МАЙКОВ Аполлон Аполлонович

Найдено 1 определение
МАЙКОВ Аполлон Аполлонович
1866—не ранее 1917), художник, один из основателей и руководителей Союза Русского Народа (СРН), член Главного Совета СРН, автор проекта союзного нагрудного знака. Сын известного русского поэта А. Н. Майкова (23.05.1821—8.03.1897), домовладелец (собственный дом на Васильевском острове). Активный общественный деятель, член Русского Собрания (РС) с первых лет существования РС, но основная деятельность связана с СРН. Вместе с иг. Арсением (Алексеевым), А. И. Дубровиным, И. И. Барановым, А. И. Тришатным и С. И. Тришатным стоял у истоков Союза. Дубровин в 1910 вспоминал, что у него самого мысль о необходимости Союза зрела уже с 9 янв. 1905, и «как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков. Другие присоединились уже к нам». С самого момента основания Майков стал членом Главного Совета СРН и наряду с А. И. Тришатным был избран товарищем председателя Союза. По свидетельству Дубровина, в самом начале Майков взял на себя всю текущую работу, заведование Советом и канцелярией Союза, он «с раннего утра приходил в Союз и оставался там до ночи». Формально Майков считался учредителем Союза № 1 (по номеру членского билета), но фактически был вторым человеком в Союзе (после Дубровина). Однако вскоре его отодвинули с первых ролей в СРН, и вместо него товарищем председателя стал В. М. Пуришкевич, а Майков занял более скромную должность одного из товарищей председателя Петербургского отдела СРН. Автор проекта нагрудного знака СРН, художественные достоинства которого высоко оценивались правыми.
23 дек. 1905 был в составе делегации СРН на Высочайшем приеме, когда союзники преподнесли знаки члена Союза Русского Народа Государю и Наследнику. Майков от имени жителей Петербурга зачитал адрес Государю, затем с жаром добавил: «Государь! Мой покойный отец имел счастие быть лично Тебе известным. Умирая, он завещал нам, детям своим: «Служите верою Государю, этим вы будете служить и России, и Народу Русскому». Государь, отец мой был поэт и душою поэта он чувствовал русскую народную душу. Верь, Государь, что весь истинно Русский Народ так думает и чувствует. Верь, Государь, что всякая попытка врагов Твоих и Народа Русского захватить или ограничить Твою власть вызовет в народе неслыханную ужасающую смуту, которая грозит охватить Россию кровавым заревом. Только от Царской власти, превыше всех властей земных поставленной пред Богом, ожидает Русский Народ светлого будущего и спасения от постигших его несчастий. Государь, мы все умрем за Тебя». Государь поблагодарил Майкова за искренние чувства и сказал, что верит Русскому Народу. Примерно в это же время А. И. Дубровин, П. Ф. Булацель и Майков были приняты вел. кн. Николаем Николаевичем, которому изложили «опасное положение России под управлением Витте, который, побуждаемый жидами, ведет к революции и распадению России». Великий князь выслушал лидеров СРН и обещал им свое содействие и покровительство. Есть сведения, что Майков был членом секретной «приемной комиссии» СРН, которая занималась организацией боевых дружин союзников и решала вопросы по снабжению членов дружин оружием на случай столкновений с революционными боевиками. Принимал участие в работе первых монархических съездов и совещаний. Делегат 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8–12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания) и 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6–12 апр. 1906. Принимал активное участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), на котором выступал по вопросу о формах единения монархистов, предложив «образовать в виде опыта до следующего Съезда Исполнительный комитет». Член комиссии для выработки решения по этому вопросу, выступал с речью в день закрытия съезда. Принимал также участие в работе 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), на котором был делегатом от Петербургского отдела спортивного монархического общества «Кречет». Кроме того, Майков был председателем двух монархических совещаний в Ярославле: частного Совещания членов СРН 25 окт. 1907 и Ярославского совещания (3-е частное Совещание отделов Союза Русского Народа в Ярославле 8–10 марта 1909). На последнем он выступал с докладом на злободневную житейскую тему о