Лукреций, Кар Тит

Найдено 1 определение
Лукреций, Кар Тит
лат. Titus Lucretius Carus)
(ок. 96 - 55 до н.э.)
   римский философ, поэт, современник последнего века Римской республики; перевел на язык лат. поэзии учение великого материалиста Греции Эпикура, который искал пути освобождения человечества от страха перед смертью и богами. Поскольку от трудов Эпикура сохранились лишь отдельные философские письма и фрагменты, поэма Л. «О природе вещей» является единственным систематическим изложением эпикурейской философии. Особый интерес вызывает концепция возникновения и развития человечества, в которой нет места богам, а движущей силой прогресса объявлена «нужда», т.е. реальные потребности людей, развитие человеческого опыта и материальной культуры. Л. не успел опубликовать свой философский труд, это сделал после его смерти Цицерон, хотя образ мыслей великого материалиста был ему чужд и враждебен. Недавно при развертывании одного из папирусных свитков Геркуланума удалось обнаружить фрагменты книги Л., видимо, конца I в. до н.э.
   Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского, вступ. ст. Т.М. Васильевой. М., 1983; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 291-320; Покровская З.А. Эстетические взгляды Лукреция // ВДИ. 1987. № 3.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Римский поэт и философ-эпикуреец. Единственное известное произведение Лукреция - поэма "О природе вещей" написана в шести книгах и, возможно, не закончена. Свою поэму Лукреций посвятил Гаю Меммию - тому самому, которого Катулл сопровождал в поездке в Вифинию. Как говорит сам Лукреций, он в своем произведении пытался объяснить мир в эпикурейских терминах и избавить людей от суеверий, страха смерти и веры в богов. Лукреций - действительно великий поэт, в котором четкое осознание поставленной цели уживается с тонким чувством природы и любовью ко всему живому. В своей поэме Лукреций красочно описал многие природные явления - землетрясения, извержения вулканов, лесные пожары.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(Тит Л. Кар, ок. 98 - 54)
   рим. поэт-философ. Неизвестно ни место рождения, ни обст-ва его жизни. Соч. Л. «О природе вещей» в 6 кн. явл. поэтич. изложением материалистического учения Эпикура. При этом Л. создает атомную терминологию, ни разу не употребив слова «атом». В основе терминологии Л. лежат такие понятия, как «первые тела», «первоначала вещей», «первые элементы», «семена вещей», «родовые тела», «малые части», «частицы», «элементы», «мельчайшие тела». Эти «первые тела» явл. «невидимыми первоосновами», «скрытыми вещами». Они обладают необыкновенной прочностью и плотностью. Вслед за Эпикуром Л. предугадывает сложное строение атома, называя его предполаг. части «пределами», «наименьшими частями». Начало поэмы - обращение к богине Венере, к-рая представляется Л. животворящей силой, разлитой в природе. В первых 3 кн. излагается атомистика Эпикура. Л. исходит из представления о мире, существующем вне сознания человека, и доказ., что «никакая вещь никогда не может возникнуть из ничего по божественной воле и обращаться в ничто». Рассказывая о существовании пустоты и атомов, наполняющих ее, Л. вступает в спор с разл. гр. философами относительно первоосновы всех вещей. Согласно Л., число атомов бесконечно и Вселенная безгранична, материя находится в постоянном движении, все формы ее сводятся к разл. сочетаниям атомов. В кн. III доказ., что дух и душа смертны, дух состоит тоже из атомов, но из самых тонких и мелких. В кн. IV разъясняется теория познания мира и сущность челов. чувств, включая половое. В кн. V рассматриваются происхождение Земли, движение Солнца, Луны, звезд, причины затмений, возникновение жизни на Земле и происх. человека. Бол. часть кн. V посвящается истории человечества и развитию культ., значит, место уделено происх. религии. В кн. VI приводится материалистическое объяснение метеорологических и атмосферных явлений, выясняются причины болезней. Поэма завершается ярким описанием страшной эпидемии в Афинах, разразившейся в нач. Пелопоннесской войны. Как художник, Л. творчески переосмыслил аристотелевский принцип построения эпич. поэмы и применил его к филос. эпосу. Он отказался от последовательного изложения всех частей системы Эпикура, выбрав из нее материалистическую физику и разъясняя эпикуровскую этику, теологию и мн. др. в эпизодах, отд. замечаниях, сентенциях. В поэме Л. осуществлена триединая худож. задача: перевод гр. учений на лат. яз., истолкование сложных истин, трансформация филос. прозы в поэзию. Произв. Л. представляет собой своеобразное переплетение и слияние науч. и худож. принципов. Тема поэмы - раскрытие законов природы - подается в свете борьбы с невежеством и религией. Поэтич. мастерство Л. проявляется в том, что наряду с чисто прозаич. аргументацией поэт часто использует развернутые аналогии для наглядного представления описываемого явления. Так, напр., объясняя, как множ-во частиц летает в пустоте, он ср. их с пылинками, к-рые при солнечном свете кажутся нам летающими и сталкивающимися др. с другом (II, 114 - 124). Особенно ярко развернуто сравнение для показа того, что движение атомов незаметно: стадо издали кажется лишь «белым пятном на склоне зеленом», хотя животные находятся в постоянном движении (II, 317 - 322). Л. воспринял одно из осн. требований поэтики эпохи эллинизма - принцип разнообразия и как бы включил в состав огромной,филос. поэмы произв. др. жанров: гимна (вступ. к поэме), малого эпоса (напр., эпиллий о Фаэтоне - V, 397 - 404), шествия масок в картине смены времен года (V, 737 - 747), трагедии в сцене жертвоприношения Ифигении (I, 84- 101), бытовой комедии в блестящей сатире на женщин (V, 1160-1169). Особое место занимают в поэме вступ. и заключ. к отдельным кн. Во вступлениях, наряду с антирелиг. мотивами и разоблачением обществ, пороков, в нарастающем порядке прославляется Эпикур (в нач. кн. I - человек-победитель, кн. III - отец-наставник, кн. V - бог). Эта градация символизирует возрастающую победу разума над мраком суеверия с помощью просветительного учения. Столь же важными явл. завершающие части книг (в кн. I - все познается постепенно, в кн. II - все постепенно изнашивается и умирает, в кн. III - ничтожна длительность жизни по ср. с вечностью смерти, в кн. IV - привычка рождает любовь, в кн. V - человечество постепенно и неуклонно идет к совершенству). Язык поэмы столь же богат, как и ее жанровое разнообразие. В эпизодах, напис. в высоком стиле, Л. использует сложные слова, • разл. перифразы, украшающие эпитеты, архаич. формы слов. Фразы тщательно отделанные, включающие архаизмы, стоят часто или в нач., или в кон. определенных тем, разд. Архаизмы Л. либо явл. формами, давно утраченными лит. языком, либо представляют собой дублеты, которые еще употреблялись в разговорном яз. его дней. Поэма Л. оказала несомненное влияние на твор-во Вергилия, Горация, Овидия, к-рый считал, что «возвышенные стихи Л. умрут только с гибелью Земли».
   Т.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997