МАХАБХАРАТА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАХАБХАРАТА
др.-инд. эпич. поэма («Великое сказание о потомках Бхараты»). Написана на санскрите. В ней рассказыв. о борьбе за престол потомков царя Бхараты — пяти братьев Пандавов с их ста двоюрод. братьями Кауравами, закончивш. 18-дневной битвой, в к-рой приняли участие все народы, известные тогда индийцам. Ученые считают, что в основе гл. сюжета «М.» лежат действит. события 10 — 9 вв. до н.э.; осн. цикл сказаний уже сущест-вовал в 6 — 5 вв. до н.э.; дошедшая до нас редакция была записана в первые века н.э.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

«МАХАБХАРАТА
санскрит – «Сказание о великих Бхарата»), древнейший памятник индийского эпоса (4 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Содержит 200 000 строк, оформленных в виде двустиший, поделен на 18 книг. «Махабхарата» представляет собой развернутый героический сюжет: военное противостояние двоюродных братьев пандавов (сынов Панду) и кауравов (потомков Куру), битва на поле Курукшетре, в которую оказались втянуты представители всех индийских царств, печальные последствия этой битвы. В этот сюжет включено множество «вставных» разножанровых произведений: лирические любовные истории («Сказание о Нале», известное рус. читателю в вольном переложении В. А. Жуковского «Наль и Дамаянти»), сказочные повести (короткая версия сказания о Раме – параллель к эпосу «Рамаяна»), военные и религиозно-философские трактаты («Бхагавадгита») и пр., что придает «Махабхарате» статус гигантской энциклопедии сюжетов и жанров древнеиндийской литературы.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

МАХАБХАРАТА
древнеиндийская эпическая поэма, рассказывает о борьбе 5 братьев Пандавов, потомков царя Бхараты, за престол (X-IX вв. до н.э.
Содержит рекомендации правителям: "Если царь соблюдает закон, он способствует приданию своей особе подобия божественности, если же он творит беззаконие, он отправляется прямо в ад... Эпохи ли есть причина появления (сообразного ей) царя, или же царь есть причина своей эпохи, в этом не должно быть у тебя сомнения, ибо царь есть причина своей эпохи. Ведь это царь является творцом Критаюги, Треты и Двапары. Равно и в (появлении) четвертой юги (Калиюги) царь является причиной. Царь, созидающий Критаюгу, наслаждается небом в полной мере. Царь, вызывающий к жизни Третаюгу, наслаждается небесным блаженством, но не в полной мере. А тот царь, что устанавливает Двапараюгу, вкушает (небесное блаженство) только в соответствии с долей (своих добродетельных заслуг). Поэтому царь, отличающийся дурными деяниями, пребывает в аду вечные времена. Ведь от пороков царя оскверняется весь мир, а от пороков мира оскверняется он сам.
Так гласит глава сто тридцатая в Удьйоганаре великой Махабхараты" (см.
Калиюга).

Источник: Археологический словарь. 1996

«МАХАБХАРАТА»
(санскр. — «Сказание о вели-ких Бхарата») — эпос народов Индии, сложившийся на основе устных сказаний и легенд второй половины II тыс. до н.э. и принявший современный вид к сере-дине I тыс. н.э. Вначале эпос существовал на местных языках, а затем был записан на санскрите. Сюжет «Ма-хабхараты» строится на описании битвы двух родов —Пандавов и Кауравов — и их союзников за власть в Хастинапуре (Дели). Эта борьба принимает размеры грандиозной битвы, в которой участвуют все живущее на земле и на небе — боги и духи, люди и звери. Это придает битве космический размах. В состав «Махабхараты» вошли 18 книг, несколько вводных эпических сказаний и легенд, лишь опосредованно связанных с основным сюжетом. Среди таких вставок — поэма более позднего происхождения — «Бхагавадгита», в которой изложены основные положения индуизма. Художественную ценность «Махабхарате» придают картины дворцов правителей, их подробно описанные украшения, выражающие прекрасные мечты людей того времени о волшебной красоте мира. Эта книга стала богатейшим источником сюжетов и образов, которые активно использовались не только в более поздней литературе, но и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Заметно повлияла эта поэма и на развитие национальных литератур других стран — Индонезии, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Шри-Ланки, Тибета и Монголии. В Европе «Махабхарата» стала известна с конца
XVIII в., когда появились английский, немецкий и русский переводы «Бхагавадгиты» и полный перевод поэмы на английском языке.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
687.61 кб

Направленность времени в «картине мира» древних индийцев (по эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна»)

Поликарпов Сергей Сергеевич
На основе эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна» проводится культурологический анализ проблемы направленности времени в imago mundi древних индийцев.
Читать PDF
151.96 кб

Малайзийская Махабхарата

Урляпов Вячеслав Федорович
Статья посвящена конфликту, который разразился в политической элите Малайзии между бывшим премьер-министром Махатхиром Мохамадом и его преемником Абдуллой Ахмадом Бадави. Конфликт был назван местными СМИ "Малайзии Махабхарата".
Читать PDF
378.57 кб

Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб. : Европейский дом, 2010. 400 с. , илл.

Кулланда Сергей Всеволодович, Русанов Максим Альбертович
Читать PDF
301.74 кб

Мудрец-сказитель в Махабхарате (к проблеме эпического текстосложения)

Невелева Светлана Леонидовна
В статье рассматривается проблема так называемого брахманского редактирования эпоса и постепенного изменения типа эпического сказителя.
Читать PDF
327.94 кб

Сюжет о смерти и воскрешении брахманского мальчика обычай «выставления» в «Махабхарате»: «Шантипарва

М. И. Петрова
Читать PDF
231.79 кб

Отношение к смерти и практика самореализации в Махабхарате с позиции юнгианского психоанализа

Тарнапольская Галина Михайловна
Исследуется проблема самореализации личности. Сопоставлены практики самореализации в Бхагавад-гите и юнгиан-ском психоанализе. Выявлено значение смерти через анализ ее архетипических образов, представленных в Мокшадхарме.
Читать PDF
152.03 кб

Идея жертвы, диалога и согласия в «Махабхарате» и в творческом наследии В. Соловьева

Дворянов Сергей Викторович, Курьянович Артем Олегович
Раскрываются проблемы развития современной цивилизации с точки зрения религиозных и этических ценностей, содержащихся в ведийской традиции и русском философском наследии.