Львов Алексей Федорович - см. в статье Львовы (русские музыкальные деятели) .
Львов Алексей Федорович
— директор придворной певческой капеллы, автор музыки русского народного гимна; род. в Петербурге 25 мая 1798 г. Отец его, Федор Петрович Львов, был большим любителем музыки и с 1826 г. состоял директором придворной капеллы. А. Ф. с 7 лет учился игре на скрипке и знакомился с музыкальной библиотекой отца, состоявшей из старинных сочинений; в 1814 г. он поступил в институт инженеров путей сообщения, по окончании которого в 1818 г. произведен был в офицеры и командирован для производства работ в военных поселениях, управляемых тогда гр. Аракчеевым. В феврале 1825 г. Львов вышел в отставку, а в ноябре того же года поступил адъютантом к шефу корпуса жандармов Бенкендорфу, исполняя при нем обязанности секретаря. Государь, соглашаясь на определение Львова на эту должность, сказал Бенкендорфу: "Возьми его, он хороший офицер, сумел восемь лет прослужить у Аракчеева". В 1828 г. Львов с главной квартирой отправился, по случаю войны с Турцией, за Дунай в качестве заведующего делами главной квартиры и находящегося в свите государя "для производства дел, до вояжей относящихся". В 1833 г. по возвращении из заграничного путешествия с государем Львов получил поручение государя написать русский народный гимн. В России до тех пор употреблялась музыка английского национального гимна на слова В. А. Жуковского: "Боже, Царя храни, славному долги дни дай на земли". В своих записках Львов говорит по этому поводу: "задача показалась мне весьма трудною. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа от ученого до невежды". К написанной им музыке Львов просил Жуковского написать слова. Это были слова употребляемого до настоящего времени гимна, первоначально называвшегося "Молитва русского народа". По докладу гр. Бенкендорфа о гимне Львова государь Николай Павлович с императрицей и в. кн. Михаилом Павловичем 23 ноября 1833 г. приехали слушать гимн в певческий корпус, и здесь хор придворной капеллы и два оркестра военной музыки впервые исполнили новое сочинение. Прослушав несколько раз гимн, государь сказал: "Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня". С 25 декабря 1833 г. гимн "Боже, Царя храни" с музыкою Львова стал употребляться в качестве русского народного гимна. В следующем году Львов был назначен флигель-адъютантом и продолжал сопутствовать государю в его поездках по России и за границей.
14 декабре 1836 г. скончался отец А. Ф., и директором придворной певческой капеллы 2 января 1837 г. был назначен он сам, как лично известный государю большой знаток музыки и артист-скрипач. С этого времени музыкальные интересы заполняют всю жизнь А. Ф.; в ближайшие годы он выступил за границей в качестве скрипача-виртуоза и пользовался необыкновенным успехом, засвидетельствованным в словах восторженного отзыва Роберта Шумана, который писал: "если в России играют на скрипке так, как играет г-н Львов, то нам надлежит ехать туда не учить, а учиться". В Петербурге у А. Ф. часто бывали музыкальные вечера, на которых участвовали лучшие музыкальные силы столицы и приезжавшие из-за границы знаменитости. Вечера были удостаиваемы также и Высочайшего посещения. Львов устроил постоянный квартет при участии В. Маурера, Вильде и гр. М. Виельгорского. По инициативе Львова в 1840 г. было основано в Петербурге Симфоническое Общество с целью пропагандировать в то глухое в России для музыки время произведения западноевропейских классиков.
Известен Львов и в качестве композитора. Ему принадлежат: 24 этюда для скрипки, драматический скрипичный концерт, "Le Duel для скрипки и виолончели", "Увертюра С-dur", "Фантазия для скрипки с муж. хором" и др. Оперы: 1) "Bianca е Gualtiero", поставленная в 1844 г. в Дрездене и в 1845 г. в Петербурге; 2) "Ундина" — на текст Жуковского, поставленная в 1849 г. также в Петербурге и возобновленная в 60-х годах; 3) "Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры в 1812 г.", поставленная в сезон 1854—55 г. и 4) оперетта "Варвара". Все эти произведения написаны для своего времени с большим знанием дела, с применением вполне современной музыкальной техники, нередко с творческим подъемом, рельефно выступающим в вокальных частях и хорах последних названных сочинений.
