искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием.
В протоклассический период границы государства майя охватывали область обитания десятков племен. Майя обладали глубокими познаниями в астрономии, медицине и математике (цифра «ноль» была известна им на сотни лет раньше, чем в Европе). К 200 г. до н. э. в городах Тикаль и Вашактун были возведены четырехгранные каменные ступенчатые пирамиды, на вершине которых возвышались деревянные храмы с крышами из пальмовых листьев.
В период расцвета была разработана календарная система, более точная, чем европейский юлианский календарь, развивалась сложнейшая иероглифическая письменность, уникальная для цивилизаций древней Америки и расшифрованная лишь в 20 в. Рукописи украшались рисунками (т. н. Дрезденская рукопись). Архитектуру этой эпохи отличает монументальность форм, использование ступенчатого ложногосвода, расположение комплексов длинных зданий вокруг прямоугольных дворов и площадок для ритуальной игры в мяч, сориентированных по сторонам света. Особенным великолепием отличался город Копан (7 в.) с несколькими пирамидами, платформами для церемоний, крупнейшей древней обсерваторией, храмами и площадями, на которых стояли каменные алтари и стелы, украшенные резными рельефами и надписями. Паленке, по неизвестным причинам покинутый жителями в 10 в., поражает причудливой белокаменной архитектурой из плит известняка, скрепленных известковым раствором, смешанным с песком. Стены и потолки зданий были покрыты лепнымдекором. Из известняка изготавливали также украшения и посуду. Майя были превосходными резчиками по камню; они создавали барельефы и горельефы, умели прекрасно передавать в скульптуре округлые объемные формы. Статуи и рельефы посвящались правителям и многочисленным божествам, изображавшимся как в облике людей, так и животных и растений. Рельефы часто раскрашивались. В настенных росписях преобладали исторические и религиозные сюжеты. Плоские фигуры и предметы очерчивались четкими контурами и ярко раскрашивались. Живописцы применяли растительные и минеральные краски, не используя черный и белый цвета (росписи храма в Бонампаке, кон. 8 в.).
В 9 в. большинство городов майя было разрушено во время войны с тольтеками, стоявшими во главе др. индейских племен. В 10 в. на полуострове Юкатан возникло новое майя-тольтекское государство. В этот период крупными архитектурно-художественными центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан. На территории Чичен-Ица находились храмы-пирамиды бога Кукулькана, воинов и ягуаров со стенными росписями; обсерватория и семь площадок для игры в мяч. Сохранились также руины четырех колоннад, окружавших прямоугольную площадь, статуи божеств и рельефы. Центром Ушмаля был дворец правителя, роскошно украшенный скульптурой и мозаикой. Город Майяпан был окружен каменной стеной с шестью главными воротами, внутри которой находились многочисленные здания с колоннами, храм Кастильо, круглый храм Караколь, площадки для священных танцев и жилые дома.
В поздний период культура майя переживала упадок, связанный с междоусобными войнами. Нашествие испанских конкистадоров встретило упорное сопротивление, завоевание растянулось на много лет (1527–1697). В 1697 г. был взят последний оплот майя – город Тайясаль, находившийся на острове посреди озера Петен-Ица.