Лукиан
протоиерей Преображенского собора, проповедник конца XVIII в.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Лукиан
(лат. Lukianus, ок. 120 – ок. 190 гг.) — древнегреческий писатель-сатирик, автор 80 сочинений, в которых широко использовал различные сведения из истории, культуры, философии, религии. В своих диалогах осуждал пороки своего времени, высмеивал ничтожество земных благ. Не менее резко критиковал религию (в том числе и христианство). Основное содержание зрелого творчества — философская сатира («Мениппова сатира»), направленная против идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры в царстве мертвых»). Оказал большое влияние на мировую литературу, главным образом на эпоху Возрождения и Просвещения (XVIII в.) (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Дж. Свифт, Вольтер).
Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.
ЛУКИАН
ок. 120 — после 180) — др.-греч. сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странств. ритором примерно до 150, долго жил в Афинах, занимаясь лит. трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Соч. Л. (под его именем дошло до нас 84 произв., но часть их заведомо подложна) — ценный источ. по истории обществ. мысли и быта вост. провинций Рим. империи 2 в. Они свидет. о тяжелом кризисе рабовлад. общества, прежде всего в обл. идеологии. Сатира Л. атеистична в подлинном смысле слова: он беспощадно осмеивал все религ. направления («О кончине Перегрина», «О сирийской богине», «Совет богов» и др.). Предметом сатиры Л. была и антич. философия, риторика, лит-ра. Ближе всего Л. учение киников, но и в нем он разочаровался («Рыбак», «Продажа жизней»). Л. сравнивал себя со случайным зрителем в театре, для к-рого жизнь — только сцена, а люди со всеми их страстями и надеждами — смешные комедианты.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЛУКИАН
Lukianos) (ок. 120, Самосата, Сирия – ок. 190, Египет), древнегреческий писатель-сатирик, ритор, философ-эклектик. Ранние работы написаны в русле т. н. второй софистики (литературного течения эпохи римского владычества, понимавшего под софистикой уже не философию, а риторику), зрелые сочинения представляют собой большей частью философскую сатиру. Лукиан, находящийся под влиянием идей популярной философии киников и стоиков, подвергал сомнению и осмеянию практически все суеверия, предрассудки, религиозные представления, а подчас и традиционные ценности своей эпохи. Он создал ряд философско-сатирических диалогов с фантастическим повествовательным обрамлением (т. н. менипповы диалоги – по имени философа-киника Мениппа, ставшего одним из излюбленных персонажей Лукиана) – «Менипп», «Пир», «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых» и др. Всего сохранилось ок. 80 произведений Лукиана: диалоги, памфлеты, фиктивные судебные и хвалебные речи (в том числе парадоксальная «Похвала мухе») и др. Ясный язык, остроумие, изобретательность, полемичность сделали произведения писателя классикой мировой сатиры. Влияние Лукиана можно проследить в творчестве многих позднейших писателей, напр., в диалогах Эразма Роттердамского, в романах о Гулливере Дж. Свифта.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЛУКИАН
Loykianos) (р. ок. 120 или 125 - ум. после 180) - др.-греч. сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странствующим ритором примерно до 150, долго жил в Афинах, занимаясь лит. трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Соч. Л. (под его именем дошло до нас 84 произведения, но часть их заведомо подложна) - ценный источник по истории обществ. мысли и быта вост. провинций Римской империи 2 в. Они свидетельствуют о тяжелом кризисе рабовладельч. общества, прежде всего в области идеологии. Сатира Л. атеистична в подлинном смысле слова: он беспощадно осмеивал все религ. направления ("О кончине Перегрина", "О сирийской богине", "Совет богов" и др.). Предметом сатиры Л. была и антич. философия, риторика, лит-ра. Ближе всего Л. учение киников, но и в нем он разочаровался ("Рыбак", "Продажа жизней"). Л. сравнивал себя со случайным зрителем в театре, для к-рого жизнь - только сцена, а люди со всеми их страстями и надеждами - смешные комедианты.
Соч.: Opera. Ex recogn. Caroli Jacobitz, v. 1-3, Lpz., 1907-13; в рус. пер. - Собр. соч., (под ред. и с коммент. Б. Л. Богаевского), М.-Л., 1935; Избр. атеистические произведения. Ред. и вступ. статья А. П. Каждана, М., 1955; Избранное, (М., 1962).
Лит.: История др.-греч. литературы, т. 3, М., 1960; Peretti A., Luciano. Un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946.
