М и х а и л Десницкий
М и х а и л Десницкий
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, Александроневской Лавры Священно- архимандрит, Св. Синода Первенствующий Член, Кавалер Орденов: Св. Александра Невского, Св. Анны 1 степени и Св. Иоанна Иерусалимского Капеллан; Действительный Член Академии Российской, Комиссии Духовных Училищ и Совета Человеколюбивого Общества, Почетный – Медикохирургической Академии и Духовных С.-Петербургской и Московской, Обществ Московского – Любителей Российской Словесности и Казанского – Любителей Отечественной Словесности; родился в Московской Епархии Богородицкого уезда в селе Топоркове от Церковного причетника 1761 года Ноября 8, воспитывался в Семинарии Троицкой Сергиевой Лавры, до окончания тамошнего круга наук. А когда в 1782 году открыто в Москве Дружеское Ученое Общество и при оном учреждена Филологическая Семинария для образования 35 питомцев, то по просьбе Общества сего, Преосвященный Платон, бывший тогда Архиепископ Московский, избрал в оную несколько студентов из подведомых ему Духовных Училищ. В числе их был и Преосв. Михаил, в мирянах именовавшийся Матфей Десницкий. Там обучался он наукам и языкам Немецкому и Французскому, а потом 1785 года произведен во Священника к Московской Св. Иоанна Воина Церкви. В сем звании он обратил на себе внимание народа прилежным и порядочным в каждое Воскресенье Проповедованием Поучений и Духовных Бесед, из коих после составил он по материям и издал разные Книги, о коих ниже сказано будет. По вступлении на Престол Государя Императора Павла I, он в 1796 году вызван в С.-Петербург и определен в число Придворных Пресвитеров Соборных. По овдовении же в 1799 году пострижен в Монашество в присутствии Двора в Гатчинской Придворной Церкви и в то же время пожалован Капелланским Крестом Ордена Св. Иоанна Иерусалимского; 23 Ноября того же года произведен во Архимандрита Новгородского первоклассного Юрьева Монастыря, и определен в Члены Св. Синода, с назначением в Законоучители 1-го Кадетского Корпуса; в 1802 году Июня 20 хиротонисан во Епископа Старорусского, Викарного Новгородской Митрополии; в 1803 году июня 17 получил Орден Св. Анны 1-й степени и того же года Декабря 18 переведен Епископом в Черниговскую Епархию и там в 1805 году получил алмазные знаки Аннинского Ордена, а в 1806 году Ноября 18 пожалован Архиепископом. В 1813 году Высочайше повелено присутствовать паки в Св. Синоде, а в 1814 году быть Действительным Членом оного и Комиссии Духовных Училищ. С 1815 года Февраля по 7 Февраля 1816 года ему поручено было управление Псковской Епархией за небытностию Епархиального Архиерея, а 10 Февраля 1816 года пожалован он Орденом Св. Александра Невского. В 1817 году дан ему алмазный Крест на клобук. В 1818 году Марта 26 пожалован Митрополитом Санкт-Петербургским, а Июня 25 и Новгородским. В 1820 году получил он алмазные знаки Ордена Св. Александра Невского, а в 1821 году Марта 24 скончался и погребен в Александро-невской Лавре, в алтаре новопостроенной его попечением Церкви Св. Духа. Из Бесед и Поучений своих, говоренных им в бытность еще приходским в Москве Священником, дополнив их продолжениями, в разных местах говорен-ными, составил и издал он следующие книги: 1) Плач человека Христианина над Духовным пленением Израиля, над разорением внутреннего Иерусалима, над опустошением живого Храма Божия, пять Бесед, напечатано в С-Петербурге 1798 г.; 2) Беседы о покаянии, или изъяснение 50-го Псалма в 6 Поучениях, напечатано в С.-Петербурге 1798 г.; 3) Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового внутреннего Духовного человека, в 2 частях и в 32 Беседах, напечатано в С.-Петербурге 1798 г.; 4) Труд, пища и покой духа человеческого, в 7 частях и 175 Беседах, напечатано в С.-Петербурге 1799–1801 г.; 5) Беседы о воскресении мертвых, в шести Поучениях, напечатано в Санкт-Петербурге 1798 г. Сверх того особо издал он в 1816 г. там же: 6) Беседу о том, что истинный Учитель, верный Наставник, добрый Пастырь, непременяемый Первосвященник, вечный Архиерей, есть единый Господь Иисус Христос; 7) О внутреннем состоянии человека, или рассматривание того, каков человек был прежде, каков он есть ныне и каковым может быть. Все сии книги изданы в 8 долю листа. С 1817 г. в С.-Петербурге начал он вторично издавать все свои сочинения вместе под названием Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные, и в 1820 году кончил все сие издание в 10 Томах, также в 8 долю листа, с приличными при каждом Томе Духовными картинами. Сверх того он часто, а в последние лета жизни почти всегда проповедывал, не писав на бумаге своих Поучений, и редко совершал Литургии без Проповедания. В рукописях его осталось много еще сочинений неизданных, из коих по кончине в 1821 г. напечатаны: Пастырские Наставления, как простолюдинам молиться Богу, в кратких Беседах предложенные; а с 1823–1824 гг. 9 Томов разных книг, из коих в первых шести Томах – Беседы, а в остальных – Катехизис, и в начале последнего Тома присовокуплены некоторые черты Жизни его.