ЛУКА ЖИДЯТА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Лука Жидята

Лука Жидята, епископ Новгородский - см. Жидята .

Источник: Биографический словарь. 2008

ЛУКА ЖИДЯТА
Жирята) (ум. 1060) - первый рус. епископ Новгорода (1036-60). Возведен в сан по инициативе Ярослава Мудрого. Л. Ж., по гипотезе А. А. Шахматова, был инициатором составления первого новгородского летописного свода (1050); при нем был построен в Новгороде кам. Софийский собор, составлялись и переписывались церк. книги. Л. Ж. - автор переводов с греч. языка и оригинальных соч. на религ. темы, из к-рых до нас дошло лишь небольшое нравоучительное соч. "Поучение к братии" (первое из сохранившихся древнерус. поучений). В нем содержится призыв бояться бога, чтить князя, рабам повиноваться богу и своим господам. Канонизирован рус. церковью.

Лит.: Евсеев И. Е., Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского, "Памятники древнерус. церковно-учительной литературы", в. 1, СПБ, 1894; Будовниц И. У., Общественно-политич. мысль Др. Руси (XI-XIV вв.), М., 1960.

Г. С. Горшков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Жидята, Лука

(точнее св. Лука Ж. или Жирята) — второй по времени епископ новгородский, в первой половине ХI в. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима. Сведения о жизни и деятельности Луки Ж. крайне скудны: известно из летописи, что он занял кафедру в Новгороде в 1034 г.; в 1051 г. освятил Софийский храм; вскоре после того был оклеветан перед митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Ж., известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением. Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др. Поучение Луки Ж., сохранившееся лишь в поздних списках XV—XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв. Макария", ч. I, и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861).


Bс. M.


{Брокгауз}






Жидята, Лука


(умер около 1060 г.) — епископ Новгородский, знаменитый представитель древнерусской духовной иерархии и почти первый русский духовный писатель и проповедник. Загадочное прозвище "Жидята", которым он называется даже в древнейших летописных списках (Лаврентьевском и Ипатьевском), и ветхозаветные мотивы, которыми проникнуто замечательное по простоте и богатству содержания "Поучение к братии" ("Памятн. древнерусск. церк. литер.", 1903, I) заставили многих исследователей (Малышевский, Гаркави и др.) считать еврейское происхождение Ж. несомненным. По их мнению, Ж. мог быть насильно взят у евреев вместе с другими жидовскими мальчиками и насильно крещен еще при Владимире, затем взят в княжеские отроки, отдан в книжное обучение и определен на церковное служение. Поэтому, когда великий князь посадил своего сына Ярослава на княжение в Новгороде, последний взял с собою Ж. Другие исследователи, наоборот, полагают несомненным чисто русское, новгородское происхождение Ж. — Ср.: Малышевский, "Труды Киевской духовной академии", 1878, II, 565—602, ib., III, 427—504; Гаркави, "Русь и русское в средневековой евр. литературе", "Восход", 1881, I, 72—74; Никольский, "Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности", 1902.


И. Б.


{Евр. энц.}





Жидята, Лука


еписк. новгородск., см. Лука Жидята.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Лука Жидята

