ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ (САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ (САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
художественнотворческая деятельность в свободное от работы (обеспечивающей материальные средства для существования) время. Самодеятельный художник-любитель (актер, музыкант, танцор), не имеет профессионального художественного образования, его публичные выступления не оплачиваются. (В конце 90-х гг. XX — начале XXI в. этот принцип нарушается. Многие любительские коллективы выходят на художественный рынок.) Произведения индивидуального и коллективного любительского творчества нередко достигают высокой степени художественной ценности, обеспечиваемой талантом, самоотдачей и серьезным профессиональным самообразованием. Следует учитывать, что в разные периоды ХХ столетия для обозначения внепрофессиональной художественной деятельности использовались разные термины. До 1917 г. эта сфера определялась как любительство. В период Гражданской войны, военного коммунизма понятие «любитель» было отвергнуто идеологами Октября как классово чуждое, характеризующее развлечения эксплуататорских классов (дворянства, буржуазии, мелкобуржуазной интеллигенции). Внепрофессиональное творчество масс — участников и сторонников революционного преобразования России — именовалось красноармейским, пролетарским, рабоче-крестьянским. Множество начинаний с непрофессиональными участниками обретало статус студий (см.: Студия театральная, Студии Пролеткульта, Агитационно-массовое искусство, ТРАМ). Термин «самодеятельное художественное творчество» (самодеятельный театр, хор, танцевальный коллектив и т.п.) стал активно внедряться соответствующими органами «управления культурой» в 1930-х гг. как понятие, отражающее движение страны к бесклассовому обществу (17-й съезд партии в 1934 г. объявил, что главная цель новой власти — построение социализма — достигнута, 18-й съезд в 1939-м — что советское общество после ликвидации капиталистических элементов состоит из трех дружественных классов — рабочего класса, колхозного крестьянства и новой — народной — интеллигенции). В эти годы неумолимо набирал силу процесс приведения всего художественного творчества к общему знаменателю, социалистическому реализму, к единой модели общенародной социалистической культуры. К примеру, в театре выстраивалась строго пирамидальная структура, охватывавшая профессиональный и самодеятельный театр. Наверху — МХАТ им. А.М. Горького, «театр образцовых приемов актерского мастерства», ниже — «все другие театры», которые тянутся к «вышке», еще ниже — «образцовые» самодеятельные коллективы, наконец — «все самодеятельные кружки», которые изучают «законы глубокого реалистического искусства».С конца 1950-х гг. (оттепель) состав понятий, определявших внепрофессиональное творчество масс, расширяется. Слова «самодеятельное», «любительское» функционируют как синонимы. «Самодеятельные коллективы организуются при заводах, клубах, дворцах культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т. д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружке со своей основной профессией» (Театральная энциклопедия. Т. IV. М., 1965. С. 827). В целях выделения «высшей формы художественной самодеятельности» (любительского творчества) вводится звание «народный» коллектив (театр, хор, оркестр и др.), лучшим детским коллективам присваивается звание «образцовый» (см.: «Народные» театры). В 1970-х гг. вновь, как и в 1920-е гг., широко распространяется самонаименование — студия, которым создатели коллективов, их руководители подчеркивают, с одной стороны, направленность на систематическую учебу, овладение основами мастерства, с другой — экспериментальный, поисковый характер деятельности (см.: Студийное движение). Определения «любительский», «народный», «студия», реже — «самодеятельный коллектив» действуют в сфере непрофессионального творчества и в постсоветской России, часто объединяясь в различные словосочетания типа: народный коллектив — студия; народный коллектив — любительский театр; любительский театр-студия и т. п. (А. Ш.) Лит.: Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. В 3 т. СПб., 1999–2000.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010