королевский дворец в Париже, возведен на месте старого замка в XVI—XIX вв., с 1791 г. художественный музей с богатейшим собранием древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства.
ЛУВР
ЛУВР
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Лувр
Ср.-век. королевский дворец в Париже. В 1793 объявлен «Musee francais» и стал первым нац. музеем, открытым для широкой публики и использовавшимся для просвещения народа; в нем хранились захвач. Наполеоном произведения искусства, в том числе многочисл. древности античной эпохи. После возвращения трофеев его собрания пополнялись за счет закупок. Наряду со знаменитыми скульптурами («Ника Самофракийская», «Венера Милосская») в Л. хранится превосходное собрание греч. ваз и античных гемм.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛУВР
Louvre) - бывший дворец франц. королей, с 1793 - художеств. музей, одно из величайших художеств. хранилищ мира. Наз. Л. происходит, вероятно, от позднелат. lupara - места сбора охотников на волков. Сооружен на месте воздвигнутого в 13 в. королев. охотничьего замка, перестроенного в конце 14 в., при Карле V, во дворец (арх. Р. де Тампль), к-рый стал королев. резиденцией. В 1541, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-74 по проекту крупнейшего архитектора франц. Возрождения П. Леско создано одно из лучших сооружений эпохи. В 1578, в связи с предпринятым Екатериной Медичи строительством дворца Тюильри (1564; арх. Делорм; разрушен в 1871), было начато строительство галереи (арх. Метезо), соединившей Л. с новым дворцом. С 1595 начались работы (арх. Дюсерсо и др.) по надстройке этой первоначально одноэтажной галереи. С 1624 по проекту арх. Ж. Лемерсье создается композиция замкнутого прямоугольника "Старого Лувра", заключающего квадрат внутр. двора. Работы Лемерсье были продолжены Л. Лево (с 1659) и врачом К. Перро (1667-74, знаменитая колоннада вост. фасада - шедевр франц. классицизма, часть юж. фасада). В конце 17 в., после переезда двора в Версаль, Л. перестал служить королев. резиденцией. При этом Л. оставался хранилищем корол. коллекций и начал использоваться для нужд Академии художеств. 3 мая 1791 декретом Конвента Л. был объявлен Нац. музеем и 8 нояб. 1793 открыт для публики. Одним из первых хранителей музея Л. был историк и археолог Э. К. Висконти. В период наполеоновских войн в Л. помещался музей Наполеона, где хранились вывезенные из Италии произведения искусства. Богатые, но тяжелые фасады "Нового Лувра" (строился в 1805-15 и 1852-57) лишь отдаленно напоминают "Старый Лувр". В 1931 начаты реорганизация музея Л. и систематизация коллекций, продолженные после реэвакуации в 1945. Собрание Л. делится на шесть отделов: антич. искусство (в т. ч. статуи Венеры Милосской, Ники Самофракийской, одно из лучших собраний греч. ваз и антич. гемм); егип. древности; вост. древности (лучшее после Брит. музея собрание памятников ассирийской и финикийской культуры); скульптура (начиная от ср. веков); живопись и рисунок (лучшее собрание работ Леонардо да Винчи, самая полная коллекция франц. школы); прикладное искусство. В Л. имеется библиотека искусств и археологии (80 тыс. тт.). Лит.: Hautecoeur L., L´histoire des ch?teaux du Louvre et des Tuileries..., P.-Krux., 1927; Blum A., Le Louvre, du palais au mus?e, Gen., 1946. В. Г. Кисунько. Москва.