Люценко, Любовь Николаевна

Найдено 1 определение
Люценко, Любовь Николаевна

— русская певица (драматическое сопрано). Род. в 1856 г. Дебютировала впервые на киевской сцене, служила много лет в провинции, выступала в Москве и СПб. на императорских сценах, имела успех и за границей. С 1891 г. занимается музыкально-педагогической деятельностью (сначала в Казани, затем в СПб.).


Н. Б—н.


{Брокгауз}





Люценко, Любовь Николаевна


(1856, Киев — ?) — арт. оперы (драм. сопрано), педагог. Образование получила в венском ин-те "Фрелих". В юности принимала участие в любительских спектаклях. В 1869—74 обучалась пению в Моск. конс. (кл. А. Осберга и Дж. Гальвани; теоретич. предметы проходила у Н. Кашкина), позднее совершенствовалась в пении и сцен. искусстве у И. Сетова. При поддержке последнего выступила в 1874 на сцене Киев. оперы, дебютировав в партии Антони-ды, затем пела здесь один сезон и в сезоне 1880/81. В 1875—76 выступала в Одесском оперном т-ре. В 1876—80 солистка моск. Большого т-ра, в 1880—81 — петерб. Мариинского т-ра, в 1882—83 пела в Венской опере, в 1883—85 — в оперных т-рах Австрии. Вернувшись в Россию, выступала в провинции, в Тифлисе и Батуми (1892). Обладала звонким, сильным, ровным голосом, ярким актер. дарованием, имела обаятельную сцен. внешность. В критике отмечалось, что своим голосом и драм. талантом арт. заставляла забывать о недостатках ее вокальной школы и несовершенстве муз. техники.


1-я исп. на сцене Большого т-ра партии А и д ы. Лучшая партия: Галька. Один из современников певицы писал, что Л. "вложила столько теплоты и страстности в создание симпатичного типа Гальки, что не могла не произвести чарующего впечатления"*.


Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Наталья ("Опричник"); Агата ("Вольный стрелок"), Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Матильда. Партнеры: А. Барцал, А. Додонов, А. Ляров, И. Матчинский, А. Святловская, Ф. Шаляпин. Пела п/у И. Альтани, Э. Бевиньяни, Э. Направника.


Выступала в концертах, в к-рых исп. романсы укр. композиторов и укр. нар. песни. Талант певицы высоко ценил Г. Ларош.


С 1891 вела пед. работу в Казани, где открыла кл. пения. В нач. XX в. преподавала в Петербурге, затем в Киеве (с 1906 — в муз.-драм. школе при ведомстве внутренних дел). Ученики: А. Бармич, Н. Ван-дер-Вейде, В. Златогора, В. Клопотовская, Е. Ковелькова.


Лит.: Лишин Г. А.* Бенефис г-жи Люценко // Муз. свет. 1877. № 1. С. 140; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973; Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 165—166.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008