популяризации опытов огнеупорных построек, ввиду того, что, по статистическим данным, каждые 25 лет Россия полностью сгорает. Кроме того, он предложил дополнить доклад организационной комиссии двумя пунктами. В связи с тем, что к этому времени участились случаи исключения некоторых лиц из монархических организаций, что приводило к скандалам и разным эксцессам, Майков предложил, чтобы Главный Совет СРН не проходил мимо этих фактов и каждый раз обсуждал причины исключения членов единомышленных организаций. Также он предложил зачислить в разряд враждебных СРН организаций «Московский Союз Русского Народа», руководимый прот. И. И. Восторговым и архим. Макарием (Гневушевым) за то, что они не принимают в свою среду старообрядцев, чем нарушают решения монархических съездов. В ходе обсуждения тактики монархистов на выборах в Государственную Думу Майков выступал против соглашений с умеренными конституционалистами. Так, 10 янв. 1907 на собрании действительных членов РС, где обсуждался вопрос о соглашении с партией Правового порядка, он произнес горячую речь, в которой заявил, что такое соглашение вконец подорвет те основные начала, на которых были созданы РС и СРН, обесценит их цели и идеалы. Однако большинство придерживалось другого мнения, и соглашение было подписано. Помимо организационной и пропагандистской деятельности, Майков выступал и как политический публицист, публиковался в органе СРН — газете «Русское знамя». По внешнеполитическим вопросам он придерживался традиционных для монархистов воззрений, считая главным союзником России Германию, а врагом — Англию.
29 сент. 1906 в «Русском знамени» появилась его статья «Англичане едут», в которой он протестовал против визита в Россию английской парламентской делегации. Англичане прибывали, по его мнению, главным образом, для поддержки своих единомышленников — кадетов, что является, по существу, оскорблением России. В статье Майков высоко отзывался о германском императоре Вильгельме II, которого называл «Императором-рыцарем», «носителем чистых идеалов не ожидовевших еще германцев». Особенную известность Майкову, как публицисту, принесла его брошюра «Революционеры и черносотенцы» (1907), в которой он дал целостное изложение идеологии монархического движения. Прежде всего, Майков подчеркивал, что не стоит стыдиться наименования «черносотенцы» или «черносотенники» (как он предпочитал писать), хотя его и дали монархистам враги. Он считал это название верно отражающим самую суть движения, ведь «первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большей частью люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался «чернью», «черными людьми»». Майков отмечал, что отличительной чертой монархического движения является символ «За Веру, Царя и Отечество», или «Православие, Самодержавие, Народность». И он в своей брошюре проанализировал содержание каждого элемента монархической триады. Православная Церковь, по убеждению Майкова, есть «основа русской народной жизни и Российского государства», Церковь дала Русскому Народу политическую свободу, а теперь «должна быть краеугольным камнем и его гражданской свободы, основанием устройства его гражданской жизни». А значит, основой гражданского общества в России должна стать «христианская община на началах братской любви и милосердия, взаимопомощи и христианского просвещения». Только так можно реально улучшить положение обездоленных. Из этих рассуждений Майков делал закономерный вывод, что Православная Церковь должна быть господствующей в России. Царское Самодержавие, считал Майков, «установлено самим Русским Народом, а не происходит от завоевания, как при абсолютизме, а потому, по сути своей, не представляет из себя господства, а занимает относительно народа служебное положение». Враги патриотов распространяли клеветнические измышления, будто монархисты выступают против участия народа в управлении страной. На самом деле, монархисты главным условием крепости Самодержавия считают единение Царя с народом, выступают за то, чтобы народ мог «свободно обсуждать свои нужды, изыскивать средства для их облегчения и тем помогать Царю в Его управлении страной». Одним из эффективных средств единения Царя с народом, по мысли Майкова, может являться Гос. Дума, которая должна стать источником осведомления Царя о нуждах