Лука Жидята (ум. 15 X 1059/1060 г.) – епископ Новгородский, автор поучения. Л. Ж. был поставлен епископом в 1036 г. Полагают, что князь Ярослав предпочел его Ефрему, ученику и преемнику первого новгородского епископа Иоакима, либо потому, что Л. Ж. был новгородцем, а не греком, как Ефрем, либо «за способности... как практического деятеля», как полагает И. Е. Евсеев. И. И. Малышевский полагал, что прозвище Жидята указывает на еврейское происхождение его носителя, но И. Е. Евсеев и А. И. Соболевский считали его типичным новгородским прозвищем либо от имени Георгий (Гюргий – Гюрята – Жидята), либо от имени Жидослав. В 1055 г. Л. Ж. был оклеветан «от своего холопа Дудики», вызван в Киев митрополитом и задержан там до 1058 г., когда он вновь был возвращен на новгородскую епископскую кафедру, а его обвинитель жестоко наказан – ему отрезали нос и руки, после чего он бежал «в немцы» Л. Ж. умер, возвращаясь из поездки в Киев.
Во время епископства Л. Ж. был построен Софийский собор (1045 г.), на эти же годы приходится создание Остромирова евангелия (см. Григорий, диакон, писец) и переписка Упырем Лихим толковых пророчеств. Эти факты без достаточных оснований используют как указание на то, что Л. Ж. покровительствовал церковному строительству и развитию книжности.
Сведения о Л. Ж. содержатся в НIVЛ и некоторых других летописях. А. А. Шахматов считал, что в свод 1448 г. они попали из древнейшего новгородского свода, к составлению которого Л. Ж. мог быть причастным. В НIVЛ по списку Дубровского, а также в НIIЛ помещено «Сказание о церкви св. Софии...», в котором рассказывается, как Л. Ж. увидел, что образ Христа в строящемся Софийском соборе написан не с благословляющей рукой, а со «сжатою». Образ трижды переписывали, пока глас с неба не возвестил, что если рука «распространится», тогда «будет граду скончание». В Никоновской летописи добавлены имена «другов» доносчика Дудики – Демьян и Козма.
Только в HIVЛ, в статье 1058 г., после рассказа о возвращении Л. Ж. на епископский стол и наказания клеветника, читается «Поучение архиепископа Луки к братьи» (нач.: «Се братье первее всего сию заповедь известно должни есмы крестиане держати...»). В Поучении, обращенном к пастве, проповедник призывает не лениться посещать церковь, благочестиво молиться, быть добрым, незлопамятным, милосердным, соблюдать христианские заповеди. Окончание Поучения представляет собой набор библейских цитат. Состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым можно его датировать или локализовать. Поэтому Р. Ф. Тимковский, открывший и первым опубликовавший памятник, сомневался, какому именно Луке оно принадлежит: Ростовскому, Белгородскому или Новгородскому. Сомнение в древности Поучения высказывал и П. М. Строев, о спорности атрибуции писал Н. К. Никольский. Однако большинство исследователей атрибутируют Поучение Л. Ж., поскольку оно соотнесено в летописи с рассказом о деятельности епископа.
Поучение читается в шести списках НIVЛ, а также в Новгородской Карамзинской летописи (ГПБ, F.IV.603) и в НIVЛ по списку Дубровского (ГПБ, F.IV.238). Летописи, по которым публиковал текст Поучения Р. Тимковский (список, принадлежавший П. П. Бекетову, и список ОИДР), по утверждению С. Бугославского, сгорели в 1812 г.
Кроме того, Поучение читается и в отдельных списках: в Спасо-Прилуцком Прологе XIV–XV в. (ГПБ, собр. ПДА, A.I.264) под 11 июля, в «Измарагде» (ГИМ, Музейское собр., № 1217/1774, XVI в.), в сборниках: ГПБ, Соф. собр., № 1262, XIV–XV вв., и в сборниках XVI–XVII вв.: ГИМ, собр. Уварова, № 320/57 и 339/64; ГБЛ, собр. ОИДР, № 208; ГПБ, собр. Погодина, № 797; ГПБ, Солов. собр., № 803/913 и 840/950.
В отдельных списках текст Поучения читается в той же редакции, что и в летописи, однако памятник носит там различные названия с разными указаниями авторства: «Поучение святых апостол о спасении души», «Поучение святого архиепископа Василия и душевной пользе», «Поучение святого епископа Григория», «Словеса душеполезна от святых апостол и святых отец» и др.
Изд.: Тимковский Р. Поучение архиепископа Луки к братии. – Русские достопамятности, издав. ОИДР. М., 1815, ч. 1, с. 3–16; Макарий. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 1, с. 119–122, 270–271; Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского. – Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1894, вып. 1, с. 7–24; Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв. – ИОРЯС, 1914, т. 18, кн. 2, с. 196–237.
Лит.: Строев П. Хронологические указания материалов отечественной истории... – ЖМНП, 1834, кн. 2, с. 153; Добромыслов В. Святой Лука Жидята, второй епископ Новгородский. – Странник, 1865, октябрь, с. 1–32; ноябрь, с. 49–73; Малышевский И. И. Русские известия о евреях в Киеве и южной Руси в X–XII в. – ЧИОНЛ, 1888, кн. 2, отд. 1, с. 49–52; Никольский Н. К. 1) Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. СПб., 1902, с. 28–29 (ПДПИ, № 147); 2) Повременной список, с. 144–149; Шахматов. Разыскания, с. 219; Соболевский А. И. Заметки о собственных именах. 4. Жидята. – В кн.: Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. – СОРЯС, 1910, т. 88, № 3, с. 255–256.
О. В. Творогов