Луна

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Луна
в римской мифологии богиня ночного света. Имела несколько святилищ, одно вместе с богом солнца. Культ Луны был вытеснен культом Дианы.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Луна
рим.)
   древнеримская богиня ночного света. Впоследствии ее культ был вытеснен Дианой.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Богиня ночного света у римлян. Ее святилища, как правило, были совместные с богом Солнца. Впоследствии культ этой богини был вытеснен культом богини Дианы, но не забыт. Во времена средневековья Луна считалась демонической сущностью.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЛУНА
   • Luna,
       1. см. ??????, Селена;
       2. город на северо-западе Этрурии на реке Макре (прежде причислявшийся к Лигурии), римская колония, в стратегическом отношении важная как точка опоры для военных действий против лигуров. Вблизи его находились значительные мраморные залежи (н. Каррарские); ср. Etruria, Этрурия. Кроме того, город славился своим сыром. Strab. 5, 222. Liv. 41, 49. Lunae portus, ??????? ?????, н. Golfo di Spezzia, считался гаванью города Луны. Strab. 5, 222. Liv. 34, 8.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЛУНА
1) Рим. богиня Луна отожд. с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. 2) В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н.э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. — раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в теч. месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н.э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т.н. эвектион), разработал теорию движения Л., изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Луна
(лат. Mond).
        1. Рим. богиня Луна отождествлялась с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. Картина Л. Тинторетто.
        2. В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н. э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. — раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в течение месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н. э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т. н. эвектион), разработал теорию движения Л., объяснив изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.

Источник: Словарь античности. 1989

Луна
евр. лавана. Луна. Об этом небесном теле сказано, что Бог создал «светило меньшее для управления ночью» (Быт. 1:16); однако, луна стала, преимущественно, светилом, по которому определяли времена года, праздники и месяцы (Быт. 1:14; Пс. 103:19); весь еврейский календарь сообразуется с движением луны: оба главные праздника — Пасха и праздник кущей — начинались в день полнолуния. Многие языческие народы поклонялись луне (Астарта у финикиян и сирийцев, Мени, царица неба, у вавилонян; также египтяне и арабы обожествляли луну); см. Иов. 31:2б, 27. Вопреки строгому запрещению закона (Втор. 4:19; 17:3), израильтяне также впали в этот вид идолопоклонства (4Цар. 21:3; 23:5; Иер. 7:18; 8:2; 44:17-25). В Пс. 120:6 говорится о вреде, который луна может причинить ночью; это понимают, как указание вообще на вредное влияние ночной росы на здоровье, или же на вред, причиняемый глазам человека, спящего при ярком лунном освещении, что подтверждает Карне в своих письмах с Востока.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ЛУНА
1. (Luna), Альваро де (1388 - июнь 1453), граф, - коннетабль Кастилии (с 1423). Фаворит короля Хуана II. Будучи фактич. правителем Кастилии, Л. вел борьбу с крупными феодалами за укрепление королев. власти. Стремился усилить центр. аппарат гос-ва, повысить значение королевских чиновников, подчинить церковь королевской власти. В 1445 Л. одержал победу над восставшей знатью в битве при Ольмедо. Под нажимом знати Л. неск. раз отстранялся от власти, в 1453 был обвинен в "колдовстве" и казнен.

Лит.: РозенбергА. М., Коннетабль Кастильский Альваро де-Луна и его борьба с силами феод. реакции, "Уч. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена", 1941, т. 45. 2. (Luna), Антонио (29.X.1866 - 5.VI.1899) - деятель филиппинского нац.-освободит. движения. В освободит. движении - с 1889. После начала в февр. 1899 американо-филиппинской войны 1899-1901 назначен главнокомандующим, в мае 1899 - пом. воен. министра; проявил себя выдающимся организатором вооруж. сил Филиппинской республики и талантливым полководцем. После раскола в пр-ве по вопросу о продолжении войны Л. поддержал революц.-демократич. силы, выступившие за решит. борьбу против оккупантов. В нач. мая 1899 арестовал министров - сторонников компромисса с США. Убит личной охраной президента Агинальдо, к-рый задним числом ложно обвинил Л. в намерении "узурпировать власть". Устранение Мабини и убийство Л. облегчило группе Агинальдо поиски компромисса с амер. захватчиками.