(или Жирята, а по некоторым — Вежета или Желдата) — святой, второй епископ Новгорода (1036—1059 гг.); профессор Малышевский в названии Луки Жидятою видит указание на еврейское происхождение его. С мнением его согласен и проф. И. А. Шляпкин, но большинство наших русских ученых признают еп. Луку русским по происхождению, в частности новогородцем. По мнению академика А. И. Соболевского, "Жидята" мирское, а не христианское имя еп. Луки, от обычного в древнем Новгороде Жидислав. Кем был в Новгороде Лука до поставления в епископа, об этом нет положительных сведений; несомненно одно, как новгородец знатного происхождения и отличавшийся выдающимися способностями и отличным образованием, он был известен великому князю Ярославу и пользовался его расположением. Полагают, что образование свое епископ Лука получил в школе своего предшественника — епископа Иоакима Корсунянина. Неизвестен точно и год поставления его в епископа Новгородского; существуют различные мнения ученых по этому вопросу: указываются годы: 1030 по 1037. Но так как все летописи согласно показывают, что Лука был епископом 23 года, и почти все наиболее достоверные годом смерти считают 1059 г., то временем избрания и рукоположения его нужно признать 1036 год. В этом году прибыл из Киева в Новгород великий князь Ярослав и привез с собой на Новгородское княжение старшего сына своего 14-летнего Владимира и избрал епископом Новгородским Луку Жидяту, с тем, конечно, чтобы он был главным советником и руководителем юного князя в деле управления обширною Новгородскою землею. До того же времени управлял Новгородскою паствою ученик епископа Иоакима и учитель Новгородской школы нареченный епископ, но непосвященный в этот сан Ефрем. Последний, согласно завещанию епископа Иоакима и общественному мнению новгородцев, должен был быть преемником его, но не был рукоположен в сан епископа потому, что не отвечал политическим и просветительным целям великого князя Ярослава. Епископ Лука был первым русским архипастырем-проповедником и в заботах о книжном просвещении новгородцев поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил с него на славянский язык церковные книги. Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих. Вместе с князем Владимиром Ярославичем он был строителем знаменитого Софийского собора, который освящен им был в присутствии великого князя Ярослава 14 сент. 1050 года. При нем богатый новгородец "сотник" Сотко построил каменную церковь во имя свв. Бориса и Глеба внутри кремля, на месте сгоревшей в 1045 году деревянной Софийской церкви. Можно не без основания думать, что некоторые из существовавших в Новгороде в конце XI века храмов и монастырей были построены при нем. 19-ть лет мирно правил своею епархиею епископ Лука, но в 1055-м году он был оклеветан своим холопом Дудиком и его двумя сообщниками в "неподобных речах", вызван в Киев, осужден митрополитом и пробыл в заточении три года. Неизвестно, в чем состояло обвинение, но возможно предполагать, что он был обвинен в какой-либо ереси, или в недобром отзыве о великом князе Изяславе Ярославиче, или митрополите. Когда клевета открылась, епископ Лука был оправдан и отпущен к своей пастве, но по пути в Новгород, на реке Копысе, скончался 15 октября 1059 года. Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором, но спустя 500 лет по преставлении его, 22 марта 1558 года, при расширении Иоакимовского придела, были обретены мощи его, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти, где и в настоящее время покоятся под спудом. Епископ Лука причтен Русскою церковью к лику святых, память его местно празднуется 4 октября и 10 февраля.


