Мачавариани, Алексей Давидович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович
(р. 6 X 1913, Гори)
А. Мачавариани - один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности.
Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни.
В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. - аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани - поэма «Дуб и мошкара» и поэма с хором «Горийские картинки».
Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: «Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк». Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму «Арсен» для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором «На смерть героя» (1948).
В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей.
Величавая оратория «День моей родины» (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название «Утро моей Родины».
Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе «Хоруми» (1949) и в балладе «Базалетское озеро» (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах «Долури, Лазури» (1962). «Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки» назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968).
Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет «Отелло» (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в «Отелло» Мачавариани «раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин». Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны - символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере «Гамлет» (1974). «Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики», - писал К. Караев.
Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет «Витязь в тигровой шкуре» (1974) по поэме Ш. Руставели. «Работая над ним, я испытал особое волнение», - говорит А. Мачавариани. - «Поэма великого Руставели - дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, "наш зов и знамя", если говорить словами поэта». Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием.
В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую («Юношескую»), Пятую и Шестую симфонии, балет «Укрощение строптивой», который вместе с балетом «Отелло» и оперой «Гамлет» составил шекспировский триптих. В ближайших планах - Седьмая симфония, балет «Пиросмани».
«Подлинный художник всегда в "пути". ...Творчество - и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор - Алексей Давидович Мачавариани» (К. Караев). /Н. Алексенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Мачавариани, Алексей Давидович

род. 23 сент. 1913 в Гори. Композитор. Нар. арт. СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую конс. по кл. композиции П. Б. Рязанова (ранее учился у С. В. Бархударяна); в 1937—1940 там же в аспирантуре (рук. П. Б. Рязанов). В 1934—1936 муз. рук. Т-ра муз. комедии в Тбилиси. В 1936—1940 муз. рук. и композитор Экспериментального т-ра в Баку. С 1940 преподаватель Тбилисской конс. (с 1963 проф.). В 1956—1958 худож. рук. Гос. симф. орк. ГССР. С 1953 зам. пред., в 1962—1968 пред. правления Союза композиторов Грузии. В 1962—1972 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премия СССР (1951). Гос. премия ГССР (1971). Большая золотая медаль Галереи искусств "Браидензе" (Италия, 1974).


Соч.: оперы — Мать и сын (либр. собств. по И. Чавчавадзе, Тбилиси, 1945), Гамлет (либр. собств. и Г. Мелива по B. Шекспиру, 1965); балеты — Отелло (по В. Шекспиру, Тбилиси, 1957), Витязь в тигровой шкуре (по Ш. Руставели, 1973); муз. комедия Клоп (по В. Маяковскому, 1978); для солистов, хора мальчиков, хора и симф. орк. — оратория День моей Родины (сл. М. Вершинина, Л. Озерова, 1954); для хора и симф. орк. — поэма На смерть героя (сл. И. Абашели, 1948); для солиста и симф. орк. — Пять монологов (сл. В. Пшавелы, 1967); для симф. орк. — поэма Дуб и мошкара (1939). Горийские картины (1941), сюиты: Мост (1942), Тайна двух океанов (1954), симфонии: I (1947), II (1973), Праздничная увертюра (1950), Грузинская праздничная (1957); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1942); для скр. и симф. орк. — Концерт (1949); для 2 скр., альта и влч. — Десять зарисовок (1977), Квартет (1978); для скр. и ф-п. — пьесы, в т. ч. Долури, Лазури (1951), Четыре пьесы (1966), Шесть пьес (1970); для влч. и ф-п. — Четыре фрагмента (1975); для ф-п. — Хоруми (1939), Скерцо-соната (1940), Эскиз (1947), Экспромт (1947), баллада Базалетское озеро (1951), Четыре пьесы (1951), Детский альбом (1968), Музыкальная юность (33 пьесы, 1974), Грузинские фрески (1975), Танец-поэма, Грузинский танец, Пиросмани (1976); для голоса и ф-п. — Четыре баллады (сл. В. Шекспира, 1968), Два романса на сл. Р. Бернса (1959), песни и романсы на сл. груз. поэтов, в т. ч. Синий цвет, Не грусти, Мать, Родине (сб., 1973); для солистов и хора — баллада-поэма Арсен (сл. нар., 1950); хоры, в т. ч. Долури (1974), Горийская поэма (1977), Ты здесь (1977); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Король Лир" В. Шекспира (Т-р им. Ш. Руставели), "Легенда о любви" Н. Хикмета (Т-р им. К. Марджанишвили); музыка к фильмам, в т. ч. "Каджана", "Тайна двух океанов", "Мост", "Генерал и маргаритки", "Колыбель поэта", "Золотой тропой".





Мачавариани, Алексей Давидович


(род. 6.X.1913 в Гори) — сов. композитор, педагог, муз.-общественный деятель. В детстве учился играть на фп и скр. После переезда в Тбилиси (1931) продолжил занятия музыкой в консерватории (1931—36), первоначально на инструкторском, затем на композиторском факультете. Композицию изучал сперва у С. Бархударяна, на последнем курсе и в аспирантуре (1937—39) — под рук. П. Рязанова. В 1939 приступил к педагогической работе в Тбилисской консерватории (с 1942 ст. преподаватель, ассист. А. Баланчивадзе, с 1952 доцент, с 1963 профессор кафедры композиции). С 1936 муз. руководитель Театра муз. комедии; тогда же активно работал как композитор в Бакинском экспериментальном театре. В 1956—58 худож. руководитель Гос. симф. орк. Грузии. Участник экспедиции по записи груз. муз. фольклора. Наряду с профессиональной работой ведет общественную деятельность. С 1956 секретарь, с 1962 пред. правления СК ГССР, с 1966 секретарь СК СССР; с 1962 чл. коллегии Министерства культуры ГССР, с 1964 чл. худож. совета Министерства культуры СССР, с 1964 президент Муз. секции Груз. общ. культурной связи (ГОКС) с зарубежными странами. Заслуги М. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. ГССР (1950), нар. арт. СССР (1958), награждением орденами Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1973), "Знак Почета" (1963), Лауреат Гос. премий СССР (1951) и ГССР (1970). Музыка М. носит ярко выраженный национальный характер, эмоционально содержательна; воплощая настроения от мужественного и героического до мягкой нежной лирики, разнообразна по жанрам и формам, обнаруживает мастерство композитора.


Соч.: оперы "Мать и сын" (1945), "Гамлет" (соч. 1974); балеты "Отелло" (1957), "Витязь в тигровой шкуре" (1974); оратория "День моей Родины" (1954); 2 симфонии (1947, 1973), поэма "Мумли Мухаса" (1939), поэма с хором "На смерть героя" (1948), Праздничная увертюра (1950); концерты для фп. (1944), для скр. (1950) с орк.; 5 монологов для гол. с орк. на сл. Пшавелы (1962); соч. для фп., в т. ч. Скерцо, Экспромт, Хоруми (1949), баллада "Базельское озеро" (1950), 12 пьес для юношества и др.; 4 пьесы для скр. и фп.; романсы, в т. ч. 4 баллады на сл. Шекспира (1958); хор а капелла (с уч. солистов) "Арсен" на нар. слова (1946); музыка к спект. (ок. 50), к/ф и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008