народа и должна получить от Царя «право надзора за деятельностью слуг царских и право подачи жалоб на них Царю». Но так может случиться тогда, когда в Думе будут «только представители Русского Православного народа, как хозяина земли русской», а инородцы будут иметь лишь своих особых представителей при Думе. Но это вовсе не противоречит тому, что власть Самодержца остается неограниченной, а полнота Царской власти неприкосновенной, ибо это является условием охранения власти от захвата «шайкой ловких политиков». Неограниченность, по мнению Майкова, означает, прежде всего, неподкупность, независимость от партийного эгоизма, беспристрастность ко всем слоям населения. Единственное ограничение, которое допускают монархисты, — «Царь должен быть православным», что является гарантией того, что Он будет ревнителем и заступником Православной Церкви, станет управлять народом по своей христианской совести. Враги монархистов распускали еще одну клевету, будто они являются защитниками «старого режима», т. е. произвола чиновников. В ответ Майков изложил монархический взгляд на бюрократию: она есть «средостение между Царем и народом»; «она главная виновница того, что политика правительства пошла совершенно вразрез с нуждами и стремлениями русского народа»; она состоит «из большого количества инородцев или людей воспитанных на иностранных началах»; она виновата в низком уровне народного просвещения, в результате чего школа поставляет врагов русской народности и России. Характеризуя третий элемент триады, который Майков называл не вообще «Народность», но «Русская Народность», он подчеркнул, что «учение черносотенников имеет основанием национализм», что монархисты — противники космополитизма, они выступают за то, чтобы русские занимали «господствующее положение в России». Однако, провозглашая национализм основой идеологии, Майков призывал не забывать, что «без Православной Церкви не сложился бы Русский Народ в одно могучее целое», что «у всех явилась общая связь, общая Святыня» именно благодаря Церкви. Поскольку «начало народности происходит от природного семейного начала», монархисты выступают в защиту семьи. Майков выступил также решительным защитником начала сословности общества, как залога процветания России, когда «население не представляет из себя смешанной и перепутанной толпы, а собрано в отдельные части, связанные между собой общностью своих интересов, занятий, промыслов и пр. условий жизни». Только так население сможет разобраться в своих подлинных нуждах. На началах сословности, считал Майков, должна быть построена и Гос. Дума.
В связи с идеей сословности вопросом первостепенной важности является «восстановление общесословного церковного прихода», который в наше смутное время должен стать «колыбелью новому возрождению русской самобытности». Важными составляющими идеологии монархического движения были антиконституционализм и антилиберализм, чему уделил немало внимания в своей брошюре и Майков. Он отмечал, что идея конституционализма внутренне лжива, ибо основана на ложной идее парламентаризма. Либералы любят говорить о парламенте как о собрании выборных от народа, а значит, — институте, который якобы выражает волю и голос всего народа. На самом деле, парламентаризм дает власть не народу, а наиболее ловкой политической партии. Майков также обращал внимание на творческую примитивность либерализма, ведь «революционерам и конституционалистам не приходится ничего создавать, ничего изучать, и к их услугам громадная иностранная литература, которую им достаточно перевести на русский язык». Он метко называл противников монархистов «переводчиками», у которых отсутствует самостоятельное творчество. Несамобытность мысли неизбежно ведет к нежизненности и агрессивной теоретичности, когда «в противовес самобытному национальному развитию» те или иные формы жизни создаются по измышлению людей, «воображающих себя великими мудрецами и насильно навязываются народу». Майков с грустью отмечал: «Увы! ни над одним народом не производилось столько опытов насаждения теоретического развития, как над русским! Только живучесть раз созданных им себе форм жизни дала ему силу переносить все эти эксперименты и сбрасывать все наносное и чуждое». Особенную опасность конституционализма Майков видел в двух обстоятельствах.