Занимая в течение 24-х лет должность директора придворной певческой капеллы, Львов своими трудами составил себе большое имя в области церковного пения. Деятельность его в этом отношении обширна и обнимает собою все стороны современной ему церковно-певческой жизни. Сюда прежде всего относится издание придворной капеллой образцовых книг церковных напевов, получившее название "Придворного Обихода". То, что понимается теперь в смысле хорового обихода, совершенно не существовало до Львова. Единственным предшествующим обиходу изданием обычных напевов служило напечатанное в 1835 г. "Пение божественной литургии" на два голоса. Оно не могло удовлетворить потребностям даже самой капеллы при отправлении ею церковных служб при Высочайшем Дворе: как не обнимавшее круга церковного года, оно было очень неполно и, будучи далеко несовершенным в гармоническом отношении, допускало возможность уклонений от правильного движения в остальных голосах. В 1846 г. Львов предпринял труд положения на ноты всех духовно-музыкальных сочинений, какие поются в придворных церквах во весь круг года. На это дело он получил предписание министра императорского двора и с помощью учителей пения капеллы (Воротникова, Ломакина и Беликова — инспектора капеллы) благополучно довел его до конца. В 1857 г. "Обиход" был выпущен в свет в двух книгах и с этого времени до конца 60-х годов имел более 12-ти изданий. В "Обиходе" Львова наше обычное пение впервые получило весьма удобную для исполнения нормальным церковным хором и вполне правильную в музыкальном отношении редакцию, остающуюся во всеобщем употреблении до настоящего времени лишь с незначительными изменениями, введенными в 1869 г. преемником Львова, Н. И. Бахметевым. Для своего времени издание было целым событием, так как отсутствие подобного образцового изложения обычных напевов вносило беспорядочность в пение церковных хоров, а восполнение его было не под силу не только отдельным лицам, но и каким-либо другим, кроме капеллы, учреждениям.
Рядом с "Обиходом" нотного церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого, должны быть поставлены многочисленные переложения Львова одноголосных церковных распевов — знаменного, киевского, греческого и др. — на полный хор. Львов предполагал переложить "в гармонию хорного состава все, что Св. Синодом издано в одну строку". Это издание, по мысли Львова, должно было дать вместе с "Обиходом" навсегда полный круг древнего церковного пения в четырехголосном изложении. Желая как можно полнее и основательнее изучить это древнее пение, чтобы критически отнестись даже и к синодальным изданиям, Львов затребовал через Св. Синод сохранившиеся в епархиях старые одноголосные рукописные книги и только после тщательного пересмотра их отказался от мысли воспользоваться ими, как чрезвычайно несовершенными в отношении единства в изложении певческих мелодий. Остановившись, таким образом, на записанных в синодальных изданиях напевах, Львов стал присоединять к ним "гармонию хорного состава", оставляя подлинник, по возможности, неизмененным. Он писал: "здесь моего сочинения нет и быть не может ничего другого, кроме строгого сохранения напевов и правильного приложения к оным гармонии". Таким образом Львов понимал задачу гармонизации не в широком позднейшем смысле этого слова, имея в виду дать мелодии ясное и подходящее гармоническое освещение, но лишь в смысле простого положения мелодии на хор. Индивидуальные особенности напевов и отдельных мелодических оборотов в них нисколько не повлияли на характер многоголосной обработки их, и приложение гармонии хорного состава производилось с заранее выработанными определенными приемами. Однако труды Львова представляли серьезную ценность. Уже сама мысль о надобности гармонизовать полный церковный круг древних напевов для сороковых годов 19-го столетия была замечательной; она с большою пользою отвлекала внимание хоров от распространившегося в то время пристрастия к творениям провинциальных самоучек-композиторов и имела целью дать прямо на клирос, в руки певцам, в музыкальном отношении правильно, а нередко и красиво сделанные переложения древних напевов. Несмотря на многочисленные препятствия начатому делу и обширность самого труда, Львов в 1859 г. напечатал и издал: Утреню греческого распева. Воскресные утренние антифоны, Воскресные и праздничные ирмосы — того же распева, Октоих и Сокращенный Ирмологий знаменного распева. В непосредственной связи с работами по гармонизации древних напевов должны быть поставлены те сочинения Львова, которые явились результатом изучения своеобразного материала в виде множества одноголосных мелодий, т. е. его небольшое сочинение "О свободном или несимметричном ритме", и написанные в несимметричном же ритме духовно-музыкальные произведения. До Львова никому не приходило в голову мысль отказаться при обработке церковных мелодий от обычных тактовых делений, в подлиннике совершенно отсутствующих. Все писали музыку на прозаический церковный текст, подчиняя его деление искусственной тактовой симметрии. Львов первый угадал в нашем церковном пении зависимость чередования акцентов с ритмически сильными повышениями слогов текста, и первый из этого наблюдения сделал вывод о надобности большего соответствия между характером содержания, движением мелодии, с одной стороны, — и ритмическими акцептами текста, с другой. Несомненно, что этот новый взгляд имел существенное значение для развития русского церковного пения и принес уже осязательные для нашего времени плоды. "Если не ошибаюсь, — писал Львов, просека в лесу сделана". Произведения, написанные Львовым в виде применения к делу найденного им нового и вполне верного закона, до сих пор не утратили своего значения образцовых по фразировке композиций, напр., "Уязвенную мою душу", "Виждь твоя пребеззаконная дела" и др.
