Магистрат
Магистрат
сословный орган городского управления в России в 1720—1864 гг. Первоначально имел административно-судебные (с 1775 г. — преимущественно судебные) функции.
Магистрат
сословный орган городского управления в Западной Европе в Средние века, в России - с 1720 г. В России назывался и Ратушей (1727 - 1743). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. - преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г.
МАГИСТРАТ
выборный орган городского самоуправления в России в 1720–1885 гг. Первоначально имел административно-судебные, а с 1775 г. преимущественно судебные функции (см. Судебная реформа 1775 г.). В 1723–1724 гг. М. представляли собой выборные коллегиальные учреждения во главе с президентами – в качестве органов местного самоуправления. По указу от 24 февраля 1727 г. все обязанности, связанные со сбором податей в городах, были возложены на городские М. с личной ответственностью их членов за недоимки. В 1727 г. были подчинены губернаторам. В 1728 г. городские М. были заменены ратушами. Восстановлены в 1743 г.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
МАГИСТРАТ
сословный орган городского управления в России с 1720 г. (в 1727-1743 гг. назывались ратушами). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г. В некоторых современных странах - то же, что муниципалитет, орган управления местной власти.
МАГИСТРАТУРА - в Древнем Риме государственная должность. Высшая М. — диктатор, децемвиры, консулы, преторы, цензоры. Низшая М. — народные трибуны, эдилы, квесторы и др. Высшие М. обладали верховной властью, все остальные имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы. В некоторых современных государствах так называется система судебных ведомств.
МАГИСТРАТУРА - в Древнем Риме государственная должность. Высшая М. — диктатор, децемвиры, консулы, преторы, цензоры. Низшая М. — народные трибуны, эдилы, квесторы и др. Высшие М. обладали верховной властью, все остальные имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы. В некоторых современных государствах так называется система судебных ведомств.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Магистрат
городское учреждение. Введен в 1722 г. как орган самоуправления торгово-промышленным населением. Состоял из выборных бургомистров и ратманов. В больших городах возглавлялся президентом. Магистрат был судебноадминистративным органом, решавшим все уголовные и гражданские дела горожан, наблюдавшим за раскладкой и сбором податей, отбыванием повинностей, городским хозяйством и благоустройством. Городские магистраты подчинялись Главному магистрату, а по отношению к местной администрации были независимы. В 1727 г. Главный магистрат был упразднен, а городские магистраты названы ратушами и подчинены воеводам. В 1743 г. магистраты восстановлены, но оставлены в зависимости от администрации. По закону 1775 г. городские магистраты и ратуши подчинялись губернским магистратам и состояли из избранных на три года купечеством и мещанами двух бурмистров и четырех ратманов и были чисто судебными сословными учреждениями. Апелляционными и контрольными инстанциями были губернские палаты уголовного и гражданского суда. Магистратам подчинялись словесные суды. Там, где по закону 1775 г. городских дум не было, магистраты занимались также городскими финансовыми и хозяйственными делами. В 1866 г. магистраты упразднены в Европейской России, а в 1885 г. – в Сибири.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
МАГИСТРАТ
• Magistr?tus,
означает как правительственную должность, так и само начальственное лицо.
a) Во время Республики.
