(Караулов Модест Николаевич). Род. 1882, ум. 1934. Исполнитель на домре, дирижер, музыкальный деятель, этнограф. Создатель 4-струнной домры собственной конструкции. Создатель квартета четырехструнных домр (1915), ансамбля народной песни (1916), первого профессионального Государственного оркестра домр (1919) и др. В 1918—22 гг. был руководителем секции народных инструментов Пролеткульта. Автор сборников обработок песен и романсов для четырехструнной домры. С 1925 г. заслуженный артист РСФСР.
ЛЮБИМОВ Григорий Павлович
ЛЮБИМОВ Григорий Павлович
настоящие фамилия и имя Караулов Модест Николаевич, 1881–1934) — исполнитель на народных инструментах, организатор самодеятельных оркестров русских народных инструментов. Родился в Санкт-Петербурге, музыкальное образование получил в Московском музыкально-драматическом училище. За участие в революции 1905–1907 гг. был сослан в Сибирь. Л. увлекся народными инструментами и создал самодеятельный оркестр народных инструментов. В работе с классическим репертуаром он испытал затруднения с инструментовкой и голосоведением. Это побудило его заняться усовершенствованием народных инструментов по образцу струнных смычковых симфонического оркестра. В 1908 г. он сконструировал свою первую 4-струнную домру, которая настраивалась по квинтам. Для производства новых инструментов Л. привлек талантливого мастера С.Ф. Бурова. Развивая свою идею, Л. постепенно создает домры пикколо, альт, тенор и бас. Он собирает сначала домровый квинтет, а затем домровый оркестр, который выступает как с собственным репертуаром, так и аккомпанируя певцам — исполнителям народных песен. После революции Л. несколько лет работал в Пролеткульте и сумел продвинуть идею расширения производства своих домр как народных инструментов. Домра Л. действительно приобрела в народе популярность, неуклонно росло количество самодеятельных домровых ансамблей. Л. принимал деятельное участие во многих самодеятельных мероприятиях, в т. ч. в организации музыкальных олимпиад в Москве. Оркестр, которым руководил Л., получил в 1919 г. статус профессионального и государственного, для него писали музыку А.Т. Гречанинов и А.Д. Кастальский, он с успехом гастролировал в странах Европы. Свой оркестр Л. использовал также как своеобразную творческую лабораторию, пробуя все новые и новые, усовершенствованные им инструменты. К таковым относились пастушья свирель и жалейка, получившие хроматический звукоряд, восточный смычковый инструмент кеманча, дудук и др. По инициативе Л. изучение народных инструментов было введено в Московской консерватории, где он преподавал в последние годы жизни. (М. К.)Соч.: Из прошлого русской народной музыки // Горн. 1918. Кн. 1. С. 61–63; Народные инструменты и их значение в музыкальном просвещении масс. // Горн. 1919. Кн. 2–3. С. 99–105; Музыка в рабочем клубе // Музыкальная новь. 1924. № 6–7. С. 18; Спор о домре и балалайке // За пролетарскую музыку. 1930. № 9. С. 9–12. Лит.: Киселев М. Любимов Г.П. // СМ. 1934. № 9; Кудрявцев Н. Любимов. Г.П. // Музыкальная самодеятельность. 1934. № 8–9. С. 42–44.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010