От Львова мы имеем до 40 оригинальных духовных композиций, между которыми 4 концерта. В этих сочинениях, отдаваясь свободному творчеству, не чувствуя себя стесненным какими-либо побочными соображениями, Львов обнаруживает сильное религиозное чувство и проникновенность содержанием церковных песнопений. В музыкальном отношении они стоят также весьма высоко в ряду первоклассных сочинений первой и даже второй половины 19 в. Сюда могут быть отнесены в особенности: Херувимская песнь № 1, "Достойно есть" № 2, "Вечери Твоея тайные", концерт "Приклони, Господи, ухо Твое" и др.
За время управления Львовым придворной капеллой значение этого учреждения возросло в сильной степени. Он довел пение капеллы до высокого совершенства и именно к капелле его времени относятся восторженные похвалы Берлиоза, который, между прочим, сказал: "сравнить хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с этими дивными певцами, — то же, что сравнивать несчастную маленькую труппу пилил третьестепенного итальянского театра с оркестром Парижской консерватории". За время Львова капелла начинает впервые выступать в духовных концертах, которые не могли не иметь воспитательного и художественного значения для русского хорового пения.
Одновременно Львов заботился о надлежащем обеспечении певцов капеллы, учредив в 1851 г. так называемый вспомогательный капитал для вдов и сирот придворных певчих, а также и о судьбе малолетних певцов, устроив для них возможность по спадении с голоса получить музыкальное образование в инструментальном классе при капелле.
В заботах о распространении упорядоченного после издания придворного обихода церковного пения по всем церквам России, Львов неминуемо должен был взять на себя и труд необходимой подготовки опытных руководителей пения, регентов, для чего учредил при придворной капелле регентский класс. При тогдашнем совершенном отсутствии музыкально-педагогических учреждений это отвечало насущной потребности, и Св. Синод, видя надобность образования регентов, издал — по инициативе Львова, — в 1849 г. указ, по которому обучение хоров должно быть непременно поручаемо только лицам, получившим аттестаты от придворной капеллы. Другая цель такого образования состояла в том, чтобы "воздержать, как говорит указ Св. Синода в 1847 г., от пения в церквах нотной музыки, и в особенности концертов, исполнение которых весьма затруднительно и требует для обучения оным регентов с большими познаниями, что весьма редко встречается". Епархиальные и полковые регенты, певчие, желавшие обучать пению, стали призываться в капеллу, учились здесь и возвращались в свои хоры полноправными руководителями. В соответствие с таким значением капеллы для регентов Львов, имея в виду состоявшееся еще при Бортнянском Высочайшее повеление о непечатании духовно-музыкальных сочинений иначе, как по одобрении их директором капеллы, сохранил за этой должностью руководственное право одобрения или неодобрения вновь появлявшихся духовно-музыкальных произведений и даже само сочинение новой музыки разрешал лишь тем, кто прошел регентский курс в капелле и получил высший аттестат. Вследствие этих мероприятий, весьма тесно одно с другим связанных, придворная капелла, какою ее оставил Львов в 1861 г., не может быть и сравниваема с той, в управление которой он вступил в 1837 г. Она получила значение центрального учреждения, ведавшего музыкально-певческое дело всей православной России.