Во-первых, «могущественный капитал принадлежит евреям и, следовательно, введение конституции равносильно передаче власти над Россией в руки евреев», которые хорошо организованы и уже подчиняют себе Европу.
Во-вторых, уже теперь видно, что «состав конституционных партий представляет из себя собрание всех, кого можно считать враждебными русскому народу и его самобытному развитию». В отличие от многих своих единомышленников (И. Г. Щегловитов, К. Н. Пасхалов и др.) Майков не протестовал против того, что монархистов называли «революционерами справа». Наоборот, он заявлял, что для такого утверждения есть основания, ибо и революционеры и черносотенцы выступают против власти капитала. Однако он призывал видеть и различие, которое состоит в разных способах борьбы с капиталом: у революционеров — всеобщее разрушение; у монархистов — создание такой формы государственной жизни, «при которой возможно соблюдение равновесия между всеми частями народного организма». В итоге, «революционеры, воображающие, что они воюют с капиталом, в сущности лишь орудие еврейства, расчищающее еврейству господство над Русским Народом», а потому неудивительно, что именно еврейский капитал питает внутреннюю смуту. Майков подчеркивал, что глупо и невежественно видеть в монархистах противников реформ, напротив, «черносотенники желают полного переустройства русской жизни, осуждают всю правительственную политику, как внутреннюю, так и внешнюю всего последнего времени и желают самых коренных реформ». Однако они жаждут не абы каких реформ, но только таких, которые будут осуществляться «в духе русского народа, согласно с его историей», которые поведут к естественному развитию «всего уже созданного Русским Народом», а не превратятся в насильственное навязывание чуждых учений и учреждений. Майков сформулировал политическое кредо монархистов: «Все дальнейшее развитие гражданской и политической жизни может быть основано лишь на тех началах, на которых сложилась русская самобытная жизнь и Русское государство», т. е. на триаде Православие, Самодержавие, Русская Народность; «всякие реформы, противоречащие русским началам, не приносили и не принесут никакой пользы Русскому Народу, а наоборот поведут к его гибели». В итоге Майков пришел к выводу, который точно выражает роль монархического движения в русской истории: из всех существующих партий «черносотенцы одни являются представителями русского народного начала; они одни отстаивают русскую самобытность, от сохранения которой зависит жизнь или смерть Русского Народа». После раскола в СРН Майков отошел от активной монархической деятельности. Весной 1909 он отказался от членства в Главном Совете. Однако, поскольку он считался учредителем СРН № 1 и имел большой авторитет среди монархистов, его неоднократно уговаривали остаться. Трижды сторонники Н. Е. Маркова выбирали его в состав своего Главного Совета, но каждый раз он отказывался. Окончательно Майков вышел из состава Главного Совета и одновременно из числа учредителей в нояб. 1911. К сторонникам А. И. Дубровина, во Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа Майков тоже не пошел. В это время он сблизился с кн. М. Н. Волконским, который, как и он, отошел от участия в монархическом движении после раскола СРН. Имя Майкова мы видим в числе основателей Православного Камчатского братства, которое было организовано по почину иером. (будущего митр.) Нестора (Анисимова). Дата и обстоятельства его кончины неизвестны. Членом РС в 1906–1908 был также его брат статский советник Н. А. Майков, состоявший при Министерстве народного просвещения, редактор «Сельского вестника».
Соч.: Англичане едут // Русское знамя. 1906. 29 сент.; Революционеры и черносотенцы. СПб., 1907; Святитель Петр Чудотворец Московский. Пг., 1911.
Лит.: Володина Н. В. Майковы. СПб., 2003; Куда временщики ведут Союз русского народа. СПб., 1910; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Пчелов Е. В. Майковы // Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия / Редкол. В. Л. Янин, В. М. Кареев, М. Д. Волков и др. Т. 3. М., 2000; Степанов А. Майков Аполлон Аполлонович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008