МАХАЯНА
МАХАЯНА
большая колесница или великий путь спасения; одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н.э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве — наставнике, ведущем живые существа к просветлению.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Махаяна
санскр., букв. – большая колесница) – наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МАХАЯНА
большая колесница — одно из двух основных направлений буддизма. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства — парамиты, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и их одаривающий. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, которые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир иллюзорен, реальна только нирване, отождествляемая с высшим абсолютом, миром первичных драхм. Значительное место занимает учение о рае. Их несколько, они подробно описываются в литературе М. и проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная нирвана. М. стала основой ряда школ и направлении более позднего буддизма за пределами Индии, в том числе и ламаизма.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАХАЯНА
санскр. - большая колесница или великий путь спасения) - одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н. э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве - наставнике, ведущем живые существа к просветлению. Согласно М., все существа могут достичь нирваны и стать буддами. Первыми авторами канонич. текстов М. были Буддхагхоша, Ашвагхоша, крупнейшим философом - Нагарджуна. Большинство канонич. текстов М.в Индии составлено в первых вв. н. э. на санскрите, в странах сев. буддизма - на тибетском, китайском, а также на местных языках. Одним из древнейших текстов М. является Лалитавистара. С первых вв. н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии и др. странах. Пантеон М. содержит большое количество бодхисатв, главный из них - Авалокитешвара - бодхисатва сострадания. Для М. характерны пышные религ. обряды. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, (пер. с англ.), т. 1, М., 1956; Suzuki D. Т., Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Hiriyama M., Outlines ot Indian philosophy, L., 1956. О. С. Семека. Москва.
Махаяна
(санскр. – большая колесница, широкий путь спасения) – одно из двух основных направлений буддизма, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в начале н.э. Основным в махаяне считается положение о том, что спастись может не только монах, как утверждает хинаяна (См. Хинаяна), но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв (См. Бодхисатва), которые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно махаяне, мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «выс шим абсолютом», миром первичных дхарм. В махаяне значительное место занимает учение о рае, причем их несколько. Будда в махаяне из мудрецаучителя превращается в типичное божество. Бодхисатвы – его эманации. Основные положения махаяны стремились укрепить 2 религиозно-философские школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, которое якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (См. Сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддается определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистической интуицией. Махаяна стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в том числе и ламаизма. См. Буддизм, Ламаизм.