Люцернов, Иван Гаврилович - видный деятель раскола (1836 - 1888). Учился в саратовской семинарии, был сельским священником. Поступив в Казанскую духовную академию, он терпел страшную нужду: ему приходилось, учась, поддерживать существование семьи, лечить больную жену, служить по найму обедни. В это время он до фанатизма ненавидел раскол, видя в нем продукт народного невежества. Близкие сношения с раскольниками изменили, мало-помалу, взгляды Люцернова. В 1880 г. он представил в совете казанской академии диссертацию: ""Исторический обзор пастырской, учительной, руководительной и религиозно-воспитательной деятельности в христианстве"", отвергнутую академией за рационалистическое направление и неправославное учение о происхождении церковной иерархии. В 1884 г. Люцернов, после ревизии С.И. Миропольского , был уволен от должности, которую занимал в тобольской семинарии, и в том же году перешел в раскол. Некрологи Люцернова объясняют этот факт его честолюбием и стремлением к материальным выгодам, но Г.И. Успенский (""Сочинения""), лично знавший Люцернова, рисует его человеком, преданным идее. Люцернов написал: ""Самостоятельность церковно-приходских общин в древней Руси"" (""Сам. Епархиальные Ведомости"", 1869, № 6). Несколько его посмертных статей - в ""Старообрядце"" 1888 - 1889 годы.
Люцернов Иван Гаврилович
— сын священника Саратовской губ., родился в 1836 г., воспитывался в местной духовной семинарии, по окончании курса в которой (1856 г.) со званием студента состоял священником в одном из сел Самарской губ. Но пытливый ум и таившееся в груди честолюбие не давали ему покоя и толкали на другую дорогу. Он бросил приход и, взяв с собою жену и детей, отправился в Казань, где поступил в число студентов Казанской дух. академии. Здесь ему пришлось перенести много нужды. Сначала он служил обедни в разных церквах по найму, а в 1870 г. получил свой приход, который, однако, в следующем году был упразднен. Тогда при содействии одного знакомого профессора университета он получил место священника при университетских клиниках. Ему приходилось в одно и то же время поддерживать существование большой семьи, лечить больную жену, управлять приходом, бегать за 5 верст в академию и составлять лекции профессоров. В этот период времени Люцернов относился очень враждебно к старообрядчеству и видел в нем прежде всего продукт народного невежества. Архиепископ Антоний давал ему разные поручения по части раскола, как человеку до фанатизма ненавидевшему сектантство. Между прочим, ему поручено было написать протест в Синод по случаю избрания в 1871 г. старообрядца Романова на должность казанского городского головы. Этот протест не был уважен, и Люцернов был огорчен этим, как личною неприязнью. Окончив в 1872 г. курс Казанской дух. академии со степенью кандидата богословских наук, он был назначен преподавателем гомилетики в Волынскую дух. семинарию, откуда перемещен был смотрителем в Нолинское духовное училище, Вятской губ. (1873 г.), а отсюда в г. Омск настоятелем тюремной церкви (1876 г.), где преподавал Закон Божий в нескольких учебных заведениях, и наконец в 1877 г. перешел преподавателем гомилетики в Тобольскую духовную семинарию. Но все это не удовлетворяло Люцернова. Он продолжал заниматься учено-богословскими работами, думая этим путем найти удовлетворение своему честолюбию. Но здесь его ожидало начало тех неудач, которые привели к решимости оставить православие и перейти в старообрядчество. В 1880 г. он представил в совет Казанской духовной академии диссертацию на степень магистра богословия, под заглавием: "Исторический обзор пастырской, учительской, руководительной и религиозно-воспитательной деятельности в христианстве". Но эта диссертация, наполненная массою ссылок на ученых богословов западной церкви, не была одобрена академическою конференциею на том основании, что она проникнута рационалистическим направлением и содержит в себе неправославное, заимствованное у Гиббона, учение о происхождении церковной иерархии. После этой неудачи Люцернов оставался преподавателем в Тобольской семинарии лишь до ревизии ее, произведенной ревизором Миропольским. Уволенный от педагогической деятельности в 1884 г., он хотел было поступить на епархиальную службу в Саратовской губ., но не принятый там, уклонился в том же году в раскол из-за материальных выгод и сделался раскольничьим священником в Саратовской губ. В 1885 г., при обыске одного дома крестьянина деревни Нечаевки, Вольского уезда, Люцернова застали за совершением им литургии по раскольничьему обряду. Не лишая его сана, Синод отправил его на покаяние в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он должен был находиться под строгим надзором. Но Люцернов пробыл здесь недолго: в 1886 г. он, при содействии раскольников, бежал из монастыря и, несмотря на принятые к поимке меры, не был отыскан. После этого побега Люцернов был лишен сана и исключен из духовного звания; но это обстоятельство его нисколько не смутило, напротив, он почувствовал себя свободнее и увидел, что может безбоязненнее отдаться своей деятельности среди раскольников, в качестве раскольничьего попа. Поселившись в Саратове, он отправлял разные требы и богослужение не только в Саратове, но и в уездах Саратовской и Самарской губернии. Из Саратова он вскоре переселился в Самару, где и скончался 8 июля 1888 г.
Он напечатал статью: "Самостоятельность церковноприходских общин в древней Руси" ("Самарские Епарх. Ведомости", 1769 г., № 6), а после его смерти несколько статей его помещены были в журнале "Старообрядец".
"Неделя", 1885 г., № 18. — "Самарская Газета", 1888 г., №№ 213, 214. — "Саратовские Епарх. Ведомости", 1888 г., № 24, стр. 840—855. — "Церковный Вестник", 1888 г., № 32, стр. 593. — "Русская Мысль", 1889 г., кн. 8, отд. II, стр. 89—105. — "Северный Вестник", 1889 г., кн. 6, отд. II, стр. 59—61. — "Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии", Казань, 1892 г., стр. 106, 473. — Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. VIII, стр. 71—72.
М. Попов.
{Половцов}
Люцернов, Иван Гаврилович
(1836—1888) — видный деятель раскола. Учился в Саратовской семинарии, был сельским священником, но жажда знаний заставила его поступить в Казанскую духовную акд. Здесь он терпел страшную нужду: ему приходилось, учась, поддерживать существование семьи, лечить больную жену, служить по найму обедни. В это время он до фанатизма ненавидел раскол, видя в нем продукт народного невежества. Близкие сношения с раскольниками, однако, изменили мало-помалу взгляды Л. Окончив курс, он был преподавателем Волынской духовной семинарии, смотрителем Нолинского духовного учил., проф. гомилетики и литургики в Тобольской семинарии. В 1880 г. он представил в совет Казанской акд. диссертацию "Исторический обзор пастырской, учительской, руководительной и религиозно-воспитательной деятельности в христианстве", отвергнутую акд. за рационалистическое направление и неправославное учение о происхождении церковной иерархии. В 1884 г. Л. после ревизии С. И. Миропольского был уволен из семинарии и в том же году перешел в раскол. Некрологи Л. объясняют этот факт его честолюбием и стремлением к материальным выгодам, но Г. И. Успенский ("Сочин.", IV), лично знавший Л., рисует его скорее человеком, преданным идее. Л. написал: "Самостоятельность церковно-приходских общин в Древней Руси" ("Сам. епарх. ведом." 1869, 6); несколько его посмертных статей — в "Старообрядце" 1888—89 гг.
В. К.
{Брокгауз}