МАХАЯНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАХАЯНА
большая колесница или великий путь спасения; одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н.э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве — наставнике, ведущем живые существа к просветлению.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Махаяна
санскр., букв. – большая колесница) – наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МАХАЯНА
большая колесница — одно из двух основных направлений буддизма. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства — парамиты, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и их одаривающий. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, которые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир иллюзорен, реальна только нирване, отождествляемая с высшим абсолютом, миром первичных драхм. Значительное место занимает учение о рае. Их несколько, они подробно описываются в литературе М. и проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная нирвана. М. стала основой ряда школ и направлении более позднего буддизма за пределами Индии, в том числе и ламаизма.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МАХАЯНА
санскр. - большая колесница или великий путь спасения) - одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н. э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве - наставнике, ведущем живые существа к просветлению. Согласно М., все существа могут достичь нирваны и стать буддами. Первыми авторами канонич. текстов М. были Буддхагхоша, Ашвагхоша, крупнейшим философом - Нагарджуна. Большинство канонич. текстов М.в Индии составлено в первых вв. н. э. на санскрите, в странах сев. буддизма - на тибетском, китайском, а также на местных языках. Одним из древнейших текстов М. является Лалитавистара. С первых вв. н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии и др. странах. Пантеон М. содержит большое количество бодхисатв, главный из них - Авалокитешвара - бодхисатва сострадания. Для М. характерны пышные религ. обряды.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, (пер. с англ.), т. 1, М., 1956; Suzuki D. Т., Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Hiriyama M., Outlines ot Indian philosophy, L., 1956.

О. С. Семека. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Махаяна
(санскр. – большая колесница, широкий путь спасения) – одно из двух основных направлений буддизма, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в начале н.э. Основным в махаяне считается положение о том, что спастись может не только монах, как утверждает хинаяна (См. Хинаяна), но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв (См. Бодхисатва), которые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно махаяне, мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «выс шим абсолютом», миром первичных дхарм. В махаяне значительное место занимает учение о рае, причем их несколько. Будда в махаяне из мудрецаучителя превращается в типичное божество. Бодхисатвы – его эманации. Основные положения махаяны стремились укрепить 2 религиозно-философские школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, которое якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (См. Сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддается определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистической интуицией. Махаяна стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в том числе и ламаизма. См. Буддизм, Ламаизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
527.68 кб

О существовании внешних объектов в махаянской традиции (на примере учения йогачары)

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
Статья посвящена исследованию развития религиозно-философских положений махаянской системы йогачара.
Читать PDF
400.08 кб

Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма Махаяны)

Нестеркин Сергей Петрович
В статье отмечается, что проблема религиозной толерантности приобретает особую актуальность в настоящее время, когда вследствие высокой социальной мобильности очень многим приходится жить в поликонфессиональных сообществах.
Читать PDF
5.76 мб

Образ женского божества в буддизме махаяны

Нурова Г.В.
Читать PDF
224.45 кб

О буддизме Махаяны в современном социокультурном пространстве Северной Америки

Аякова Жаргал Аюшиевна
В настоящее время буддизм в Северной Америке представляет собой значительное явление. Американские буддисты представлены как обширными азиатскими диаспорами, так и новообращенными последователями.
Читать PDF
1.29 мб

ТЭНГРИАНСТВО И БУДДИЗМ МАХАЯНЫ В ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЕДИНОБОРСТВА "ШОНЫ

Абаев Николай Вячеславович
В статье рассматривается вопрос об историческом синтезе и взаимодействии национальной религии бурят и монголов тэнгрианства («религия Вечного Синего Неба») и Северного буддизма Махаяны.
Читать PDF
110.17 кб

О метафизическом мировоззрении Владимира Соловьева с точки зрения буддизма махаяны

Тани Суми
Концепция Софии Премудрости Божией в философии В.Соловьёва.
Читать PDF
1.26 мб

Религиоведческий анализ медитативной сессии буддийской традиции Махаяны в изложении Достопочтенного

Головко Д. А.
В статье рассматриваются основные принципы и этапы проведения медитативной сессии в традиции буддизма Махаяны как религиозной практики, направленной на изменение направления потока сознания участников в состояние умиротворения и и
Читать PDF
586.78 кб

Буддизм Махаяны как духовно-интеллектуальный ресурс

Аякова Жаргал Аюшиевна
Буддийское учение нацелено на тренировку ума и его трансформацию. Философия буддизма Махаяны это философия, ориентированная на человека.
Читать PDF
335.42 кб

Пять Путей махаяны и тибетская традиция Ламрим

Лощенков Алексей Вячеславович
Рассмотрены Пять Путей махаяны, являющиеся системой стадиальной духовной практики личности, следующей по пути бодхисаттвы личности, устремленной к полному раскрытию собственного потенциала ради блага всех живых существ.
Читать PDF
374.32 кб

Цивилизационные последствия распространения буддизма махаяны на азиатском континенте

Лепехов Сергей Юрьевич
В статье обсуждаются некоторые философские концепции буддизма махаяны и их прагматическое применение в практике государственного управления, экономике и идеологической сфере, что повлияло на цивилизационное развитие в азиатском ко
Читать PDF
398.00 кб

Женское начало в доктринальных основаниях буддизма Махаяны

Эрендженова Юлия Юрьевна
В статье предпринята попытка анализа таких базовых доктрин буддизма Махаяны, как праджняпарамита (запредельная мудрость) и бодхичитта (сознание, направленное на просветление).
Читать PDF
506.51 кб

ПРАКТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УМА И ПОВЕДЕНИЯ БОДХИСАТТВ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА БУДДИЗМА МАХАЯНЫ

Бадмаева Мария Валентиновна, Сандакова Арюна Валерьевна
В статье рассматривается практика бодхисаттв по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара» [3] и наиболее подробных комментариев к нему в социально-философском преломлении.