Оридинарными и непременными М. были: консулы, цензоры, преторы, эдилы, квесторы, народные трибуны, в противоположность чрезвычайным, избиравшимся только в особенных случаях, каковы были: dictator, magister equitum, interrex, praefectus urbi, decemviri legibus scribundis и др. М. были curules и non curules, смотря по тому, имели ли они право на sella curulis или нет; к первым принадлежали: консулы, преторы, курульные эдилы, диктатор, mag. eq. Высшие M. (mag. maiores) были все патрицианские до тех пор, пока плебеи не получили доступа к занятию этих должностей; тем не менее прежнее название осталось и обозначало консулов, цензоров, преторов, диктатора. Все они, исключая диктатора, избирались в центуриатских комициях, тогда как mag. minores, каковы эдилы, квесторы, народные трибуны, viginti sex viri, III viri nocturni, различные curatores и т. п. выбирались в трибутных комициях. Права М. были: созывать народ в собрание (contio), издавать эдикты и декреты, входить с представлениями в сенат (referre ad sen.), налагать денежные штрафы, производить авсинции. Mag. maiores имели, кроме того, право предводительствовать на войне, что давалось им по вступлении в должность особым законом, lex curiata de imperio, производить суд, созывать сенат и производить комиции. Высшие М. давали приказания низшим. Власть М. ограничивалась сенатом, протестом со стороны (intercessio) равных или же высших М., правом апелляции к народу и угрожавшим, в случае превышения власти, обвинением по истечении должностного года, т. к. во время исполнения должности высшие М. не могли подвергаться суду. Консулы, вступая в должность, приносили присягу в соблюдении законов, а слагая ее — в том, что ни в чем не нарушили законов. Для получения должности было необходимо:
1. личное заявление своей кандидатуры до комиций;
2. законный возраст. Требуемый возраст первоначально определялся существовавшим обычаем, пока lex Villia annalis и позднее lex Cornelia Суллы не установили более точного определения. Во времена Цицерона консул должен был иметь от роду 43 года, претор — 40, курульный эдил — 37, квестор — 30. Иногда, впрочем, некоторые кандидаты освобождались народом и сенатом, впоследствии императором, от применения к ним этого закона (lex annalis), напр., Scipio Aemilianus (Liv. ер. 50), Cn. Pompejus Octavianus;
3. безукоризненное телосложение;
4. постепенность и определенный порядок в отправлении должностей, а именно сперва квестуры (эдильства), затем претуры и наконец консульства. Этот обычный порядок Сулла установил законом;
5. между отдельными магистратурами должен был проходить определенный промежуток времени. Так, плебисцитом 412 г. до Р. X. было определено, чтобы никто не мог занимать той же самой должности во второй раз ранее 10 лет, хотя, конечно, бывали исключения; в затруднительных случаях сенат и народ, впоследствии же только первый, давали разрешение вступать в должность и ранее этого срока. Непременные М. с 153 г. до Р. X. вступали в отправление должности 1 января и занимали ее в течение одного года, если только не встречалось надобности в назначении новых на их место — suffecti. Народные трибуны постоянно вступали в должность 10 декабря. О присяге см. Ius iurandum, II, 3. Отрешение от должности первоначально было делом неслыханным до Гракха, который впервые заставил отказаться своего товарища по должности Октавия; впоследствии это случалось несколько раз. О знаках отличия, присвоенных М. см. Fasces, Фасции, Lictor, Ликтор, Sella curulis, Курульное кресло, и Vestimenta, Одежда, II. Жалованья М. не получали, но вне Рима получали полную экипировку, деньги, платье, палатки, корабли и т. д.
b) Во время Империи
большая часть прежних М. продолжала существовать, хотя с более ограниченною властью; кроме того, было введено много новых должностей, как: praefectus urbi, (см. Сенат), praef. praetorio, (см. Сеяны), praef. annonae, (см. Полиция), praef. aerarii, (см. Эрарии и Квестор), многие curatores, (см. Кураторы). Диоклетиан и Константин совершенно преобразовали гражданскую службу; появился строго разделенный и дисциплинированный состав чиновников как в придворной и государственной службе, так в гражданской и военной. Вместе с этим явилось множество титулярных чиновников, так называемых honorarii. Власть чиновников была ограниченнее, чем власть прежних магистратов, но зато — блистательнее почетные их отличия. Многочисленные слуги имели военное устройство и назывались officiales. Отпускаемое на них прежде продовольствие (annona) заменено было большею частью деньгами. ср.: Mommsen, r?m. Staatsrecht, т. 1 и 2.
означает как правительственную должность, так и само начальственное лицо.
a) Во время Республики.
