Лысенко, Николай Витальевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Лысенко Николай Витальевич
(1842–1912) - композитор, основоположник национальной классической музыки. Учился в частном пансионе Киева (1852– 1855) и во 2-й Харьк. гимназии (1855–1859). В Х-ве жил в семье профессора Н.Д. Борисяка, брал уроки музыки у Н.Д. Дмитриева. В 1859 поступил на природоведческий факультет Харьк. университета, через год перешел в Киевский университет, который окончил в 1864. В 1882–1885 вновь в Х-ве. Здесь он создает оперы - «Рождественская ночь» (2-я ред. 1882), «Утопленница» (1885, по сюжету «Майской ночи» Н.В. Гоголя), которые ему не разрешили поставить в Киеве. На одном из «детских утр» Харьк. музыкального кружка под руководством П.И. Кравцова в марте 1899 была поставлена его детская опера «Коза-Дереза». Вершиной его оперного творчества стала народная эпопея «Тарас Бульба» (1890, по одноименной повести Гоголя), впервые поставленная в Х-ве в 1924. В Х-ве торжественно отмечали 35-летие его творческой деятельности в Драматическом и Малом театрах в присутствии самого юбиляра (1904). Его именем названа улица в Октябрьском районе (Липовая Роща), в 1944 Харьк. театру оперы и балета присвоили его имя. В старом здании театра был установлен бюст композитора.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Лысенко, Николай Витальевич

(род. 22.III.1842 в с. Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губ., ум. 6.XI.1912 в Киеве) — укр. композитор, пианист, хоровой дирижер, фольклорист, педагог, муз. деятель. В детстве обучался игре на фортепиано, дальнейшее муз. образование получил в Лейпцигской консерватории (1867—69). В 1874—76 занимался в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова. Поддерживал дружеское общение с А. Бородиным, М. Мусоргским, В. Стасовым, неоднократно встречался с П. Чайковским. Выступал как пианист-солист, совершал концертные поездки по Украине во главе организованных им хоров. Вел обширную многостороннюю работу по изучению укр. народного муз. творчества. В 1904 основал Музыкально-драматическую школу в Киеве. Л. вошел в историю как основоположник укр. классической музыки. Его творчество, разнообразное по жанрам, опирается на эстетические и творческие принципы рус. муз. классики, развитые им с применением национального муз. фольклора. Выдающееся значение имеет его многолетний труд по изучению и обработке укр. народных песен.


Соч.: 11 опер, в т. ч. "Рождественская ночь" (1874), "Утопленница" (1885), "Наталка Полтавка" (1889), "Тарас Бульба" (соч. 1890, пост. 1924), "Энеида" (1911), дет. оперы "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцкий" (1891), "Зима и Весна" (1892); 3 кантаты, хоры с орк. и др. вок. соч. (всего 84), вошедшие в цикл "Музыка к “Кобзарю” Т. Шевченко", фантазия "Козак-шумка" и др. произв. для орк.; Квартет, Трио; пьесы для фп.; вок. дуэты, романсы, св. 600 записей и обр. укр. нар. песен и др.; статьи, исслед. В 50-х гг. издано его Полн. собр. соч.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЛЫСЕНКО Николай Витальевич
(22 III 1842, с. Гриньки, Полтавской обл. - 6 XI 1912, Киев)
Свою разностороннюю деятельность (композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель) Н. Лысенко посвятил служению национальной культуре, он явился основоположником украинской композиторской школы. Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей талант Лысенко. Его детство прошло на Полтавщине. Игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего - народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал, - «весь тот богатый материал не пропал даром», - пишет Лысенко в автобиографии, - «будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, сызмальства душою воспринятый, сердцем освоенный».
В 1859 г. Лысенко поступил на факультет естественных наук Харьковского, затем Киевского университета, где сблизился с радикально настроенным студенчеством, с головой окунулся в музыкально-просветительскую работу. Его сатирическая опера-памфлет «Андриашиада» вызвала в Киеве общественный резонанс. В 1867-69 гг. Лысенко учился в Лейпцигской консерватории, и подобно тому, как молодой Глинка, будучи в Италии, осознал себя в полной мере русским композитором, Лысенко в Лейпциге окончательно укрепился в намерении посвятить свою жизнь служению украинской музыке. Он завершает и издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над грандиозным (83 вокальных сочинения) циклом «Музыка к "Кобзарю"« Т. Г. Шевченко. Вообще украинская литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко. Именно через украинскую поэзию входит в его творчество тема социального протеста, определившая идейное содержание многих его произведений, начиная с хора «Заповiт» (на ст. Шевченко) и кончая песней-гимном «Вечный революционер» (на ст. Франко), впервые прозвучавшей в 1905 г., а также оперой «Энеида» (по И. Котляревскому - 1910) - злейшей сатирой на самодержавие.
В 1874-76 гг. Лысенко занимался в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», В. Стасовым, много времени и сил отдавал работе в Музыкальном отделе Соляного городка (место промышленных выставок, там устраивались концерты), где бесплатно руководил любительским хором. Опыт русских композиторов, усвоенный Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей. «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь», - писал Лысенко И. Франко в 1885 г. Композитор вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал многочисленные обработки народных мелодий (свыше 600), написал несколько научных работ, среди которых наиболее значителен реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем» (1873). Однако Лысенко всегда выступал против узкого этнографизма и «малороссийщины». Его в равной мере интересовал фольклор других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни, а руководимый им хор имел в своем репертуаре профессиональную музыку европейских и русских композиторов от Палестрины до М. Мусоргского и К. Сен-Санса. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.
В творчестве Лысенко преобладают вокальные жанры: опера, хоровые сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений. Но именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра. Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая комическая опера «Наталка-Полтавка» (по одноим. пьесе И. Котляревского - 1889) и народная музыкальная драма «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя - 1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, эта опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 г. Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам. При активном участии Лысенко в 1904 г. в Киеве была открыта музыкально-драматическая школа (с 1918 г. музыкально-драматический институт его имени), в которой получил образование старейший украинский композитор Л. Ревуцкий. В 1905 г. Лысенко организовал общество «Баян», спустя 2 года - Украинский клуб с музыкальными вечерами.
Отстаивать право украинского профессионального искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях, вопреки шовинистической политике царского правительства, направленной на дискриминацию национальных культур. «Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», - гласил циркуляр 1863 г. Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной прессе, но чем активнее становились нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности. Неутомимая подвижническая деятельность Лысенко получила высокую оценку и у его соотечественников. 25- и 35-летний юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. «Народ понял величие его работы» (М. Горький). /О. Аверьянова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.