МАЯКОВСКИЙ

Найдено 1 определение
МАЯКОВСКИЙ
Владимир Владимирович (1893, с. Багдади, Грузия – 1930, Москва), русский поэт. Родился в семье лесничего; после смерти отца семья переехала в Москву. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих поэтических пристрастиях Маяковский близок к модернистским направлениям, ближе всего к футуризму. В 1912 г. в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» опубликованы стихотворения «Ночь» и «Утро», в которых выразилась склонность к радикальным взглядам на мир и искусство и безудержному экспериментаторству. Центральными произведениями стали поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» (обе – 1915), «Война и мир» и «Человек» (обе – 1917). В них поэт бросает вызов обществу, низвергает его фальшивые условности, за которыми, как за маской, скрываются подлость и расчет. Поэма «Облако в штанах» является манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение, его идейный смысл Маяковский определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны. Буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастья человечеству. В 1916 г. поэт познакомился с М. Горьким. Вскоре Маяковский был призван на военную службу и назначен чертежником в автомобильную школу. В этом же году вышел стихотворный сборник «Простое, как мычание».
Маяковский с воодушевлением воспринял революцию. Он видел в ней дорогу ко всему новому и прогрессивному, к социальной справедливости и гуманизму. Свой поэтический талант поэт решил посвятить борьбе за нового человека, новую общественную мораль. После революции в его творчестве выделяются две основных линии: одну составляют произведения, воспевающие строителей коммунизма (поэма «150000000», 1921), в других развенчиваются приспособленцы, для которых за революционными лозунгами и призывами стоит стремление к власти, попытка устроить собственную карьеру и свить себе мещанское гнездышко: «О дряни» (1920–21), «Прозаседавшиеся» (1922), где поэт рисует гротесковые картины в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1919–21 гг. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве в качестве поэта и художника. В 1922–29 гг. совершает поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, Соединенные Штаты). Создаются поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин», сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926).
Среди крупных произведений зрелого Маяковского выделяется поэма «Хорошо!» (1927), имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. Написанное к десятилетней годовщине Октябрьской революции, произведение рассказывает о предреволюционной эпохе, о самой революции, о трудностях и победах Советского государства. Поэму отличает оптимистический пафос – прославление строителя нового общества. Симпатии Маяковского находятся на стороне большевиков, но в поэме отразились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом передела собственности, прежде всего кровопролитная гражданская война. Эту лирическую поэму с четко прописанным сюжетом можно назвать поэмой-хроникой.
В разное время Маяковский был членом литературных группировок ЛЕФ и РАПП, что свидетельствует о тщательных и мучительных поисках поэтом своего творческого «я», своего собственного стиля, об изменении его запросов и эстетических воззрений. Взгляды автора на задачи поэтического творчества, на место поэта в обществе ярко отражает вступление к неоконченной поэме «Во весь голос» (1930), которое можно назвать поэтическим завещанием. В нем Маяковский критикует мелкотемье и сентиментальные вирши-однодневки.
Вклад Маяковского в развитие русской литературы не ограничивается поэзией. Его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) явились вершинами русской драматургии 1920-х гг. Феерическая комедия «Клоп» содержит сокрушительную критику мещанства. Вычурные, непривычные для русского языка имена Пьера Скрипкина, Эльзевиры Давидовны и Розалии Павловны подчеркивают их неуместность в новом обществе. Центральным положительным образом в пьесе является образ простой работящей девушки Зои Березкиной, контрастно противопоставленный перечисленным выше персонажам. Чтобы подчеркнуть несостоятельность Пьера Скрипкина, Маяковский использует фантастический сюжет: герой попадает в будущее, где обнажается его сущность, и он превращается в мерзкого клопа. Аналогичный прием с перемещением в будущее поэт использует в пьесе «Баня», показывая, что двуличные бюрократы и приспособленцы не нужны обществу. Философские взгляды поэта были утопическими, как и строительство идеального общественного строя. Прошлое и настоящее оценивалось Маяковским с позиции будущего. Все прогрессивное с этой точки зрения приветствовалось, а остальное безжалостно отвергалось.
Маяковский вошел в историю русской литературы 20 в. как экспериментатор. Он привнес в русскую лирику образцы тонического (акцентного) стиха, породив тем самым мощную поэтическую традицию. Одним из последователей Маяковского стал Н. Н. Асеев. Огромное влияние творчество Маяковского оказало на поэтов-шестидесятников, наследовавших публицистический накал, приверженность к отражению в поэзии общественно значимой проблематики, а также многие приемы поэтической техники Маяковского.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.23 кб