Г. И. Левинсон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЛУНА
Нав 10:12,13, Быт 37:9), или меньшее светило (Быт 1:16) — есть планета, обращающаяся вокруг земли (спутник земли) и светящаяся светом, заимствованным от солнца. Среднее расстояние луны от земли полагают около 51,800 геогр. миль. Если смотреть на луну в хороший телескоп, то поверхность оной представляется покрытою горами, долинами, пропастями в разнообразных формах и положениях. К земле постоянно обращена одна и та же сторона лунной поверхности, так как обращаясь вокруг земли, она в то же самое время обращается вокруг своей оси. В Свящ. Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа. “Кто это блистающая как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами?” говорит таинственный жених о своей возлюбленной в Песн 6:10. Течением луны определяется весь Еврейский праздничный календарь. Два главные Еврейские праздника: Пасха и праздник Кущей начинались с новомесячия. Новомесячия у Евреев всегда были веселыми семейными праздниками и отличались особенным жертвоприношением в храме (1Цар 20:5, Иудиф 8:6). Праздник новомесячия всегда возвещался громким звуком священных труб. Язычники вообще боготворили луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Вт 4:19, 17:3, Иов 31:26-27). Псалмопевец в Пс 120:6 говорит: “днем солнце не поразит тебя ни луна ночью.” В пояснение второй половины означенного выражения некоторые путешественники по Востоку говорят, что действие лунного света в восточных странах, как например в Аравии, неприятно и вредно отзывается на зрении, и туземцы ложась спать на открытом воздухе во время полнолуний всегда закрывают свои глаза платком или покрывалом. И действительно, лунный свет здесь поражает и удручает зрение даже сильнее чем самое солнце и влечет за собою различные глазные болезни, если только при этом не накрывать лицо чем либо во время ночного сна. У Екклезиаста померкающий свет солнца, луны и звезд служит изображением старости. “Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новые тучи вслед за дождем” (12:2). У пророков и в Н.З. изменения в солнце, луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. “В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его” (От 21:1-24, 22:5). Круг луны. Счисление времени по месяцам было в глубокой древности. У Евреев год делится на 12 лунных месяцев. То же счисление остается у них и принято всеми до настоящего времени. Но так как лунный год менее солнечного на 10 дней и 21 час, то в Пасхалии Христианской церкви для определения дня Пасхи установлен круг луны, происхождение которого следующее: Празднование Пасхи Еврейской начинается с вечера 14 дня мартовской луны и продолжается 7 дней. Относительно времени празднования Пасхи Христианской в продолжение первых двух веков после Р.Х. не было общего согласия. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с Иудеями. От сего происходило, что Пасха приходилась в разные дни недели, а это не соответствовало Христианскому понятию о дне воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Такое разногласие было причиною споров и пререканий между церквами. Вселенский Никейский собор, бывший в 325 г., постановил: праздновать Пасху в первое воскресенье после мартовского полнолуния, если оно случится после весеннего, равноденствия или в один день с ним. В основании же пасхальных расчетов на том же соборе принят 19 летний круг луны, так как все фазы луны от новолуния до новолуния происходят в те же дни и числа чрез 19 лет.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Луна в традиционном мировоззрении хакасов

Бурнаков Венарий Алексеевич, Цыденова Дарима Цыденовна
Статья посвящена реконструкции мифологических воззрений хакасов о луне. Человек традиционного общества не мыслил себя вне природы, отдельно от нее. Среди многочисленных природных объектов большое значение придавалось луне.
Читать PDF
142.21 кб

ПЕЧАЛЬНАЯ ЛУНА ПРОФЕССОРА АСМУСА

Абдуллаев Евгений
Читать PDF
0.00 байт

Как эта полная луна… (лакановская диалектика возвышенного объекта в постсоветской культуре)

Кириллова О. А.
В статье сквозь призму психоанализа Ж. Лакана рассматривается образ «Неизвестной» И. Крамского, создавшего семиотически многослойный и пара-доксальный образ.
Читать PDF
216.89 кб

Мифологемы «Луна» и «Роза» в структуре драматического цикла М. Цветаевой «Романтика»

Гадиятулаев Дибирмагомед Магомедович
В этой статье предпринята попытка осмыслить символическую природу мифа в творчестве М. Цветаевой.
Читать PDF
305.03 кб