В 1861 г. здоровье Львова было уже подорвано выпавшими на его долю многочисленными заботами и трудами; к общему нездоровью присоединилась еще глухота, и 22 июня 1861 г. он, согласно прошению, был уволен от должности директора придворной капеллы и последние годы до самой смерти провел вне отношений к музыкальному миру. Скончался Львов 16 дек. 1870 г. в имении своем Романи, близ Ковно. Погребен в ближайшем к именью Пожайском монастыре.
"Записки Алексея Федоровича Львова" ("Русский Архив" 1884 г., т. II и III). — "Записки Елизаветы Николаевны Львовой" ("Русская Старина" 1880 г., кн. ІII). — "Львов, А. Ф. Очерк его музыкальной деятельности". СПб. 1896 г. — Финдейзен Н., "А. Ф. Львов". Биография ("Русская Музыкальная Газета" 1895 г., №№ 7 и 8). — Берс А., "А. Ф. Львов как музыкант и композитор", СПб., 1900 г. — "Иллюстрированная Газета", 1871 г., № 2. — Геннади, "Справочный словарь о русских писателях и ученых", т. II, стр. 263. — "С.-Петербургские Ведомости", 1852 г., № 10. — "Голос", 1870 г., № 353. — "История оперы в лучших ее представителях", М., 1874 г. — Прибавления к "Воронежским Епархиальным Ведомостям", 1871 г., № 5. — "Всемирная Иллюстрация", 1871 г., №№ 107, 108. — "Казанские Губернские Ведомости", 1871 г., № 6. — "Сын Отечества", 1871 г., № 2. — "Русский Архив", 1871 г., №№ 7—8. — Лисицын М., "А. Ф. Львов", СПб., 1899 г. — Татевский сборник, СПб., 1899. — "Русская Старина", 1900 г., № 4.
А. Преображенский.
{Половцов}
Львов, Алексей Федорович
— композитор и скрипач (1798—1870). Его отец, страстный любитель-музыкант и бывший директором придворной певческой капеллы с 1816 по 1835 гг., содействовал его музыкальн. развитию. Л., окончив Институт путей сообщ., служил в военных поселениях Аракчеева, позже был флигель-адъютантом. В 1833 г. по поручению имп. Николая Л. сочинил народный гимн, к которому были написаны стихи Жуковского. "Я чувствовал, — говорил Л., — надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, годный для войска, годный для народа — от ученого до невежды". После смерти отца Л. был назначен директором придворной певческой капеллы и пробыл в этой должности по 1861 г.; ко времени директорства Л. относится гармонизация и приведение в порядок всего годичного обихода. Л. написал много оригинальных сочинений для церкви: "Иже херувимы", "Вечери Твоея тайные", концерты и пр., всего 48 номеров. Как скрипач, Л. два раза с успехом концертировал за границей. В начале 40-х гг. Л. написал оперу "Бианка", которая была дана в Дрездене и Петербурге в 1844 г. (в Имп. итальянской опере). Вторая опера его, "Ундина", была поставлена в 1847 г. на сцене русской оперы; позднее Л. написаны еще две небольшие оперы — "Русский мужичок" и "Варвара". "Ундина" в 60-х годах была возобновлена на сцене Мариинского театра. Оперы Л. большого успеха не имели. Он написал еще "Stabat Mater", переложил для хора и большого оркестра "Stabat Mater" Перголезе; для скрипки им написаны фантазия с оркестром, концерт и пр. Ему принадлежат статьи "О свободном или несимметричном ритме" (1858), "О пении в России" и др. См. "Записки Л." (в "Русском архиве", 1884), "Записки мачехи Л." (в "Русской старине", 1880), "Русская музыкальная газета" (1895), "Biographie universelle des musiciens" Фетиса.
Н. С.