С. П. Маркиш. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Лукиан
греч. писатель-сатирик, уроженец М. Азии (ок. 120 — ок. 190). Много путешествовал по Римской империи. Автор ок. 80 сочинений (из которых не все считаются подлинными). В них широко использовал различные сведения из истории, культуры, философии, этики, религии, филологии и литературоведения. В написанных живым языком, остроумных сатирич. диалогах Л. осуждал пороки своего времени и упадок нравов, высмеивал ничтожество земных благ. Беспощадно клеймил в своих сатирич. сочинениях целые социальные слои и сословия. Так, осознав никчемность риторики, он подверг критике риторов и все философские школы за их догматич. окостенелость, лицемерную пустопорожнюю болтовню и отсутствие связи с реальной жизнью. Не менее резко Л. критиковал всякую религию (в т. ч. раннее христианство) и всевозможные суеверия, веру в колдовство и мистич. превращения. Он остроумно пародировал мифы о богах и популярные фантастич. романы. Для сочинений Л. характерно создание фантастич. среды обитания (нисхождение в преисподнюю, полет на Луну и т. д.), широкое использование приемов риторики, рассказа, письма, диалога («Диалоги гетер», «Диалоги богов», «Диалоги в царстве мертвых»). Он умело сочетал залож. Платоном традицию философского диалога с Менипповой сатирой. Блистательный знаток греч. яз. и литературы, Л. писал свободным и ярким языком. Оказал значительное влияние на мировую литературу, главным образом на эпоху Возрождения и Просвещения (18 в.); Энгельс назвал Л. «Вольтером классической древности».
Источник: Словарь античности. 1989
ЛУКИАН
• Lucianus,
?????????, из Самосат, города сирийской области Коммагены, родился в 120 г. от Р. X. Родители его по бедности своей отдали его в учение к каменотесу; но он вскоре оставил это низкое занятие и посвятил себя риторике. Сначала он выступил на поприще судебного оратора, но потом обратился к профессии софиста, обещавшей больше славы. В качестве софиста он жил сначала в Галлии, где нашел себе выгодные занятия, затем оставался некоторое время в Риме и наконец отправился в Грецию, чтобы посвятить себя философии. Афины, кажется, были главным его местопребыванием; здесь он сблизился с циником Демонактом. В более позднем возрасте он принял административную должность в Египте. Кажется, он жил до царствования Коммода. Под его именем сохранилось более чем 80 сочинений, которые, однако, не все принадлежат ему. Слог Л., выработанный на лучших образцах литературы, представляет нечто замечательное для того времени; он отличается как ясностью и простотой, так и изяществом и остроумием. Л. в своих произведениях раскрывает пред нами века Антионинов со всеми его особенностями и со всею его культурной борьбой, тот век, в который опять хотели воскресить античный дух, между тем как он находился уже в период разложения. Л. вообще натура отрицательная, поэтому он большею частью относится к явлениям своего времени с насмешкой и сатирой. Исходя из того воззрения (Alex. 8), что только страх и надежда влекут людей в храмы богов, он осмеивает народную мифологию и традиционный культ (Dialogi Deorum). С наибольшей, однако, едкостью преследует он суеверие, занесенное отчасти из чужих стран, а именно мистические бредни и связанное с этим надувательство (Alexander, Pseudomantis, Peregrinus Proteus, Philopseudes). И христианство вследствие скудного представления, кaкое он имел о нем, должно было ему казаться обманчивым суеверием; впрочем, он мало заботится о нем (Peregr. Pr. 11. Philops. 16). Несмотря на свое уважение к древним философам, особенно к школе эпикурейской, он бичует мертвенный догматизм современных философов и еще более их пошлую и грязную жизнь, особенно стоиков и циников (Vitarum auctio, Hermotimos, Symposion, Fugitivi, Charon, Iupiter tragoedus, Piscator). Хотя Л. с помощью ораторского искусства приобрел себе состояние и достиг почестей, однако это не мешало ему замечать недостатки риторики того времени, превратившейся в искусство проворно и смело болтать. Он и ее сделал предметом своей насмешки (Rhetorum preaceptor), как и вообще все уродливости в литературе (Pseudosophistes, Quomodo historia sit scribenda), и все ложное и превратное в воспитании (Anacharsis), в умственном образовании (Nigrinus, de mercede conductis) и вообще в нравственном состоянии общества. Editio princ. в 1496 г.; издания Гемстерхусия и Рейца (Hemsterhuis, 1743 сл.); Леманна (с латинским переводом, 1822 сл.), К. Якобица (1836 сл., 4 ч.; 1852, 3 ч.), Диндорфа (1840, 2 ч.; 1858, 3 ч.), И. Беккера (1853); главное критическое издание Фриче (Fritztche, 1860 сл.). Издание избранных сочинений Фриче, Гейста, Ейселя и Вейсмана, Якобица, Соммерброта и др. ср.: Iacob, Charakteristik Lucians, 1822.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Лукиан
