МАК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАК
феод. дом в ср.-век. вьетнамском гос-ве Дайвьет. В 16-17 вв. играл значит. роль во внутриполитич. жизни страны. В 1527-33 члены дома М. были монархами Дайвьета, в 1533-92 - наследств. канцлерами (тюа) Дайвьета, с 1592 по 1677 - независимыми правителями части Сев. Дайвьета (совр. пров. Каобанг).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мак
, Хейнц (Mack, Heinz) Род. 1931, Лоллар. Немецкий скульптор, график, живописец. Представитель оп-арта (оптического искусства) в скульптуре. Свое художественное образование получил в Гос. художественной академии Дюссельдорфа (1950—1953). Изучал философию в Гос. университете Кельна (1956). Его увлечение творчеством П. Клее, Х. Миро и П. Пикассо привело к участию в "Группе 53" (1953, Дюссельдорф). Путешествие в Париж (1956—1958) и знакомство с монохромными произведениями Ива Клейна полностью перевернуло художественное сознание Мака и помогло познать самого себя. Его духовным отцом стал также К. Брынкуши (с 1957), чьи скульптурные произведения восхитили художника своей удивительной музыкальной ритмичностью и вдохновили на работу в области монументальной пластики: Мак решил заменить живописную монохромию Клена одноцветием куска металла. Беззвучные кинетические конструкции из стали, алюминия, меди, а также стекла и камня были призваны породить чарующую динамичную мелодию света, предрасполагавшую к созерцательности и тишине (Световой куб, 1957—1958; Серебряная световая стела, 1970, обе — Менхенгладбах, собрание художника). Трактуя понятие гармонии в духе А. Матисса, Мак издал манифест под названием Спокойствие беспокойства (1958), в котором призывал к демонстрации непрерывного движения простейшим способом оптической вибрации. В конце 1950-х Мак активно экспериментировал в области рельефа и затем воспроизводил в красках световые рефлексы на зеркальной поверхности металла. Он демонстрировал прямые пастозные полосы, которые из-за своей прерывистости и тональной дифференциации создавали эффект вибрации и мерцания (Картина вибрации, 1958, Дармштадт, собрание Сильвии и Ульриха Штроер; Без названия, 1958, Крефельд, Музей кайзера Вильгельма; Белая структура, 1959, Штутгарт, Гос. художественная галерея). В 1956—1960-х Мак вместе с О. Пине и чуть позже присоединившимся Г. Юккером организовал девять "Вечерних выставок" в Дюссельдорфе, одна из которых (седьмая) была названа официальным часом рождения художественной группы и движения "Зеро" (апрель 1958, от франц. "ноль", "ничего"). В художественных акциях и карнавальных процессиях группы "Зеро" Мак неоднократно обращался к лозунгам и символической демонстрации некоего "роскошного автомобиля", из окна которого при быстрой езде можно было бы видеть потрясающую воображение картину игры световых огней: начиная с бесконечного в своих многочисленных отражениях солнца и заканчивая электрическими и неоновыми лампами (нач. 1960-х, карнавал в Дюссельдорфе). Одной из основных причин распада объединения (1966), сопровождаемого изданием одноименного журнала, стал протест Мака против выдвинутого Пине понятия "новый идеализм". Художественную концепцию коллеги Мак рассматривал как "боевой клич", выступая против превращения программы "Зеро" в социальную, нарочито интеллектуализированную утопию. С 1958 художник планировал объединить реальное и выставочное пространство в проекте "Сахара" и на короткое время превратить пустыню в некий оазис искусства будущего. По словам Мака, его уникальный "заповедник" должен был состоять из 13 станций (Световой рельеф, Монумент света, Искусственное солнце и др.) и представлять собой эффектное шоу из света, воздуха и желтого песка, отраженного в зеркальной поверхности металлических скульптур. Такой грандиозный проект художник смог осуществить лишь частично. Со своими "немузейными" произведениями, предназначенными для открытой световоздушной среды, Мак экспериментировал во время путешествия по пустыне на территориях Марокко и Туниса (1962—1963), Сенегала и Мавритании (1965). Впоследствии при участии западногерманского телевидения он частично осуществил проект "Сахара", установив в песках Туниса высокие 11-метровые прямоугольные металлические конструкции (фильм Теле-Мак, 1968). В 1969 Мак планировал при участии метеорологов, физиков и геологов продолжить свою миссию "художественного колонизатора" и организовать выставку среди снегов Антарктики. Свой "заповедник" он рассматривал как особое пространство, которое предрасполагало бы к состоянию покоя и созерцания, даже нирваны. В 1960-х он активно популяризировал творческие идеи движения "Зеро" (доклады в университетах Нью-Йорка, Филадельфии, Торонто, проект учебного класса скульптуры нового типа в Академии Осака и др.) Для оформления праздника по случаю закрытия летних Олимпийских игр в Мюнхене (1972) Мак объединил интенсивность лучей прожекторов с энергией 112 фонтанов, которые в виде сплошной стены поднимались на высоту 36—38 м и представляли собой фантастическое зрелище в виде огромного светоносного облака. В 1988 он создал аналогичную Водную скульптуру на площади Немецкого единства в Дюссельдорфе. С 1990-х Мак вновь возвратился к активным занятиям абстрактной живописью.
Лит.: Mack. Objekte, Aktionen, Projekte / Hrsg. von Akademie der Kunste. Berlin, 1972; Weidemann K. Heinz Mack. Imaginationen. 1959—1973. Frankfurt am Mein; Berlin; Wien, 1974; Stachelhaus H. Zero. Dusseldorf; Wien; New York; Moskau, 1993.
Е. Орлова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006