{Брокгауз}
Львов, Алексей Федорович
— сын Федора Петровича Л., род. 25 мая 1798 в Ревеле, ум. 26 декабря 1870 в имении своей дочери Романе, близ Ковно. Первоначальное музыкальное образование получил дома; окончив 1818 корпус инженеров путей сообщения, начал службу в военных поселениях гр. Аракчеева и через 8 лет сделался заведующим делами Имп. Главной Квартиры. Здесь Л. имел возможность заниматься музыкой и переложил для оркестра с хором Stabat Mater Перголезе, исполненное в 1831 в концерте СПб. Филармонического Общества. В ноябре 1833 Л. написал гимн "Боже царя храни" (на текст Жуковского), исполненный публично впервые в московском Большом театре 6 декабря 1833. Гимн приблизил Л. ко двору; 1837 он был назначен директором придворной капеллы (после своего отца) и занимал эту должность до 1861. Л. известен как отличный скрипач-квартетист, приобретший почетную известность и за границей (Лейпциг, Берлин, Париж). Он был знаком с Мейербером, Мендельсоном, Берио, Паганини; Р. Шуман дал восторженный отзыв о его игре. В СПб. у Л. составился постоянный квартет (В. Маурер, Вильде, гр. М. Виельгорский), собиравший вокруг себя лучшее музыкальное общество того времени, известных артистов и певцов. Л. сам писал для скрипки концерты, фантазии (Le Duel — для скрипки и виолончели, 24 Caprices и др.). Оперы Л. успеха не имели ("Bianca e Gualtiero", Дрезден 1844, СПб. 1845; "Ундина", СПб. 1846; "Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры", СПб., 1854; оперетка "Варвара").
В области церковного пения Л. принадлежит инициатива солидного труда по изданию полного круга простого нотного пения на 4 голоса (в отдельных книгах), заключающего в себе службы целого года. Переложения составлялись сначала учителем капеллы Воротниковым (см.), а потом Ломакиным (см.), но большею частью известны под именем Львовских переложений. Собственные переложения Л. не вошли в этот круг и печатались отдельно. В общем духовно-музыкальные произведения Л. значительно выдаются из среды произведений других авторов формой, соответствующей содержанию художественностью обработки и в то же время стремлением избежать искусственности. К школе Л. принадлежат — Ломакин, Виноградов и др. Лучшими произведениями Л. признаются — "Херувимская песнь" № 1, "Достойно есть" № 2, "Вечери твоея тайныя" и переложения, написанные в несимметричном ритме, самая мысль о котором также принадлежит Л. и изложена им в брошюре "O свободном или несимметричном ритме". (СПб. 1858; немецкий перевод Минцлова издан в 1859). Несколько изданий выдержали "Советы начинающему играть на скрипке" (изд. 2-е, М. 1885). Кроме того, Л. известен как устроитель благотворительных симфонических концертов в СПб. и как деятельный директор придворной капеллы, учредивший в 1839 инструментальные классы, существовавшие по 1845 и возобновленные в 1856. К концу жизни Л. стал терять способность слуха; погребен близ Ковно в Пожайском монастыре. Автобиографические записки Львова напечатаны в "Русском Архиве" за 1884. См. также записки Е. Н. Львовой, "Русская Старина", 1880.
(П.).
{Риман}
Львов, Алексей Федорович
композит. церковного пения и музыки, директор Им. певческой капеллы, обер-гофмейстер; р. 25 мая 1799 г., † 1870 г. 16 декабря, в имении близ Ковно.
{Половцов}
Львов, Алексей Федорович
(род. 5.VI.1798 в Ревеле, ум. 28.XII.1870 в имении Романь, близ Ковно) — рус. скрипач, композитор, дирижер, муз. деятель. Сын Ф. П. Львова (1766—1836) — директора придворной Певческой капеллы. В 1818 окончил Петербургский институт инженеров транспорта. В 1837—61 директор придворной Певческой капеллы, в которой в 1840 открыл инструментальные классы для подготовки оркестровых музыкантов. В 1850 основал Петербургское концертное общество. Концертируя в 1840 в Лейпциге как скрипач под упр. Ф. Мендельсона, сыграл его скрипичный концерт. Р. Шуман писал: "Если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться". Возглавлял струнный квартет, один из лучших в то время в Европе. Был знаком с Ф. Листом, Дж. Мейербером и др. Исполнительская и организационная деятельность Л. способствовала развитию и пропаганде рус. инструментальной (особенно скрипичной) и хоровой музыки. Его сочинения, в некоторой части повторявшие образцы зарубежной музыки, хотя и основаны на национальном фольклоре, значительной роли в развитии рус. муз. творчества не сыграли.
Соч.: 3 оперы, в т. ч. "Бианка и Гвальтьеро" (1844), "Ундина" (1848); Концерт для скр. с орк., фантазия для скр. и влч. "Le duel"; романсы, хоры, культов. произв., сольные пьесы для скр.; книги "О свободном или несимметричном ритме" (1858), "Советы начинающему играть на скрипке с 24 муз. примерами" (совм. с В. Одоевским, 1859), "Записки" (1884) и др.