Майно

Найдено 1 определение
Майно
, Хуан Баутиста дель (Maino, Juan Bautista del) 1578, Пастрана, провинция Гвадалахара — 1641, Мадрид. Испанский живописец. Родился в семье уроженца Милана и матери-испанки. В юности жил в Милане и Риме, испытал влияние Г. Рени, А. Каррачи, а также художников брешианской и ломбардской школ. После 1595 поселился в Испании, с 1611 — в Толедо, где в 1613 стал монахом ордена доминиканцев. Был знаком с творчеством Эль Греко, считался даже без особых оснований его учеником. Ок. 1621 переехал в Мадрид; преподавал рисование инфанту Филиппу (будущему Филиппу IV), был членом жюри, высоко оценившим в 1627 картину молодого Веласкеса Изгнание морисков из Испании в 1609 году; в 1630-х сотрудничал с Веласкесом в живописном и декоративном убранстве королевского дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, писал фрески (для доминиканского монастыря Сан Педро Мартир в Толедо), картины на религиозные, исторические сюжеты, портреты. Пребывание в Италии определило многие особенности творчества Майно, свидетельствовало о полученных им уроках мастерства в построении многофигурной, развивающейся по вертикали крупномасштабной композиции, ее пространственной и ритмической организации и достижении пластичной объемности фигур, отмеченных чертами идеальности. Влияние караваджизма в картине Иоанн Евангелист (Базель, Художественный музей) обогатилось красочной светлофонной живописью в алтарном, ныне разрозненном цикле (1612—1613) для монастыря Сан Педро Мартир в Толедо, состоявшем из картин: Поклонение волхвов и Поклонение пастухов (оба — Мадрид, Прадо; по-видимому, более ранний вариант Поклонения пастухов находится в Санкт-Петербурге, Гос. Эрмитаж); Воскресение Христа и Сошествие Св. Духа (Вильянуэва и Гелтру, собрание Балагер). Поклонение волхвов — одно из значительных произведений не только в наследии Майно, но и в традиции изображения этой широко распространенной в живописи Нидерландов, Испании, Португалии XVI—XVII вв. темы как ликующего поклонения Божественному младенцу. Характерно стремление придать облику волхвов, восточных царей, как и всему строю картины, экзотический оттенок, впечатление роскоши, подчеркнутое деталями необычных одежд, богатством драгоценных даров; средневековая традиция изображения царя Бальтасара в виде негра тщательно обыграна (в картине Майно его сопровождает паж-негритенок). Уверенное мастерство Майно в создании торжественной религиозной композиции отличает Явление Мадонны со св. Марией Магдалиной и св. Екатериной доминиканскому монаху в Сориано (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; варианты — Сан Себастьяно, Музей изящных искусств Сан Тельмо; Мадрид, частное собрание; до 1958 в каталоге Гос. Эрмитажа картина считалась работой А. Кано). К несомненной удаче Майно в историческом жанре принадлежит Отвоевание Байи (до 1626, Мадрид, Прадо), в числе других полотен, посвященных победе испанского оружия, украшавшее Зал королевств дворца Буэн Ретиро в Мадриде. Среди традиционных парадных изображений (за исключением Сдачи Бреды Веласкеса) полотно Майно отличается большей долей воображения и живописной свободой. Художник соединил в одной композиции живую группу простолюдинов на переднем плане с условным репрезентативным мотивом — зрелищем ковра с вытканным изображением Филиппа IV и премьер-министра Оливареса, демонстрируемого толпе доном Фадриаке де Толедо, отбившим у голландцев бразильский порт Байю. Господствующий здесь принцип портретности, как и характерная выразительность многих персонажей, находит подтверждение в строгих портретах доминиканского монаха (Лондон, частное собрание), неизвестного кавалера (Мадрид, Прадо), исполненных Майно в традиции испанского реализма.
Лит.: Brown J. La Edad de Oro de la Pintura en Espana. Madrid, 1990.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006