, Джованни Баттиста (Maini, Giovanni Battista) 1690, Кассано Маньяно Варезе — 1752, Рим. Итальянский скульптор, один из крупных мастеров барокко. Родился в маленьком городке в Ломбардии, с 1709 работал в Риме, обучался в мастерской К. Рускони и, возможно, у Ф. делла Валле, с которым делил мастерскую. В 1721 вместе с Рускони исполнял скульптурное убранство алтаря Св. Хуана Франсуа де Реджис в Мадриде. Одной из первых самостоятельных работ явился рельеф Архангел Михаил представляет штандарт с надписью: "Милосердие св. Франческо ди Паола", расположенный в правом трансепте римской церкви Сан Андреа делла Фратте; а также был автором ряда других заказов (фигуры путти, ангелов, Славы в алтаре церкви Сант Аньезе ин Агоне), в которых проявилось влияние Рускони. В 1725 Маини сочетался браком с Маргаритой Скарамуччи; в 1728 стал членом Академии Св. Луки, с 1746 был избран ее президентом. Имел мастерскую на виа делла Пурификацьоне около Сан Андреа делла Фратте. Значительной работой Маини явилось надгробие папы Иннокентия X (1729, церковь Сант Аньезе ин Агоне, возможно, по проекту К. Рускони). В традициях римской барочной пластики выполнена эффектная фигура сидящего папы с благословляющим жестом, а также фигура Справедливости с мечом, расположенная справа у саркофага, напоминающая образ воинственной римлянки. В 1730-е были созданы статуи св. Фелициано (1730), св. Иоанна, св. Луки, св. Филиппо Нери и св. Франческо ди Паола (1734—1737) собора Св. Петра в Риме. Статуи четырех святых — св. Габриэл, св. Михаил, св. Клара, св. Елизавета Венгерская — для церкви в Мафра принесли Маини известность в Португалии. Наиболее значительные работы скульптора — надгробие кардинала Нери Корсини и бронзовая статуя Климента XII на саркофаге (1732—1735, Рим, базилика Сан Джовани ин Латерано, капелла Корсини). Надгробие кардинала Нери Корсини исполнено в традиции позднего барокко: фигура кардинала расположена в нише над саркофагом, по краям которого находятся статуи Религии и Ангела. Поза кардинала Нери Корсини напоминает позу кардинала Ришелье в парадном портрете кисти Ф. де Шампеня, а статуя Религии — тот же образ в надгробии Льву XIII К. Рускони. Богатство светотени, "живописность" в воспроизведении одежд свидетельствуют о влиянии К. Маратти. Для портика этой же базилики Маини был создан рельеф Проповедь св. Иоанна. Для римских церквей были выполнены также рельеф Мадонна и св. Геласиус I, сжигающие еретические книги (1741—1743, фасад церкви Санта Мария Маджоре); фигуры ангелов (ок. 1745, алтарь церкви Санта Мария делла Скала); декор алтаря Св. Анны (1749, церковь Сан Андреа делла Фратте); надгробие Шипионе Сантакроче (1749, церковь Санта Мария дель Пополо); стукковый декор с позолоченным рельефом на своде грота под Большим алтарем (кон. 1750-х, собор Св. Петра), барельеф Смерть Марии для капеллы Киджи (1748, Сиена, собор), статуя Карла III для Монтекассино (1748), для патриархии в Лиссабоне — бронзовые рельефы Мадонна с Младенцем и Непорочное зачатие (1744, Лиссабон, алтарь церкви Св. Роха). Исполнял также копии с античной скульптуры для коллекционеров. Дж. Б. Маини имел много последователей: П. Пачилли, И. Спинацци, братья И. и Ф. Коллино и др.
Лит.: De Logu G. Antologia della sculptura italiana. Milano, 1956; Art in Rome in Eighteenth Century / Ed. by E. Peters Brown, J. J. Rishel. Philadelphia Museum of Art, 2000.
Е. Федотова