Луна
Луна
в римской мифологии богиня ночного света. Имела несколько святилищ, одно вместе с богом солнца. Культ Луны был вытеснен культом Дианы.
Луна
рим.)
древнеримская богиня ночного света. Впоследствии ее культ был вытеснен Дианой.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Богиня ночного света у римлян. Ее святилища, как правило, были совместные с богом Солнца. Впоследствии культ этой богини был вытеснен культом богини Дианы, но не забыт. Во времена средневековья Луна считалась демонической сущностью.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
древнеримская богиня ночного света. Впоследствии ее культ был вытеснен Дианой.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Богиня ночного света у римлян. Ее святилища, как правило, были совместные с богом Солнца. Впоследствии культ этой богини был вытеснен культом богини Дианы, но не забыт. Во времена средневековья Луна считалась демонической сущностью.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ЛУНА
• Luna,
1. см. ??????, Селена;
2. город на северо-западе Этрурии на реке Макре (прежде причислявшийся к Лигурии), римская колония, в стратегическом отношении важная как точка опоры для военных действий против лигуров. Вблизи его находились значительные мраморные залежи (н. Каррарские); ср. Etruria, Этрурия. Кроме того, город славился своим сыром. Strab. 5, 222. Liv. 41, 49. Lunae portus, ??????? ?????, н. Golfo di Spezzia, считался гаванью города Луны. Strab. 5, 222. Liv. 34, 8.
1. см. ??????, Селена;
2. город на северо-западе Этрурии на реке Макре (прежде причислявшийся к Лигурии), римская колония, в стратегическом отношении важная как точка опоры для военных действий против лигуров. Вблизи его находились значительные мраморные залежи (н. Каррарские); ср. Etruria, Этрурия. Кроме того, город славился своим сыром. Strab. 5, 222. Liv. 41, 49. Lunae portus, ??????? ?????, н. Golfo di Spezzia, считался гаванью города Луны. Strab. 5, 222. Liv. 34, 8.
ЛУНА
1) Рим. богиня Луна отожд. с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. 2) В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н.э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. — раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в теч. месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н.э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т.н. эвектион), разработал теорию движения Л., изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Луна
(лат. Mond).
1. Рим. богиня Луна отождествлялась с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. Картина Л. Тинторетто.
2. В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н. э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. — раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в течение месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н. э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т. н. эвектион), разработал теорию движения Л., объяснив изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.
1. Рим. богиня Луна отождествлялась с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. Картина Л. Тинторетто.
2. В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н. э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. — раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в течение месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н. э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т. н. эвектион), разработал теорию движения Л., объяснив изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.
Источник: Словарь античности. 1989
Луна
евр. лавана. Луна. Об этом небесном теле сказано, что Бог создал «светило меньшее для управления ночью» (Быт. 1:16); однако, луна стала, преимущественно, светилом, по которому определяли времена года, праздники и месяцы (Быт. 1:14; Пс. 103:19); весь еврейский календарь сообразуется с движением луны: оба главные праздника — Пасха и праздник кущей — начинались в день полнолуния. Многие языческие народы поклонялись луне (Астарта у финикиян и сирийцев, Мени, царица неба, у вавилонян; также египтяне и арабы обожествляли луну); см. Иов. 31:2б, 27. Вопреки строгому запрещению закона (Втор. 4:19; 17:3), израильтяне также впали в этот вид идолопоклонства (4Цар. 21:3; 23:5; Иер. 7:18; 8:2; 44:17-25). В Пс. 120:6 говорится о вреде, который луна может причинить ночью; это понимают, как указание вообще на вредное влияние ночной росы на здоровье, или же на вред, причиняемый глазам человека, спящего при ярком лунном освещении, что подтверждает Карне в своих письмах с Востока.