из Коммагены над Евфратом, ок. 120-ок. 190 гг. н. э., греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи. Вначале осваивал ремесло скульптора, которое вскоре забросил, чтобы изучать риторику и философию. Благодаря упорному труду, он в совершенстве выучил греческий язык и стал одним из наиболее выдающихся представителей так называемой второй софистики (см. Софисты 2.) Подобно другим софистам, он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии, произнося образцовые речи во всех крупных центрах тогдашней риторики, как то Афины, Рим, Антиохия, Эфес, Смирна. Дольше всего он задержался в Массилии. Он заслужил громкую славу и заработал состояние. Ок. 160 г. ненадолго возвратился на Восток, после чего поселился в Афинах, где отошел от риторики и начал изучать Философию, при этом более всего его интересовал кинизм. Противоречивость взглядов различных философских школ привела Л. к отрицанию всякого догматизма, скептической сдержанности и критицизму. Последние годы жизни Л. провел в Египте, где исполнял должность начальника канцелярии при римском наместнике, предоставленную ему императором Коммодом. Под именем Л. сохранилось около 80 прозаических произведений, две трагические пародии и 53 эпиграммы (не все подлинные). Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы, порой выдержанные в форме фиктивных судебных речей: Фаларид (Phalaris) - о жестоком сицилийском тиране VI в. до н. э., который пожертвовал Аполлону бронзового быка, орудие казни; Дважды лишенный наследства (Apokeryttomenos) - фиктивная речь в защиту сына, которому угрожало незаслуженное лишение наследства; Тираноубийца (Tyrannoktonos) - о смельчаке, жаждавшем славы, который вместо тирана убил его сына и потребовал награды. В этот период Л. пишет остроумные парадоксальные энкомии (похвалы по ничтожным поводам): Похвала мухе (Myias enkomion), Суд гласных (Dike phoneenton). Характер риторических упражнений имели также вступления к образцовым речам, так называемые пролалии (Prolaliai). К области литературной критики относятся: Учитель риторики (Rhetoron didaskolos) - ироническое, исполненное сарказма наставление, как при помощи беспринципности и невежества можно стать влиятельным ритором; Как надо писать историю (Pos dei historian syngraphein) - забавная критика современных Л. историков. Для Л. идеалом историка может быть тот, кто соединит обаяние Геродота с объективностью Фукидида. Языковыми вопросами Л. занимается в работах Псевдософист и Лексифан. Автобиографические произведения - это Сон (Peri tu enypniu), Жизнь Демонакса (Demonaktos bios). Л. насмехается над новыми верованиями и религиозными спорами, что отражено в двух произведениях: Александр, или Ложный пророк (Aleksandros e Pseudomantis) и О кончине Перегрина (Peri tu Peregrinu teleutes) - о фанатике, покончившем с собой самосожжением (чему сам Л. был свидетелем). К группе его романов принадлежат Правдивая история (Alethes historia) - выдуманная авантюристическая история о приключениях молодых путешественников на море, пародия на фантастические приключенческие романы, и Луций, или Осел (Lukios e onos), более известный в расширенной латинской версии Апулея. Самым зрелым и наиболее характерным произведением Л. являются диалоги, особенно сатирические, большая часть которых была создана в Афинах. Пристрастие к этой форме Л. вынес из практики профессиональных риторов, учивших произносить речи "за" и "против" на фиктивных судебных процессах. Свыше 35 произведений Л. имеют форму диалога или приближаются к ней. Искусству построения диалога Л. научился у Платона, от него он порой перенимает и названия, например, Пир (Symposion) - юмористическое подражание Пиру Платона и Ксенофонта, а вместе с тем язвительная сатира на спекулятивную философию и на самих философов. Гермотим (Hermotimos) - сократический диалог. Многое Л. взял из кинической диатрибы (Бион с Борисфена), а отзвуки аттической комедии мы находим в произведениях Менипп, Икароменипп, Тимон, Рыбак (Halieus), а также в пронизанных кинической философией Разговорах мертвых (Nekrikoi dialogoi). К известнейшим диалогам Л. принадлежат: Разговоры богов (Theon dialogoi), Разговоры морских божеств (Enalioi dialogoi) и явно демонстрирующие связь с новой комедией Разговоры гетер (Hetairikoi dialogoi). Большое влияние на Л. оказал Менипп из Гадары; часто Л. выводит его собеседником в своих диалогах, а из его сатир черпает некоторые мотивы, например, мотив сошествия Зевса в Аид. Топография диалогов Л. весьма разнообразна, действие происходит на улице, в пиршественном зале, на небе, под землей, в воздухе и в воде. Галерея собеседников очень богата, здесь есть боги, люди, животные, воплощения абстрактных понятий, умершие, живые, образы исторические, вымышленные, аллегорические. Л. отличают необычайный полет фантазии и живость воображения. Невероятно начитанный, он свободно использует богатые традиции греческой литературы, поражает неисчерпаемым богатством сюжетов, острыми шутками и меткими наблюдениями. Он развлекает читателя забавными сценками, разоблачая шарлатанов, мастерски создает сатирические фигуры, критикует современную ему жизнь и людей, клеймит погоню за наживой, классовое неравенство, насмехается над философами, религиозными предрассудками, антропоморфными богами. Изысканный стилист, он пишет на аттическом диалекте и удивляет совершенством языка. Л. является одним из самых выдающихся и наиболее охотно читаемых писателей эпохи Империи. Отголоски знакомства с Л. мы видим у греческих романистов Гелиодора, Алкифрона, в эпиграммах Палладия. Его цитирует Лактанций, ценят Эразм Роттердамский и другие гуманисты. В XV в. Л. введен в программу школьного чтения.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Лукиан
греч. Lukianos)
(ок. 120 - после 180 н.э.)
греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. - «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.
В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений.
Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть "лукианическим диалогом". В некоторых своих диалогах ("Диалоги богов", "Диалоги гетер", "Диалоги в царстве мертвых") Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других - критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор.
Лукиан был любимым греческим автором Рабле. "Истинные истории" Лукиана - его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом "Путешествия Гулливера" Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
грекоязычный писатель сирийского происх. Род. в Самосате в семье бедного ремесленника. Получив общее и ритор, образование, начал лит. карьеру как странствующий декламатор. Впосл. Л. изучал философию, но не примкнул ни к одному из филос. направлений. В кон. жизни Л. получил должность имп. судейского чиновника в Египте. Под именем Л. сохранилось 84 соч., нек-рые из них считаются подложными. Ранние произв. Л.: «Лишенный наследства», «Тираноубийца», две речи в защиту тирана Фаларида - представляют собой ритор, упражнения. В 1-й период твор-ва были написаны также две пародийные речи: «Похвала мухе» и «Суд гласных». 1-я явл. пародией на энкомий, 2-я - на судебное красноречие. Хотя Л. еще не разочаровался в риторике, сатир, элементы в этих речах очевидны. Новый этап твор-ва Л. отмечен переходом от ритор, упражнений к форме диалога. Об этом говорит сам писатель в позднем автобиогр. соч. «Дважды обвиненный». В этот период создаются «Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ», «Морские разговоры», «Разговоры гетер». В первых 3 соч. поведение олимпийцев изобр. предельно обыденным, чем дискредитируется утратившая свой авторитет старая религия. Зевс предстает мелочным, трусливым, жестоким, похотливым. В «Разговорах гетер» автор обращается к теме бедности и челов. достоинства. Честная бедность противопоставляется богатству в «Тимоне, или Мизантропе». Соч. «Учитель красноречия» и «Лексифан, или Краснобай» знаменуют окон, разрыв с риторикой. В период филос. исканий Л. пишет диалог «Гермотим, или О выборе философии». Эпикурейцы, перипатетики, стоики, платоники получают здесь самые нелестные характеристики, лишь киники избегают этой участи: учение киников в наиб, мере отвечало запросам рационалистически мыслящего Л. В диалогах «Менипп» и «Икаро-менип», или Заоблачный полет» насмешки в адрес филос. школ вложены в уста писателя-киника Мениппа. Философы-киники выступают как положительные герои в «Разговорах в царстве мертвых». Киническая «нравственная автономия» и отказ от желаний проповедуются в двух др. диалогах: «Переправа, или Тиран» и «Зевс уличаемый». Соединив филос. диалог и комедию, Л. подводит итог своему твор-ву в ответе «Человеку, назвавшему, автора Прометеем красноречия». В этом соч. отразились сомнения Л. в справедливости филос. положений киников. Тогда же было написано письмо «О кончине Перегрина» - о шарлатане Перегрине, добившемся поддержки и популярности у христиан, к к-рым Л. относится как к легковерным простакам. К этому соч. примыкает разоблачительное жизнеописание «Александр, или Лжепророк». В диалоге «Сновидение, или Петух» Л., в духе Эпикура, утверждает, что челов. блаженство заключается в безмятежности духа и удовлетворении естеств. потребностей. В трактате «Как следует писать историю» Л. выступает против подражательности истории, ложной красивости, искажения фактов ради восхваления начальников. «Правдивая история» - особый вид лит. критики, сатира на жанр фантаст, путешествий. Пародийное соч. «Л у кий, или Осел» направлено против совр. Л. бессодержательной лит. В диалоге «Парасит» и рассуждении «О философах, состоящих на жаловании» высмеивается психология прихлебательства. В старости Л. вновь принимается за декламации. Появляются 2 пародии на гр. трагедию: «Трагоподагра» и «Быстроног». Для последнего периода твор-ва Л. характерно увлечение лит. техникой. Язык Л. отличается ясностью и подвижностью. Л. приобрел известность прежде всего как критик религ:, филос. и худож. взглядов прошлого.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997