Епископу Луке Жидяте приписывается учеными открытое и изданное в "Русских Достопамятностях" Р. Ф. Тимковским "Поучение к братии", которое П. М. Строев, неизвестно почему, считает позднейшим произведением. Но уже проф. Тимковский, основываясь на надписании поучения: "Поучение архиепископа Луки к братии", поставил вопрос: "точно ли Лука Жидята, а не какой-либо его соименник был сочинителем сего поучения", как сказано в двух списках летописи, поместивших поучение под 1058 годом вслед за известиями о Луке Жидяте? Из таких соименников Тимковский указывал на Луку, епископа Белгородского (XI в.), и Луку, епископа Ростовского (XII в.). В настоящее время, когда стали известными отдельные списки поучения (вне летописи) и оказалось, что имя Луки поучение носит только в некоторых списках 4-й Новгородской летописи, где помещено под 1058 г., а в списках XV—ХVІ вв., не зависящих от летописи: Проложном, Софийском и других оно анонимно, будучи надписано: "Поучение святых апостол о спасении души" или "поучение иерусалимское" и т. п., Н. К. Никольский пришел к заключению, что "для решения вопроса о действительном авторе предстоит предварительно выяснить: а) в каком взаимоотношении стоят тексты поучения — летописный и нелетописный, пользовался ли летописец последним, или нелетописный текст явился позже летописного и б) насколько распространен был внелетописный текст поучения". При этом тот же профессор обращает внимание ученых на тот факт, что содержание памятника довольно общее и "соприкасается с обширною группою подобных произведений, вращавшихся в русской книжности и стоявших в связи с покаянною дисциплиною". На этом основании Е. В. Петухов говорит: "Мы не можем сказать, чтобы имели перед собою в данном случае совершенно неоспоримый литературный факт". Попытку разрешить указанную проф. Никольским задачу мы имеем в статье С. Бугославского: "Поучение епископа Луки Жидяты по рукописям ХV—XVII вв." (Из филологического семинария проф. В. Н. Перетца). Автор этой статьи, обследовав все известные списки "поучения" Луки Жидяты, пришел к выводу, что "архетип летописных списков старше архетипа сборников и последний восходит к тексту одного из списков Новгородской 4-й летописи. Если же летописный текст “Поучения к братии” старше нелетописного, то и надписание его “Поучение архиепископа Луки к братии” следует считать исконным и заслуживающим доверия, в противоположность всем надписаниям в сборниках. Поучения же увещательно-назидательного характера, вращавшиеся в русской книжности и стоявшие в связи с покаянною дисциплиною, хотя по содержанию и могут быть сближаемы с наставлением Луки Жидяты, однако не могли быть источником его “Поучения к братии” или же пользоваться им".



Добромыслов Всев., "Святой Лука Жидята, вторый епископ Новгородский" ("Странник", 1865 г., октябрь, стр. 1—32, ноябрь, стр. 1—73). — Тихомиров П. И., протоиерей, "Кафедра новгородских святителей", т. I, Новгород, 1891 г., стр. 19—27. — Евсеев И. Е., "Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского" ("Памятники древнерусской церковно-учительной литературы" проф. А. И. Пономарева, СПб., 1894 г., стр. 7—24). — Hикольский Н. К., "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—ХІ вв.)", СПб., 1906 г., стр. 144—149. — Бугославский Сергей, "Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV—XVII вв." (Из филологического семинария проф. В. Н. Перетца), СПб., 1913 г. Отдельный оттиск из "Известий отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук", т. XVIII (1913, кн. 2-я). — Владимиров П. В., "Древняя русская литература Киевского периода XI—XIII веков", Киев, 1901 г., стр. 134—135. — Петухов Е. В., "Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода", Юрьев, 1912 г., стр. 5. — Соболевский А. И., "Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии", СПб., 1910 г., стр. 255—256 (Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, т. LXXXVIII). — Макарий, митрополит, "История Русской церкви", СПб., 1868 г., т. І, стр. 123—126 и 278—279. — Малышевский И., "Евреи в южной Руси и в Киеве" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1878 г., ІІІ). — Диев М., прот., "Поверка иерархических каталогов епархий: Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Ростовской и Тобольской". Рук. Архива св. Синода, № 1771, стр. 19—22. — Здравомыслов К. Я., "Иерархи Новгородской епархии", Новгород, 1897 г., стр. 6—7.


А. Никольский.


{Половцов}





Лука Жидята


— см. Жидята.


{Брокгауз}





Лука Жидята


— святитель, епископ Новгородский.


† 1060; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.


Происходил из знатного рода.


Образование получил в школе своего предшественника — епископа Иоакима Корсунянина († 1030; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых).


Он первый из русских удостоился степени епископства по воле великого князя Ярослава и принадлежит к числу самых древних наших духовных писателей. Им было написано "Поучение к братии".


Год поставления его на епископскую кафедру точно не известен. В разных источниках указываются годы: 1030,1036,1037-й.


14 сентября 1051 года освящал знаменитый Новгородский Софийский собор, который им же и был построен. На эти же годы приходится создание Остромирова Евангелия.


В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом Ефремом на заточение, где пробыл три года.