ЛУНА
1. (Luna), Альваро де (1388 - июнь 1453), граф, - коннетабль Кастилии (с 1423). Фаворит короля Хуана II. Будучи фактич. правителем Кастилии, Л. вел борьбу с крупными феодалами за укрепление королев. власти. Стремился усилить центр. аппарат гос-ва, повысить значение королевских чиновников, подчинить церковь королевской власти. В 1445 Л. одержал победу над восставшей знатью в битве при Ольмедо. Под нажимом знати Л. неск. раз отстранялся от власти, в 1453 был обвинен в "колдовстве" и казнен. Лит.: РозенбергА. М., Коннетабль Кастильский Альваро де-Луна и его борьба с силами феод. реакции, "Уч. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена", 1941, т. 45. 2. (Luna), Антонио (29.X.1866 - 5.VI.1899) - деятель филиппинского нац.-освободит. движения. В освободит. движении - с 1889. После начала в февр. 1899 американо-филиппинской войны 1899-1901 назначен главнокомандующим, в мае 1899 - пом. воен. министра; проявил себя выдающимся организатором вооруж. сил Филиппинской республики и талантливым полководцем. После раскола в пр-ве по вопросу о продолжении войны Л. поддержал революц.-демократич. силы, выступившие за решит. борьбу против оккупантов. В нач. мая 1899 арестовал министров - сторонников компромисса с США. Убит личной охраной президента Агинальдо, к-рый задним числом ложно обвинил Л. в намерении "узурпировать власть". Устранение Мабини и убийство Л. облегчило группе Агинальдо поиски компромисса с амер. захватчиками. Г. И. Левинсон. Москва.
ЛУНА
Нав 10:12,13, Быт 37:9), или меньшее светило (Быт 1:16) — есть планета, обращающаяся вокруг земли (спутник земли) и светящаяся светом, заимствованным от солнца. Среднее расстояние луны от земли полагают около 51,800 геогр. миль. Если смотреть на луну в хороший телескоп, то поверхность оной представляется покрытою горами, долинами, пропастями в разнообразных формах и положениях. К земле постоянно обращена одна и та же сторона лунной поверхности, так как обращаясь вокруг земли, она в то же самое время обращается вокруг своей оси. В Свящ. Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа. “Кто это блистающая как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами?” говорит таинственный жених о своей возлюбленной в Песн 6:10. Течением луны определяется весь Еврейский праздничный календарь. Два главные Еврейские праздника: Пасха и праздник Кущей начинались с новомесячия. Новомесячия у Евреев всегда были веселыми семейными праздниками и отличались особенным жертвоприношением в храме (1Цар 20:5, Иудиф 8:6). Праздник новомесячия всегда возвещался громким звуком священных труб. Язычники вообще боготворили луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Вт 4:19, 17:3, Иов 31:26-27). Псалмопевец в Пс 120:6 говорит: “днем солнце не поразит тебя ни луна ночью.” В пояснение второй половины означенного выражения некоторые путешественники по Востоку говорят, что действие лунного света в восточных странах, как например в Аравии, неприятно и вредно отзывается на зрении, и туземцы ложась спать на открытом воздухе во время полнолуний всегда закрывают свои глаза платком или покрывалом. И действительно, лунный свет здесь поражает и удручает зрение даже сильнее чем самое солнце и влечет за собою различные глазные болезни, если только при этом не накрывать лицо чем либо во время ночного сна. У Екклезиаста померкающий свет солнца, луны и звезд служит изображением старости. “Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новые тучи вслед за дождем” (12:2). У пророков и в Н.З. изменения в солнце, луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. “В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его” (От 21:1-24, 22:5). Круг луны. Счисление времени по месяцам было в глубокой древности. У Евреев год делится на 12 лунных месяцев. То же счисление остается у них и принято всеми до настоящего времени. Но так как лунный год менее солнечного на 10 дней и 21 час, то в Пасхалии Христианской церкви для определения дня Пасхи установлен круг луны, происхождение которого следующее: Празднование Пасхи Еврейской начинается с вечера 14 дня мартовской луны и продолжается 7 дней. Относительно времени празднования Пасхи Христианской в продолжение первых двух веков после Р.Х. не было общего согласия. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с Иудеями. От сего происходило, что Пасха приходилась в разные дни недели, а это не соответствовало Христианскому понятию о дне воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Такое разногласие было причиною споров и пререканий между церквами. Вселенский Никейский собор, бывший в 325 г., постановил: праздновать Пасху в первое воскресенье после мартовского полнолуния, если оно случится после весеннего, равноденствия или в один день с ним. В основании же пасхальных расчетов на том же соборе принят 19 летний круг луны, так как все фазы луны от новолуния до новолуния происходят в те же дни и числа чрез 19 лет.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990