Маргарита Альбедиль. Луна

Э.Ж.
Читать PDF
0.00 байт

Моделирование образной составляющей концепта «Луна» в художественном дискурсе современной прозы

Волкова В. Б.
Данная статья посвящена исследованию образной составляющей концепта «луна» в интертекстуальном пространстве современной «военной» прозы О. Н. Ермакова и В. С. Маканина.
Читать PDF
397.67 кб

Петербургские небо, солнце, звёзды и луна в лирике А. А. Ахматовой (оригинальный текст и перевод на

Ботанова Е. С.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть в рамках петербургского текста А.А.
Читать PDF
148.66 кб

Грамматика запаха любви в русской прозе 1920-х годов («Без черемухи» Пантелеймона Романова, «Луна с

Ханинова Римма Михайловна
Рассматриваются одорические образы флористической парадигмы (черемуха, яблоня, подснежник) в русской прозе 1920-х годов на материале малоизвестных сегодня рассказов Пантелеймона Романова «Без черемухи», «Яблоневый цвет» и повести
Читать PDF
831.91 кб

Трансформирующее подражание (на материале романа С. Моэма «Луна и грош» и новеллы А. Моруа «Собор»)

Голубцов Сергей Анатольевич
В статье исследуется проблема различия между буквализмом и подражанием. Использование произведений чужих авторов происходит во всех литературных традициях. Это обогащает целевую культуру новыми темами, мотивами и образами.
Читать PDF
0.00 байт

«Когда луна поднялась и ее мятный свет озарил миниатюрный бюстик Жуковского. . . »: «Жуковский код»

Анисимова Евгения Евгеньевна
В статье рассматриваются репрезентации образа В.А. Жуковского в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Читать PDF
316.74 кб

Размышления о русской литературе. «Солнце» и «Луна» в рассказе В. Распутина «Женский разговор»

Ши Хуншен
Анализируются художественные функции символов «солнце» и «луна» в рассказе В. Распутина «Женский разговор»; показывается, как символика способствует раскрытию системы ценностей, которые отстаивает автор.
Читать PDF
0.00 байт

Семиотика натюрморта в пространстве художественного текста (на примере произведений С. Моэма «Луна и

Пушина Наталья Иосифовна, Маханькова Полина Юрьевна
Статья выполнена в русле исследований по семиотике культуры, воплощаемой в пространстве языка, и посвящена семиотике натюрморта в пространстве художественного текста.
Читать PDF
230.77 кб

Образный мир авторских отступлений в романе С. Моэма «Луна и грош»

Иевлева И.Ю.
В статье содержится аналитическая разработка явления гениальности, рамки которой определены задачами, потребностями и возможностями художественного текста.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис и его функционирование в романе Сомерсета Моэма «The moon and sixpence» («Луна и грош»)

Карпухина Т.П.
В статье рассматривается феномен экфрасиса – словесного описания предмета искусства в литературном произведении. Объектом анализа является экфрасис в романе С. Моэма «Луна и грош».
Читать PDF
0.00 байт

Луна Гефсиманского сада: И. Е. Репин и А. П. Чехов

Ружинская Ирина Николаевна
Специфической формой прочтения евангельского текста являются религиозные картины. На примере работы И. Е.

Похожие термины:

  • ЛУНА Эррера Адольфо В

    Indemnität. Indemnity (лат. indemnitas – возмещение убытков, безущербность). О.о. (и.) обозначает защиту депутатов от (служебного или судебного) преследования из-за высказываний в парламенте или в парламентском ко
  • Черная Луна

    Сиу (хункпапа). Родился ок. 1815 г. Также известен под именем Старый Черная Луна. Вождь общины хункпапа?сиу, лидер и хранитель традиций Пляски Солнца. Среди соплеменников слыл человеком болтливым и лю
  • ЛУНА Грегорио

    В бесценных «Исторических данных», которые приводит П. Греон в книге под названием «Наша первая инструментальная музыка», вышедшей в Буэнос–Айресе в 1929 г., он пишет, что генерал дон Грегорио Луна о
  • НОРЬЕГА ЛУНА СЕСАР ОРФАНДО

    Известный аргентинский гитарист. Родился в Табоаде, провинция Сантьяго–дель–Эстеро (Аргентина) 1 июля 1910 года. Сольфеджио и теорией музыки занимался в консерватории столицы провинции. Первым его