Лукьянов, Аркадий Викторович

Найдено 1 определение
Лукьянов, Аркадий Викторович

(р. 19.10.1959) — спец. в обл. истории филос., теории познания, соц. филос. и филос. религии; д-р филос. наук, проф. Род в Уфе. Окончил физ. ф-т Башкирского гос. ун-та (1982) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1987). С 1987 до 1995 — в Башк. гос. ун-те (асс., ст.преп., доц.). С 1.09.1995 до 1.09.1996 — в Оренбургском гос. пед. ин-те (проф., зав. кафедрой культурологии). С 1.09.1996 по 1.02.2001 — проф. кафедры филос. и методол. науки этого ун-та. Канд. дисс. — "Философское предвосхищение (на материале ретроспективного анализа пространственно-временных представлений в классической немецкой и древнегреческой философии)"; докт. дисс. — "Идея духовного в философии И.Г.Фихте в России". Ред. сб. статей: "Проблема духовности в современном обществознании" (1989); "Духовность: традиции и проблемы" (1991); "Философия Фихте в России" (1996) и др. Гл. инициатор создания культурно-просветительного и филос. об-ва им. И.Г.Фихте (1991), к-рое с апреля 1992 существует как "Уфимское об-во им. И.Г.Фихте" (в конце 1993 вошло в состав интер-нац. Фихтевского об-ва). Гл. тема науч. иссл. Л. — философия Фихте. Л. обосновывает положение о том, что она является высшей точкой развития трансцендентальной филос. именно по той причине, что иссл. проблемы природы здесь передвинуто в плоскость создания не натурфилос., а трансцендентального природоучения. Фихте, по мнению Л., анализирует природу как часть универсальной деятельности трансцендентального субъекта. Изучая гуманистические и технократические, тоталитарные тенденции в истории нем. идеализма, а также в рус. филос. конца XIX — начала XX в. и опираясь на филос. системы Фихте и позднего Шеллинга, Л. предложил новое учение о космич. силах или потенциях, пронизывающих природный и культурный миры. По мнению Л., творч. эрос есть такая космич. потенция, к-рая свободно парит между чистым бытием-долженствованием ("духом", или первой потенцией) и стремлением избегнуть абсолютной полноты бытия ("любовью", или второй потенцией). Потенцию любви Л. впервые анализировал не только в качестве созидающей мир космич. силы, но и в качестве силы, разрывающей мир и человека на части. Диалектика, полагает Л., как бы изначально присуща космич. универсуму. На его границах приходят в самое тесное соприкосновение дух и любовь, как две главнейшие вселенские силы, побуждающие космос и человека, с одной стороны, стремиться к гармонии и целостности, а с др. — не позволяющие этой гармонии осуществиться до конца. Последняя закономерность характерна для творч. личности. Данное учение о потенциях могло бы, по его мнению, способствовать созданию в будущем особой синтетической филос., к-рая бы объединила гуманистический потенциал филос. любви в России с идеей "созидания" или "генезиса", разработанной в теор. системах Фихте и Шеллинга. Отталкиваясь от данной идеи, Л. осуществил реконструкцию категориального генезиса разл. частей "наукоучения", раскрыл собственно фихтевские представления о дух. и его критериях. Др. направлением науч. изысканий Л. является прогностическая природа филос. знания. Предложенный Л. способ обоснования филос. предвосхищения позволил придать онтол. моделям или филос. гипотезам статус промежуточного звена между частно-науч. теориями и картиной мира на этапе ее формировании. Он обосновал ту мысль, что Аристотелем философски предвосхищен концепт. базис неевклидовых геометрий, разработанных в XIX в. В трудах по филос. религии им показано, что общий ход ист. развертывания религ. веры, сопровождавшийся апофеозом чувственности, не совпадает с развитием представлений о дух. Последнее составляет предпосылку и одновременно результат формирования целостного человека. Значительное место в науч. деятельности Л. занимают переводы нем. философов на рус. яз. Им переведены нек-рые неизвестные рус. читателю соч. И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, а также работы совр. нем. и итал. авторов: Р.Лаута, В.Шрадера, Г.Гирндта, М.Ивальдо, Х.Трауба. Л. — действ. чл. Междунар. академии информатизации.



Соч.: Идея развития в основаниях специальной теории относительности // Теория развития и естествознание. М., 1989; Фихте и конец XX века: "Я" и "не-Я". [В соавт.]. Уфа, 1992; Фихте как историк общественной мысли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.4. М., 1993; Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. Уфа, 1993; Идея трансцендентальной субъективности в немецкой классической и русской философии // Мысль и жизнь. К 100-летию со дня рождения А.Ф.Лосева. Уфа, 1993; Фихте в России // Русская философия: Словарь. М., 1995; Основы истории и философии религий. Курс лекций: В 3 т. Т. 1. Дохристианский период. Уфа, 1995; Особенности развития транценденталъной философии в России // Философия Фихте в России.Оренбург, 1996; Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 — 1814). Оренбург, 1997; Der Sinn der trans-zendentalen Naturlehre Fichtes // Fichte-Studien. Bd. 11. Amsterdam-Atlana, GA. 1997; Fichte in Russland // Der russische Gedanke (на нем. яз.) 1997. № 1´—2; Декабризм как разглашенная тайна мистерий: надежда на лучшие времена // Движение декабристов в историческом самосознании. Уфа, 1998; Декарт и Фихте: проблема существования // Декарт в канун XXI столетия. М., 1998; Русская философия в свете двух тенденций развития метафизики Абсолюта // Культура философствования: проблемы и перспективы. [В соавт.]. Уфа, 1998; Фихте о критериях духовного // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Альманах. Екатеринбург, 1999; Философия в Республике Башкортостан. [В соавт.]. Уфа, 1999; Понятие духовности в контексте проблемы неявной деятельности // Обретение и постижение духовности. [В соавт.]. Оренбург, 2000; Идея метакритики "чистой" любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008