод решал исход дела. Азот около 630 года до Р. Хр. осаждался в течение 29 лет. Иерусалим был взят Навуходоносором в 588 году до Р.Хр., после, приблизительно, полуторагодичной осады (Иер. 52). Александр Великий в продолжение 7 месяцев осаждал Тир в 332 г. до Р.Хр. Относительно осаждаемых городов закон Моисея давал такие предписания: если город не соглашался на предлагаемый ему мир, то, после его взятия, избивали всех мужчин, оставляя в живых женщин, детей и скот. Но если город принадлежал хананеям, то не щадили не одной души (Втор. 20: 10 и дал.). Во время осады было воспрещено истреблять для постройки укреплений плодовые деревья около города, ибо от них «можно питаться» (Втор. 20:13 и дал.). Не удивительно, что о народе, имевшем такие законы, распространялся слух, как о милостивом на войне (3Цар. 20:31). Но такое отношение еврейского народа к врагам нам представляется ужасным и бесчеловечным. Покоренным отрубали головы, перепиливали их, замучивали и т. п. Менаим разрубил всех беременных женщин в Типсаха (4 Цар. 15:16; сравни «Пленники»). Подобное бесчеловечие, как, напр., рассечение беременных женщин или обесчещивание девушек, разбивание о плиты детей, избивание железными молотилами пленников и т. п., совершалось постоянно по отношению к израильтянам разными языческими народами: сириянами (4 Цар. 8:12; Ам. 1:3); ассирийцами (Ос. 10:14; 14:1); халдеями (Ис. 13:16; Наум. 3:10) и аммонитянами (Ам. 1:13). Ассирийские рисунки дают понятие о подобных казнях со всеми подробностями. Победа праздновалась радостными криками и хвалебными песнями. Возвращающихся воинов встречали с пением, музыкой и танцами (2 Пар. 20: 26 и дал.; 1 Цар. 18:6 и дал.). В память победы вешали в святилище оружие, отнятое от врагов (1 Цар. 21:9; 31:10; 1 Пар. 10:10; 4 Цар. 11:10). Войны и воинское оружие часто встречаются в символических оборотах речи Библии и все они легко понятны. Человеческая жизнь с ее трудностями уподобляется военной службе (Иов. 7:1; евр. т.); призвание христианина часто рисуется картинами, взятыми из военной жизни. Павел описывает «всеоружие Божие», в которое верующий должен облечься (Еф. 6:13 и дал.); пояс истины, броню праведности, обувь - готовность благовествовать мир, щит веры, шлем спасения и меч-слово Божие. «Благодарение Богу», говорит он, «Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2 Кор. 2:14). Бог Сам хочет быть крепостью и щитом для Своего народа (Пс. 17: 2;3. Срав. Пс. 143:1 и дал.); уже Аврааму Бог говорит: «Я твой щит» (Быт. 15:1. Срав. Пс. 5:13; 83:12). Последнее решительное сражение между царствами света и тьмы рисуется также кровавыми красками войны (Отк. 14:20; 16:14 и дал.; 19:11 и дал.).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868