Маяковский на татарском языке

Идиатуллина Л. Т.
В работе освещаются некоторые проблемы поэтического перевода, который всегда осознавался в теории перевода как наиболее сложный вид переводческой деятельности, так как перед переводчиком поэтического текста стоит проблема воссозда
Читать PDF
122.04 кб

«Мистерия Маяковский» в шведской культуре

Абрамова Оксана Геннадьевна
В статье впервые рассмотрена история восприятия творчества В. В. Маяковского шведской культурой от первых переводов и публикаций до сегодняшнего дня.
Читать PDF
1.50 мб

Мениппова сатира в творчестве В. В. Маяковского (на примере трагедии «Владимир Маяковский»)

Андреева Ольга Сергеевна
Рассматривается трагедия «Владимир Маяковский» в диалогической (коммуникативной) парадигме, что позволяет выделить в произведении черты мениппеи.
Читать PDF
204.89 кб

Маяковский и Рембо (к проблеме типологических схождений)

Васильев Игорь Евгеньевич, Комаров Константин Маркович
Читать PDF
1.26 мб

В. Маяковский и А. Крученых. Мотивация творческих экспериментов

Култышева О. М.
В статье рассматриваются творческие связи В. Маяковского и А. Крученых, проводится анализ их поэтических систем, на основе которого делается вывод, что характерное дня обоих экспериментаторство имеет разные целевые установки.
Читать PDF
285.49 кб

Из истории русской поэзии Серебряного века статья 9 футуристы. Владимир Маяковский. Игорь Северянин.

Корчикова Софья Леонидовна
Читать PDF
189.82 кб

Маяковский в татарском звучании

Идиатуллина Лейсан Тагировна
Читать PDF
94.09 кб

К вопросу о литературных перекличках: В. Маяковский и И. Анненский («Несколько слов о себе самом» и

Тырышкина Е. В.
Читать PDF
279.33 кб

Революционеры духа (А. Блок и В. Маяковский)

Култышева Ольга Михайловна
В статье рассматриваются творческие взаимосвязи В.Маяковского и А.
Читать PDF
146.11 кб

Поэтика рамочных компонентов в трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский»

Колмогорова Е. Н.
В статье рассматривается сюжетообразующая роль пролога и эпилога в ранней трагедии В. Маяковского.
Читать PDF
65.24 кб

Маяковский и русский футуризм: урок-лекция в 11 классе

Гринберг Белла Михайловна
Автор предлагает детально разработанный конспект урока, посвященного изучению эстетики русского футуризма на материале поэзии В. Маяковского. Поставленной целью определяется отбор художественных текстов для анализа школьниками.
Читать PDF
568.57 кб

«Маяковский воспел Антихриста». Поэт глазами Юлия Халфина

Бестолков Дмитрий Александрович
В статье рассматривается вопрос о своеобразии подхода Юлия Халфина к творчеству В.В. Маяковского. Системному анализу и контраргументации подвергаются ведущие положения его статьи «Гордые человеки.
Читать PDF
541.51 кб

Кодификация поэтического слова на телеэкране: Владимир Маяковский

Суленёва Наталья Васильевна
Статья посвящена проблеме перекодировки поэтического произведения в телеэкранную версию.
Читать PDF
571.26 кб

«Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей» (В. В. Маяковский в ракурсе подходов Бронис

Бестолков Дмитрий Александрович
В статье рассматривается авторская концепция сочинения Бр. Горба «Шут у трона революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актера Серебряного века Владимира Маяковского».
Читать PDF
117.55 кб

В. Маяковский и акмеизм

Култышева О. М.
В статье предпринимается попытка компаративного исследования стихов акмеистов и В. Маяковского.

Похожие термины:

  • Маяковский, Влад. Влад

    поэт-футурист, р. 7 июля 1894 в Кутаисе с, лесничего. {Венгеров}
  • ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

    Владимир Владимирович Маяковский родился в июле 1893 г. в грузинском селении Багдады, где его отец был лесничим. В 1906 г., после внезапной смерти отца, семья переехала в Москву. Здесь жизнь у Маяковски
  • Маяковский Владимир Владимирович

    (1893–1930), русский советский поэт. По определению И.В. Сталина, В.В. Маяковский был и остается «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Эта оценка ставит имя Маяковского, покончившего жи