ЛУКРЕЦИЙ КАР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лукреций Кар
(лат. Lucretius, ок. 96 – 55 гг. до н. э.) — римский поэт и философ. В поэме «О природе вещей» («De rerum natura») он излагает основы положения философской системы Эпикура. В основе созданной картины мира лежит учение о смиренности души, представление о том, что природа не зависит от воли богов. Лукреций проявлял интерес к общественно-политической жизни, клеймил позором упадок нравов высших слоев общества и отвергал войну. Он пытался с материалистических позиций объяснить возникновение общества и культуры. В его понимании человеческий разум — двигатель общественного развития.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ЛУКРЕЦИЙ КАР
Тит (99/95 — 55 до н.э.) — др.-рим. поэт и философ. Автор филос. поэмы «О природе вещей», в к-рой пропагандирует материалистич. учение Эпикура, гл. обр. его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии. По Л. К., материя бесконеч. и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутрен. законам, без вмешательства богов. Источ. познания явл. ощущения. Л. К., в отличие от большинства антич. авторов, считает первонач. состояние человечества не «золотым» веком, а периодом дикости. Основу прогресса Л. К. видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхожд. законов объяс-няет соглашением людей. Не отражая конкретных ист. событий и ограничиваясь намеками на гражд. смуты 1 в. до н.э., Л. К. в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и др. язв рабовлад. общества. Но эти выступления у Л. К. соче-таются с призывами к созерцат. жизни вне общества, а столкновение общегуманистич. идеалов Л. К. с реальной действительностью порожд. в поэме нотки пессимизма.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЛУКРЕЦИЙ КАР
Тит (Titus Lucretius Carus) (р. между 99-95 - ум. 55 до н. э.) - др.-рим. поэт и философ. Автор филос. поэмы "О природе вещей" ("De rerum natura"), в к-рой пропагандирует материалистич. учение Эпикура, гл. обр. его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии. По Л. К., материя бесконечная и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутр. законам, без вмешательства богов. Источником познания являются ощущения. Л. К., в отличие от большинства антич. авторов, считает первоначальное состояние человечества не "золотым" веком, а периодом дикости. Основу прогресса Л. К. видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхождение законов объясняет соглашением людей. Не отражая конкретных исторических событий и ограничиваясь намеками на гражд. смуты 1 в. до н. э., Л. К. в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и др. язв рабовладельч. общества. Но эти выступления у Л. К. сочетаются с призывами к созерцат. жизни вне общества, а столкновение общегуманистич. идеалов Л. К. с реальной действительностью порождает в поэме нотки пессимизма.

Соч.: ?ber die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, ?bers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte ?tabli et traduit par A. Ermont, 2 ?d., P., 1959; в рус. пер.: О природе вещей, ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1-2, М.-Л., 1946-47; нов. изд. - М., 1958.

Лит.: Вавилов С. И., Физика Лукреция, "ИАН СССР", 1946, т. 3, No 1; Дератани Н. P., К вопросу об ист. концепции в поэме Л., "ВДИ", 1951, No 3; Кубланов М. M., Атеистические воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 3, М.-Л., 1959, с. 377-98; Sikes E. E., Lucretius, poet and philosopher, Camb., 1936.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Лукреций Кар
(ок. 96 — 55 до н. э.), поэт и философ-материалист, наиболее выдающийся представитель теории атомистики в Др. Риме, последователь учения Эпикура. О жизни Л. К. известно очень мало. В написанной в традиции дидактич. эпоса поэме «De rerum natura» («О природе вещей») он излагает осн. положения философской системы Эпикура. Из всех сочинений античных материалистов полностью сохранилась только эта поэма. Л. К. поставил своей целью распространить философское учение, которое могло бы помочь человеку достичь душевного покоя и невозмутимости, избавить его от страха перед богами и смертью. В его понимании эти страхи объяснялись тем, что человек не ведал, какое место ему отведено в мире, чем объясняются природные процессы и какова сущность богов и души. Поэтому, материалистически объясняя все существующее, можно освободить разум и чувства человека от страха и суеверия. В основе созданной Л. К. картины мира лежали атомистич. теория, учение о смертности души и представление о том, что природа не зависит от воли богов. Однако если при объяснении природных явлений Л. К. в осн. следовал Эпикуру, то процесс возникновения общества он объяснял по-своему. Он не призывал следовать «lathe biosas» Эпикура, а проявлял интерес к общественно-политич. жизни, клеймил позором упадок нравов высших слоев и отвергал войну с ее ужасами, которые только усугубляются по мере развития материальной культуры и техники. Л. К. пытался с материалистич. позиций объяснить возникновение человеч. общества и культуры. Первобытные люди были похожи на животных — не умели разговаривать, не обладали мышлением, не знали, что им следует объединиться в общину. Все это дал им приобрет. опыт. Государство же возникло вследствие естеств. договора. В его понимании, человеч. разум — двигатель обществ, развития. Труд Л. К. имел огромное значение. В наши дни он является осн. источником по изучению античной атомистики, прежде всего эпикуреизма.

Источник: Словарь античности. 1989