Оридинарными и непременными М. были: консулы, цензоры, преторы, эдилы, квесторы, народные трибуны, в противоположность чрезвычайным, избиравшимся только в особенных случаях, каковы были: dictator, magister equitum, interrex, praefectus urbi, decemviri legibus scribundis и др. М. были curules и non curules, смотря по тому, имели ли они право на sella curulis или нет; к первым принадлежали: консулы, преторы, курульные эдилы, диктатор, mag. eq. Высшие M. (mag. maiores) были все патрицианские до тех пор, пока плебеи не получили доступа к занятию этих должностей; тем не менее прежнее название осталось и обозначало консулов, цензоров, преторов, диктатора. Все они, исключая диктатора, избирались в центуриатских комициях, тогда как mag. minores, каковы эдилы, квесторы, народные трибуны, viginti sex viri, III viri nocturni, различные curatores и т. п. выбирались в трибутных комициях. Права М. были: созывать народ в собрание (contio), издавать эдикты и декреты, входить с представлениями в сенат (referre ad sen.), налагать денежные штрафы, производить авсинции. Mag. maiores имели, кроме того, право предводительствовать на войне, что давалось им по вступлении в должность особым законом, lex curiata de imperio, производить суд, созывать сенат и производить комиции. Высшие М. давали приказания низшим. Власть М. ограничивалась сенатом, протестом со стороны (intercessio) равных или же высших М., правом апелляции к народу и угрожавшим, в случае превышения власти, обвинением по истечении должностного года, т. к. во время исполнения должности высшие М. не могли подвергаться суду. Консулы, вступая в должность, приносили присягу в соблюдении законов, а слагая ее — в том, что ни в чем не нарушили законов. Для получения должности было необходимо:
1. личное заявление своей кандидатуры до комиций;
2. законный возраст. Требуемый возраст первоначально определялся существовавшим обычаем, пока lex Villia annalis и позднее lex Cornelia Суллы не установили более точного определения. Во времена Цицерона консул должен был иметь от роду 43 года, претор — 40, курульный эдил — 37, квестор — 30. Иногда, впрочем, некоторые кандидаты освобождались народом и сенатом, впоследствии императором, от применения к ним этого закона (lex annalis), напр., Scipio Aemilianus (Liv. ер. 50), Cn. Pompejus Octavianus;
3. безукоризненное телосложение;
4. постепенность и определенный порядок в отправлении должностей, а именно сперва квестуры (эдильства), затем претуры и наконец консульства. Этот обычный порядок Сулла установил законом;
5. между отдельными магистратурами должен был проходить определенный промежуток времени. Так, плебисцитом 412 г. до Р. X. было определено, чтобы никто не мог занимать той же самой должности во второй раз ранее 10 лет, хотя, конечно, бывали исключения; в затруднительных случаях сенат и народ, впоследствии же только первый, давали разрешение вступать в должность и ранее этого срока. Непременные М. с 153 г. до Р. X. вступали в отправление должности 1 января и занимали ее в течение одного года, если только не встречалось надобности в назначении новых на их место — suffecti. Народные трибуны постоянно вступали в должность 10 декабря. О присяге см. Ius iurandum, II, 3. Отрешение от должности первоначально было делом неслыханным до Гракха, который впервые заставил отказаться своего товарища по должности Октавия; впоследствии это случалось несколько раз. О знаках отличия, присвоенных М. см. Fasces, Фасции, Lictor, Ликтор, Sella curulis, Курульное кресло, и Vestimenta, Одежда, II. Жалованья М. не получали, но вне Рима получали полную экипировку, деньги, платье, палатки, корабли и т. д.
b) Во время Империи
большая часть прежних М. продолжала существовать, хотя с более ограниченною властью; кроме того, было введено много новых должностей, как: praefectus urbi, (см. Сенат), praef. praetorio, (см. Сеяны), praef. annonae, (см. Полиция), praef. aerarii, (см. Эрарии и Квестор), многие curatores, (см. Кураторы). Диоклетиан и Константин совершенно преобразовали гражданскую службу; появился строго разделенный и дисциплинированный состав чиновников как в придворной и государственной службе, так в гражданской и военной. Вместе с этим явилось множество титулярных чиновников, так называемых honorarii. Власть чиновников была ограниченнее, чем власть прежних магистратов, но зато — блистательнее почетные их отличия. Многочисленные слуги имели военное устройство и назывались officiales. Отпускаемое на них прежде продовольствие (annona) заменено было большею частью деньгами. ср.: Mommsen, r?m. Staatsrecht, т. 1 и 2.