ЛУЛАВ
ЛУЛАВ
побег пальмовой ветви. Используется в праздник Суккот вместе с ивовыми и миртовыми ветвями, а также цитрусовым плодом этрогом для благословения четырёх сторон света и живущих в них народов. Все эти четыре вида растений также именуются лулав, так как он самый высокий и значительный из них. Мудрецы считали, что лулав символизирует единство разных частей еврейского народа. Этрог, имеющий вкус и запах, – это люди, в которых есть и Тора, и добрые деяния. Пальма имеет вкус, но не запах – это люди, в которых есть Тора, но нет добрых дел. У мирта есть запах, но нет вкуса, это те, кто совершают добрые деяния, но не имеют Торы. Верба без вкуса и без запаха символизирует людей, в которых нет ни Торы, ни добрых дел. Один лулав, три ветви мирта, две ветви ивы и один этрог (всего семь единиц в связке) соответствуют семи небесам.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ЛУЛАВ
Лулав не упомянут в Библии, но хазал* определили по преданию, что "ветви пальм" — это Л., и, следовательно, он относится к одному из "четырех видов"*, которыми пользуются в праздник Суккот*: "И возьмите себе в день первый плод дерева гадар* (цитрус), ветви пальмовые, и ветви дерева густолиственного, и вербы речные, — и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней" (Лев. XXIII, 40). Плод дерева гадар - это этрог (цедрат), ветви пальм - Л., ветвь дерева густолиственного — мирт, а вербы речные — арава (ива). Все эти четыре вида вместе именуются также "Л.", так как он самый высокий из всех. Поэтому Л. - самый значительный из "видов", и, благословляя "четыре вида", упоминают лишь его. Берут один Л., три ветви мирта, две ветви ивы и связывают их вместе в одну связку; присоединяют один этрог (отдельно); всего семь единиц, что соответствует семи небесам. И сказали хазал: "Плод дерева гадар - это Израиль. Есть в этроге вкус и есть запах. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть и Тора, и добрые деяния. И ветви пальмовые -это Израиль: есть в пальме (в плодах ее) вкус, но нет запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть Тора, но нет добрых дел. И ветви дерева густолиственного - это Израиль: есть у мирта запах, но нет вкуса. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть добрые деяния, но нет Торы. И вербы речные -это Израиль: нет в них ни вкуса, ни запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых нет ни Торы, ни добрых деяний. [...] Поэтому сказал Господь: пусть будут связаны в одну связку, и одни искупают других" (Лев. Р.). Взятие и встряхивание лулава В Храме эта церемония совершалась в течение семи дней Суккот, а во всей стране - один день. После разрушения Храма постановил р. Иоханан бен Закай*: брать Л. всюду в течение семи дней, в память о Храме. Взятие Л. в первый день праздника — заповедь Торы. Во все остальные дни праздника — постановление мудрецов. Держат Л. в правой, а этрог — в левой руке, и прижимают этрог к Л. во время благословения, причем этрог держат черенком вверх. После благословения перевертывают этрог черенком вниз и трясут им. Мирт должен быть справа от Л., а верба - слева. Взятие и покачивание Л. совершается днем, предпочтительнее - утром во время галела* (часть утренней праздничной молитвы).
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983