В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.


Скончался 15 октября 1059 года (по Строеву, в 1060 году).


Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором.


22 марта 1558 года обретены его мощи, перенесены архиепископом Новгородским Пименом (Черным, † 1571) в Софийский собор и погребены под Мартириевой папертью (получила свое название по имени святителя Мартирия, архиепископа Новгородского, которым она и была построена).


Память святителя Луки местно праздновалась 10 февраля и 4 ноября; общецерковное празднование — в Соборе Новгородских святых.


Епископ Лука — первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представляющий собой замечательный образец пастыря. Это "самородный тип, боровшийся с византийским влиянием" и действовавший "в духе чисто русского просвещения". Его слово отличалось изумительной простотой.


Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом Мудрым († 1054) в 1030 году школу для обучения мальчиков.


Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги.


Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.


Труды:


Поучение архиепископа Луки к братии // Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы: в 4 вып. // Под ред. профессора А. И. Пономарева. — СПб., 1894—1898; 1894. — Вып. 1, с. 7—24.


Литература:


Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. — Новгород, 1897, с. 6—7. Бугославский С. А. Поучение епископа Луки Жидяты по рукописям XV—XVII вв. — СПб., 1913 (извлеч. из журнала Странник за 1899 г.).


Петухов Е. В. Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода. — Юрьев, 1912, с. 5.


Евсеев И. Е. Поучения Луки Жидяты, архиепископа Новгородского // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы: в 4 вып. // Под ред. профессора А. И. Пономарева. — СПб., 1894—1898; 1894. — Вып. 1, с. 7—24.


Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 19—27.


Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92. Добромыслов В. Святитель Лука Жидята, второй епископ Новгородский // Странник. — СПб., 1865, октябрь, с. 1—32; ноябрь, с. 1—73.


Малышевский И. И. Евреи в южной Руси и в Киеве // Труды Киевской Духовной Академии. — 1878, кн. 3.


Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов епархий Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Ростовской и Тобольской (рукопись архива Святейшего Синода, № 1771, с. 19—22).


Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 148.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 1, с. 123—126; 278—279. Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. — СПб., 1910, с. 255—256. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв.). — СПб., 1906, с. 144—149. Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI—XIII веков. — Киев, 1900, с. 134—135.


Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815. — Ч. 1, с. 67, 68.


Полевой Н. История русского народа. — М., 1829. — Т. 1, с. 262, 263. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 33, 241, прим. I.


Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 59.


Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 8, 35. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 16, прим. 6. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 1-е изд. — СПб., 1895. — Т. 1, с. 72—75; 4-е изд. — СПб., 1901—1903. — Т. 1, с. 76—78.


Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 1, с. 97—98. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 157, 557.


Косолапое И. Месяцеслов кафолической церкви. — 2-е изд. — Симбирск, 1880, с. 80. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 361.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 180.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 8, 9, № 11. Исторический вестник. — СПб., 1883, февраль, с. 478. — 1895, май, с. 629. — 1900, октябрь, с. 246, 250. Русский паломник. — 1893, № 26, с. 411. — 1908, № 22, с. 347—348. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 287.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 1, с. 43.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 886. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 571. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 11-а (кн. 22), с. 945.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 719.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17.


Творогов О. В. Лука Жидята // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 251—253.





Лука Жидята


(или Жирята) — Епископ Новгородский, родом Новгородец, поставленный во Епископы около 1030 года, а скончавшийся 1059 года. По замечанию Емина (в Российской его Истории, Том 1, стр. 87), был человек весьма ученый и перевел много Церковных книг с Греческого на Славянский язык. В 1 Части Достопамятностей, издаваемых Московским Обществом Истории и Древностей Российских, напечатано ему приписываемое Поучение к братии.


{Болховитинов}




Лука Жидята


(и Жирята) — 2-й епископ Новгородский, рукоположен: по одному изводу, 1034 г., по др., 1036 г., † 1060 г., причтен к святым 1558 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008